Дело № 2-8271/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.12.2017 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
с участием: административного истца представителя административного истца административных ответчиков: судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия и.о. начальника Отдела судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия |
Н.Н. Федотова Д.В. Барышева, действующего на основании доверенности от 07.04.2017 И.Г. Бриненко, действующей на основании служебного удостоверения ТО 602570 Д.А. Кинера, действующего на основании приказа № 789 от 27.11.2017 |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотова Николая Николаевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Бриненко Ирине Геннадьевне о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Федотов Николай Николаевич (далее – взыскатель, заявитель, административный истец) обратился в суд с требованиями к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – Управление, административный ответчик), судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления Бриненко Ирине Геннадьевне (далее – СПИ Бриненко И.Г., административный соответчик) о признании незаконным действия (бездействие) в рамках исполнительного производства № 9118/13/01/10, которым с Руденко Сергея Анатольевича (далее – должник, заинтересованное лицо) в пользу заявителя взыскиваются денежные средства в сумме, превышающей один миллион рублей, полагая, что тем самым нарушаются права и законные интересы взыскателя.
Определением от 15.12.2017 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен исполняющий обязанности старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления Киннер Дмитрий Александрович (далее – ССП Киннер Д.А.).
Судом в судебном заседании 22.12.2017, в котором принимали участием заявитель, его представитель, СПИ Бриненко И.Г. и ССП Киннер Д.А., был объявлен перерыв до 15:00 час. 25.12.2017, информация о котором была размещена на сайте суда в сети Интернет и рассмотрение дела продолжено с участием тех же лиц.
Административный истец и его представитель на требованиях настаивали по доводам, подробно изложенным в административном исковом заявлении.
Дополнительно, указав, что бездействие также выражается в:
· Ненадлежащем исполнении решения Петрозаводского горсуда РК от 13.07.2017 года в части уведомления истца о ходе исполнительного производства, поскольку уведомление направлялось по <данные изъяты> в г. Петрозаводске, а не по месту проживания ( г. Петрозаводск, <данные изъяты>),
· Невыполнении всех предусмотренных законом исполнительных действий, а именно: ненаправлении запросов по совместно нажитому имуществу супругов, несвоевременности направления запросов по аренде земельного участка в отношении должника, отсутствие каких-либо действий в период с июня по сентябрь 2017 года,
· Ненаправление в установленный срок ответов по жалобам от 02.11.2017.
СПИ Бриненко И.Г. и ССП Киннер Д.А. в ходе рассмотрения дела возражали против удовлетворения требований, полагая, что по исполнительному производству своевременно предпринят исчерпывающий комплекс мер, направленных на его принудительное исполнение.
Управление, извещенное о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Должник, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 2а-4217/2017, исполнительного производства № 9118/13/01/10, суд приходит к следующим выводам.
Поскольку административный истец какие-либо иные требования, увеличивающие заявленные в административном иске, в письменном виде не формулировал, указанные требования не принимались судом, суд применительно к взаимосвязанным положениям ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 46, ст. 112, ч. 1 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 248 КАС РФ разрешает только и исключительно по заявленному и сформулированному в письменной форме в административном исковом заявлении предмету, имея ввиду то обстоятельство, что требования по иному предмету могут быть заявлены в самостоятельных судебных процедурах.
Обратный подход, позволяющий устно увеличивать предмет иска, может повлечь как искажение волеизъявления административного истца относительно действительного предмета уточненных требований, так и нарушение прав иных участников процесса относительно восприятия уточненных требований, а равно нарушение прав отсутствующих лиц, участвующих в деле, полагавших первоначально заявленные требования крайне незначительными и не обеспечивших в связи с этим свое участие в судебном заседании по их рассмотрению. Кроме того, увеличенные требования могут существенным образом затрагивать их права и законные интересы.
Также, исходя из того, что законность действий (бездействия) по исполнительному производству № 9118/13/01/10 за период со дня его возбуждения до 13.06.2017 проверялась при разрешении дела № 2а-4217/2017, суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее – постановление № 36), не проверяет законность действий (бездействия) сотрудников Управления в указанный период.
Соответственно, разрешая настоящее дело, суд проверяет исключительно законность действий (бездействия) Управления и его сотрудников в рамках исполнительного производства № 9118/13/01/10 с 14.06.2017 по настоящее время, не будучи связанным указанными заявителем основаниями и доводами (ч. 3 ст. 62, чч. 1 и 2 ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ), но не оценивая законность иных действий (бездействия), в том числе: по направлению сообщения об исполнении решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13.06.2017 по делу № 2а-4217/2017 (далее – решение от 13.06.2017), даче и направлении ответов на иные заявления и жалобы.
Должнику на праве аренды сроком с 18.02.2008 по 15.12.2047 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 271 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства блок-секции <данные изъяты> десятисекционного блокированного жилого дома, расположенный в 29 м. в направлении на юго-запад от <данные изъяты> в г. Петрозаводск, расположенного за пределами участка (далее – спорный участок).
Вступившим 28.08.2017 в законную силу решением от 13.06.2017 признано незаконным бездействие должностных лиц – судебных приставов-исполнителей Управления в ходе исполнительного производства № 9118/13/01/10 и на судебного пристава-исполнителя Управления возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения от 13.06.2017:
– предпринять все предусмотренные законом меры для полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 9118/13/01/10;
– сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу.
Решением от 13.06.2017 прямо констатировано, в том числе, бездействие в части обращения взыскания на принадлежащее должнику имущественное право – договор аренды спорного участка (страницы 2 и 5).
Согласно сообщению от 13.10.2017, поступившему в суд 18.10.2017 и направленному заявителю по его адресу, имеющемуся в исполнительном производстве, Управлением предприняты меры во исполнение решения от 13.06.2017, однако среди перечисленных мер не указано о конкретных мерах, предпринятых по обращению взыскания на право аренды спорного участка.
Мер по получению информации о проверке принадлежности указанного имущественного права, до настоящего времени не предпринято, при этом только 01.12.2017 был сформирован запрос в отношении земельного участка с очевидно ошибочно указанным кадастровым номером <данные изъяты> и адресом: г. Петрозаводск, <данные изъяты> (тогда как здание, расположенное по указанному адресу находится вне спорного участка), сведения о направлении которого и получении ответа на него, отсутствуют.
Представитель заявителя 03.11.2017 направил в:
– Управление жалобу на бездействие в связи с неисполнением требований исполнительного документа по исполнительному производству № 9118/13/01/10, констатированным решением от 13.06.2017, которая поступила в Управление 09.11.2017 и 10.11.2017 направлена в Отдел судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района Управления (далее – Отдел № 1 Управления);
– Отдел № 1 Управления заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства № 9118/13/01/10 и действиях, которые были выполнены по нему в период с 28.08.2017 по настоящее время.
По результатам рассмотрения обоих обращений (что следует из указания на предоставление информации как о ходе исполнительного производства, так и о бездействии судебного пристава-исполнителя), взыскателю был дан ответ от 06.12.2017.
С настоящим административным иском заявитель обратился 07.12.2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
Согласно ч.1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
В соответствие с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 128 Закона постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности; рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Аналогичное право на оспаривание постановлений и действий судебного пристава-исполнителя установлено ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ст. 360 КАС РФ.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствие со ст. 4 Закона исполнительное производство осуществляется на принципах: законности (п. 1), своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Истолковывая указанное нормативное предписание, Пленум Верховный Суд РФ в п. 15 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – постановление № 50) сформулировал следующую правовую позицию.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Решением от 13.06.2017 было признано незаконным, в том числе, бездействие сотрудников Управления в части, касающейся обращения взыскания на принадлежащее должнику имущественное право – право аренды спорного участка, – которое может обладать определенной стоимостью (определения Верховного Суда РФ от 24.03.2017 № 303-ЭС16-16877 по делу № А16-1418/2014, от 25.04.2017 № 60-КГ17-1), в том числе, имея ввиду его срок (до 15.12.2047) и вид разрешенного использования спорного участка (для строительства блок-секции <данные изъяты> десятисекционного блокированного жилого дома).
Со дня вынесения решения и до настоящего времени каких-либо мер по обращению взыскания на указанное имущественное право, на которое в силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 68, п. 3 ч. 1 ст. 75 Закона может быть обращено взыскание, не предпринималось и даже не направлялись в регистрирующий орган корректно оформленные запросы о нем.
Должностными лицами Управления, с учетом вида разрешенного использования спорного участка, не устанавливался, в том числе, с выездом на место нахождения спорного участка, факт наличия или отсутствия на нем каких-либо объектов (в том числе, незавершенных строительством), а в случае наличия таковых, принадлежащих должнику, – не осуществлялась государственная регистрация права собственности должника на них (п. 14 ч. 1 ст. 64, чч. 1, 3, 4 ст. 66 Закона).
Указанное в своей совокупности, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления № 36, свидетельствует о допущенном бездействии по исполнительному производству № 9118/13/01/10.
Должностными лицами Управления, не смотря на ранее наложенный и зарегистрированный 13.10.2014 запрет на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику права аренды спорного участка, констатированное решением от 13.06.2017 бездействие по обращению взыскания на указанное имущественное право, меры по обращению взыскания на него с 14.06.2017 до 25.12.2017, то есть почти на протяжении 6 месяцев (в том числе, почти в течении 4 месяцев после вступления решения от 13.06.2017 в законную силу), не предпринимались. Нахождение в суде оригинала материалов исполнительного производства в качестве приложения при рассмотрении дела № 2а-4217/2017 не препятствовало совершению исполнительных действий в полном объеме. При этом суд учитывает, что в определении суда от 30.05.2017 по делу № 2а-4217/2017 должностным лицам УФССП РК предлагалось представить копию исполнительного производства, что сделано не было. Ксерокопирование произведено судом самостоятельно и приобщены к материалам дела. Вместе с тем оригинал исполнительного производства должностными лицами УФССП из материалов дела не истребовался.
При этом в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав, принимая меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, не только вправе, но и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций в процессе принудительного исполнения судебных актов.
Таким образом, по исполнительному производству № 9118/13/01/10 должностными лицами Управления было допущено бездействие, поскольку у судебных приставов-исполнителей имелась возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом и решением от 13.06.2017 срок, однако указанные выше действия сделаны не были, чем были нарушены права и законные интересы взыскателя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что бездействие имело место по объективным причинам, находящимся вне сферы контроля судебных приставов-исполнителей, не представлено.
Таким образом, в силу пп. «б» п. 3, п. 4 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ подлежат признанию незаконными бездействия должностных лиц – судебных приставов-исполнителей Управления в ходе исполнительного производства № 9118/13/01/10, как не соответствующие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем на лиц, непосредственно осуществляющих функции по принудительному исполнению судебных актов (ч. 1 ст. 5 Закона) надлежит возложить обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения предпринять все предусмотренные законом меры для полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 9118/13/01/10. В том числе, но не исключительно, указанных в настоящем решении.
Имея ввиду длящийся характер бездействия по исполнительному производству, который до предъявления настоящего административного искового заявления совершением активных исполнительных действий не прерывался, суд приходит к выводу, что срок, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен. При этом также учитывается, что административным истцом в порядке подчиненности обжаловалось бездействие должностных лиц управления, притом что лишь 06.12.2017 был дан ответ на указанную жалобу, что в силу ч. 6 ст. 219 КАС РФ свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на его обжалование.
Суд не находит оснований для признания нарушающими права и законные интересы взыскателя действия должностных лиц Управления, совершенные в процессе принудительного исполнения исполнительного производства № 9118/13/01/10, поскольку они (хотя и в явно недостаточном объеме) были направлены на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, то есть в защиту интересов административного истца, имея ввиду то обстоятельство, что лишь установленная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупность обстоятельств является основанием для признания незаконным оспариваемого бездействия, в связи с чем в удовлетворении указанных требований следует отказать.
Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие должностных лиц – судебных приставов-исполнителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в ходе исполнительного производства № 9118/13/01/10.
Обязать судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения предпринять все предусмотренные законом меры для полного, правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 9118/13/01/10
Возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 09.01.2018.
Срок подачи апелляционной жалобы – до 09.02.2018 включительно.