Дело № 2-3580/2019
УИД 36RS0004-01-2019-003485-26
Строка 2.032
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при секретаре Володиной Т.И.,
с участием прокурора Харламовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов,
Установил:
Шальнева О.В. обратилась в суд с требованиями к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании увольнения с гражданской службы незаконным, восстановлении в должности гражданской службы, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Мотивируя заявленные исковые требования, указывает, что с 2012 г. она работала в Департаменте социальной защиты Воронежской области в должности начальника отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан. Она имеет высшее управленческое образование (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности государственное муниципальное управление), высшее техническое образование (ВГУ, специальность физик, красный диплом), неоконченное высшее юридическое образование (МЭСИ), стаж государственной гражданской службы более 27 лет, в. том числе более 12 лет работы специалистом в органах президентского контроля в администрации Президента РФ.
09 января 2019 г. Шальнева О.В. уведомлена о предстоящем увольнении в соответствии со ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и постановлением правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 г. № 1223 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области», в связи с сокращением главной должности государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области, которую она замещала.
Шальнева О.В. с 09 марта 2019 г. по 08 мая 2019 г. по состоянию здоровья была временно нетрудоспособна.
13 мая 2019 г. приказом №68/л служебный контракт расторгнут, Шальнева О.В. освобождена от занимаемой главной должности государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области и уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы, п.8.2. ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Истец считает, что при увольнении работодателем допущены существенные нарушения норм Федерального закона №79-ФЗ « О государственной гражданской службе в РФ» и норм трудового права, а именно ей не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
По состоянию на 09 января 2019 г., в течение последующих двух месяцев, а также в период до даты увольнения Шальневой О.В. в департаменте социальной защиты Воронежской области были вакантными более 30 должностей, в том числе должности, относящиеся к категории и группе замещаемой Шальневой О.В. должности, уровень ее квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы, в том числе: начальник отдела кадровой и организационной работы; начальник контрольно-ревизионного отдела; начальник отдела финансирования государственных учреждений; начальник отдела информативно-аналитической работы; 2 заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы; заместитель начальника отдела финансирования государственных учреждений. Выше перечисленные должности соответствовали категории и группе замещаемой Шальневой О.В. должности, уровню ее квалификации, профессиональному образованию и стажу гражданской службы.
Руководством департамента не предпринимались меры по исполнению возложенных на него обязанностей по обеспечению реализации прав Шальневой О.В. как лица, должность которой подлежала сокращению. Список вакансий ей предоставлен не был.
Вакантные должности, подходящие по уровню ее квалификации и профессионального образования ей предложены не были, а были предложены должности низкой квалификации и не относящиеся к должностям госслужбы.
В результате моральных истязаний со стороны руководства департамента, у Шальневой О.В. развились серьезные заболевания, в связи с чем, она находилась на больничном листе в период с 09 марта 2019 г. по 08 мая 2019 г.
30 мая 2019 г. Шальнева О.В. включена в кадровый резерв управления по работе с обращениями граждан правительства Воронежской области.
В связи с изложенным, истица просит признать незаконным увольнение Шальневой О.В., признать незаконным и отменить приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 13 мая 2019 г. №68/л об увольнении Шальневой О.В., восстановить Шальневу О.В. в ранее замещаемой должности гражданской службы, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Впоследствии истец уточнила заявленные требования и просит суд признать незаконным увольнение Шальневой О.В., признать незаконным и отменить приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 13 мая 2019 г. №68/л об увольнении Шальневой О.В., восстановить Шальневу О.В. на гражданской службе в должности, равной ранее занимаемой, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
11 сентября 2019 г. истец вновь уточнила требования и просит суд признать ее увольнение незаконным, проведенным с нарушением установленного порядка увольнения, восстановить на гражданской службе в ранее замещаемой должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
В судебном заседании истец Шальнева О.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив изложенное в исковом заявлении и пояснениях по делу.
Представители ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области, действующие на основании доверенностей Панкова И.В., Мишин Д.Г., Нурчкова И.Г., иск не признали, указывая на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что процедура увольнения была нарушена, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению, размер компенсации морального вреда полагала возможным снизить до 20 000 – 30 000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, при этом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Незаконность увольнения подразумевает либо отсутствие законного основания увольнения, либо нарушение установленного законном порядка увольнения, при этом, в соответствии с пунктом 23 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. (в действующей редакции) оба обстоятельства подтверждающие законность увольнения работника обязан доказать работодатель.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Частью 3 статьи 81 ТК РФ установлено, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса.
Между тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Трудовой кодекс РФ, исходя из статьи 73 Закона, может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом.
Данное положение содержится в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" о том, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из указанных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что действующим законодательством установлены особые условия труда государственных гражданских служащих, которые отличаются от трудовых отношений работников.
Согласно пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации), служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с частью 2 статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу требований статьи 179 Трудового кодекса РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. (в действующей редакции) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Конституционным Судом РФ в определениях от 15 июля 2008 г. N 411-О-О, N 412-О-О, N 413-О-О определена правовая позиция, согласно которой, реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст. 34 ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что проведение организационно-штатных мероприятий, в том числе по сокращению штатов, относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий, либо отсутствия таковой, так как иное обозначало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность соответствующего предприятия, что действующим трудовым законодательством не допускается.
Вместе с тем, по смыслу закона предложение вакансий конкретным работникам, при существенном сокращении численности штата организации и незначительном количестве вакансий, законодателем оставлено на усмотрение работодателя, поскольку данный вопрос относится к финансово-хозяйственной деятельности организации и должен разрешаться с учетом экономической целесообразности, поэтому суд в указанные вопросы может вмешиваться только в случае явного злоупотребления правом со стороны работодателя.
Судом установлено, что приказом от 26 января 2012 г. № 3/Л Шальнева О.В. была принята на государственную гражданскую службу Воронежской области и назначена на главную должность государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан департамента труда и социального развития Воронежской области (т.2 л.д. 388).
На основании постановления правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 г. №1223 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области» и принятого в соответствии с данным постановлением приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 09 января 2019 г. № 02/ОД с 27 февраля 2019 г. введено в действие новое штатное расписание и утверждена структура департамента социальной защиты Воронежской области.
Приказом руководителя Департамента № 03/ОД от 09 января 2019 г. создана комиссия по оптимизации деятельности департамента социальной защиты Воронежской области, в полномочия которой входило проведение организационно-штатных мероприятий.
Должность Шальневой О.В. в новом штатном расписании отсутствовала, так как отсутствовал отдел, возглавляемый ею.
Изменения штатного касается, в частности слияния двух отделов – отдела кадров и отдела организации дело производства и работы с обращениями граждан в отдел кадровой и организационной работы.
В соответствии с положениями статей 22, 74 ТК РФ работодатель вправе в любое время по своему усмотрению изменять структуру организации и штатную численность.
О предстоящем сокращении должности государственной гражданской службы истец была извещена уведомлением о сокращении должности, в установленные законом сроки.
С данным уведомлением Шальнева О.В. ознакомилась 09 января 2019 г.(т.1 л.д. 90).
В силу части 1 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
Исходя из вышеуказанных норм, у ответчика отсутствовала обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности. Данный вывод суда соответствует разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.).
Из материалов дела следует, что Шальневой О.В. предлагались следующие вакантные должности:
- старший инспектор отдела бюджетного учета и сводной отчетности;
- ведущая должность государственной гражданской службы области категории «специалисты» ведущий консультант отдела кадровой и организационной работы, на период временного отсутствия основного работника;
- старший инспектор отдела бюджетного планирования и мониторинга реализации государственных программ;
- старший инспектор отдела комплексного социального обслуживания населения, на период временного отсутствия работника;
- старший инспектор отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан.
Однако, 04 марта 2019 г. ознакомившись с предложенными вакантными должностями, истец указала «не соответствует по действующему законодательству» (т.1 л.д.91-95).
Таким образом, ответчик предпринял необходимые меры к трудоустройству Шальневой О.В., однако истец своим правом на занятие указанных выше и предложенных ей работодателем должностей государственной гражданской службы, не воспользовалась.
Кроме того, во исполнение положений п.6.4.2 Отраслевого соглашения между Воронежской областной территориальной организацией Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и департаментом социальной защиты Воронежской области на 2017-2019 г.г., 05 марта 2019 г. руководителем департамента социальной защиты населения Воронежской области направлены письма в адрес руководителей департаментов Воронежской области с просьбой рассмотрения кандидатуры Шальневой О.В. начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан, для дальнейшего трудоустройства (т.1 л.д.120-129).
Однако, должности, соответствующие образованию и квалификации истца, в департаментах отсутствовали.
Приказом от 07 марта 2019 г. №18/Л Шальнева О.В. была освобождена от занимаемой главной должности категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан.
Приказом от 11 марта 2019 г. №19/Л вышеуказанный приказ был отменен, в связи с нахождением Шальневой О.В. на листке нетрудоспособности.
Шальнева О.В. обращалась к руководителю департамента с заявлением о предоставлении ей соответствующего профессионального обучения до момента предстоящего увольнения, в связи с сокращением замещаемой ею должности гражданской службы с целью замещения свободных вакансий.
Ответом от 13 марта 2019 г. истцу было сообщено, что по имеющимся в департаменте вакансиям на главную группу должностей государственной гражданской службы (начальник отдела кадровой и организационной работы, начальник контрольно-ревизионного отдела, начальник финансирования государственных учреждений) необходимо базовое образование, которое требует продолжительного времени обучения. Предложенные 04 марта 2019 г. должности не предполагают дополнительного профессионального образования.
Поскольку Шальнева О.В. не дала согласие не на одну предложенную вакантную должность, приказом от 13 мая 2019 г. № 68/Л с Шальневой О.В. расторгнут служебный контракт от 26 января 2012 г. №1 и она освобождена от замещаемой главной должности государственной гражданской службы области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области и уволена с государственной гражданской службы Воронежской области в связи с сокращением должности гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» (т.1 л.д.12).
Истец указывает, что ей не были предложены должности, относящиеся к категории и группе замещаемой ею должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы, в том числе:
- начальник отдела кадровой и организационной работы;
- начальник контрольно-ревизионного отдела;
- начальник отдела финансирования государственных учреждений;
- начальник отдела информационно- аналитической работы;
- 2 заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы…;
- заместитель начальника отдела финансирования государственных учреждений.
Из материалов дела следует, что Шальнева О.В. имеет два высших образования, в 1988 г. окончила Воронежский ордена Ленина госуниверситет им. Ленинского комсомола пол специальности «физика», в 2000 г. окончила Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации присуждена квалификация «Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», имеет удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (т.2 л.д.167-174).
Согласно должностного регламента, утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 05 апреля 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция» или «Управление персоналом» не ниже уровня специалитета, магистратуры.
На вышеуказанную должность был назначен ФИО8, который имеет высшее образование по специальности «Юрист», имеет удостоверения о краткосрочных повышениях квалификации, а также с июня 2012 г. являлся начальником отдела кадров ДСЗ Воронежской области (ранее ДТ и СР Воронежской области) (т.2 л.д. 63-76).
В судебном заседании Шальнева О.В. указала, что имеет незаконченное высшее образование по специальности «Юриспруденция», однако какой-либо документ, подтверждающий завершение освоения истцом образовательных программ и получение ею соответствующего уровня образования, в установленном порядке выдан не был и представленным быть не может.
Согласно должностного регламента утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника контрольно-ревизионного отдела департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит» не ниже специалитета или магистратуры (т.1 л.д.198-205).
Должностной регламент, утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела финансирования государственных учреждений департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе предусматривает: наличие высшего образования по направлению подготовки «Экономика» или «Финансы и кредит», не ниже специалитета или магистратуры (т.1 л.д.156-163).
Должностной регламент, утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 15 октября 2018 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела информационно-аналитической работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе предусматривает: наличие высшего образования не ниже специалитета или магистратуры по специальностям, направлениям подготовки «Юриспруденция», «Социальная работа», (т.1 л.д.188-197).
Данную должность государственной гражданской службы занимала ФИО9
На момент сокращения Шальневой О.В. вышеуказанная должность не была вакантна, в связи с чем, и не была предложена истцу.
Кроме того, сама Шальнева О.В. указывает, что должность начальника информационно-аналитической работы сокращена постановлением правительства Воронежской области от 05 июля 2019 г. №675 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области», то есть после освобождения Шальневой О.В. от занимаемой должности.
Работодатель не обязан в течение всего предстоящего увольнению двухмесячного периода предлагать работнику, должность которого сокращается, другие, вводимые в штатное расписание, должности.
Согласно должностного регламента утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего профессионального образования необходимого для исполнения должностных обязанностей (т.1 л.д.173-178).
На данную должность назначена ФИО10 (в настоящее время Сенцова), имеющая диплом о высшем образовании ГОУВПО «Российский государственный социальный университет» присуждена квалификация «Экономист» по специальности «Финансы и кредит» и диплом ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет» присуждена квалификация «Учитель истории. Социальный педагог» по специальности «История», удостоверения о повышении квалификации (т. 3л.д. 104-108).
Кроме того, на момент проводимых мероприятий по сокращению штата, ФИО10 находилась в состоянии беременности, что подтверждается копией обменной карты №, выданной женской консультацией (т.3 л.д.173).
Частью четвертой статьи 261 ТК РФ установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), а также другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по ограниченному числу оснований, непосредственно перечисленных в данной статье).
К квалификационным требованиям на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области относятся: наличие высшего профессионального образования по следующим направления подготовки: «Юриспруденция» или «Социальная работа» (т.1 л.д.180-187).
Данную должность с 05 апреля 2019 г. занимает Панкова И.В., имеющая диплом Воронежского юридического техникума по специальности «Правоведение и учет в системе социального обеспечения» присуждена квалификация «Юрист» (т.3 л.д.142), а также высшее образование по квалификации «Специалист по социальной работе» по специальности «социальная работа» (т.3 л.д. 143), удостоверения о краткосрочных повышениях квалификации и диплом о профессиональной переподготовке на ведение профессиональной деятельности в сфере правового обеспечения государственного и муниципального управления (т.3 л.д.146).
Должностной регламент утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела финансирования государственных учреждений департамента социальной защиты Воронежской области, предусматривает, что при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе, к уровню профессионального образования: наличие высшего профессионального образования по специальности «Экономика» или «Финансы и кредит» (т.1 л.д.164-172).
Данную должность с 05 апреля 2019 г. занимает ФИО11, которая имеет диплом Воронежского энергетического техникума по квалификации «техник» по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (т.3 л.д. 77), диплом о высшем образовании по квалификации «Экономист» по специальности «Финансы и кредит»(т.3 л.д.78), а также удостоверения о повышении квалификации (т.3 л.д.79-82).
Каких-либо доказательств наличия у Шальневой О.В. квалификации и профессиональной подготовки по указанным ею должностям, не предоставлено.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы (п. 29).
Кроме того, предлагать сотруднику вакансию или работу, которая потребует его переквалификации, ввиду отсутствия необходимой квалификации и образования, сотрудник не может требовать предложить ему подобную работу, поскольку необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров определяет сам работодатель, основаны на нормах действующего законодательства, и иному толкованию не подлежит.
Поскольку должность занимаемая истцом, была исключена из штатного расписания, отсутствовал в новой структуре и новом штатном расписании и отдел, возглавляемый истцом, каких-либо новых должностей с аналогичными должностными функциями в новом штатном расписании введено не было, в связи с чем, оснований для установления лиц, обладающих более высокой квалификацией, специальностью, направлением подготовки, соответствующих области и виду профессиональной служебной деятельности, большей продолжительностью стажа работы по специальности, направлению подготовки и более высоких результатов профессиональной служебной деятельности, у представителя работодателя не имелось.
Что касается доводов Шальневой О.В. о преимущественном праве оставления на государственной службе, поскольку она является с 01 января 2019 г. предпенсионером, матерью-одиночкой, сын является студентом дневного отделения ВГУ, суд приходит к следующему.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Из анализа приведенной нормы следует, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна или несколько из одинаковых должностей, т.е. между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению.
Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание преимущественного права на замещение той или иной должности. Объективный учет такого права работодателем является критерием оценки обоснованности и законности принятого решения об увольнении сотрудника, с точки зрения соблюдения процедуры увольнения при сокращении должностей государственной гражданской службы.
Тот факт, что некоторые сотрудники ответчика были переведены на вновь вводимые должности не свидетельствует о нарушении прав истца, так как предложение перевода на вакантную должность не тождественно порядку реализации права на преимущественное оставление на работе, установленному частью 4 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации во внимание, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со статьей 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
Представленная истцом справка по состоянию на 10 июля 2019 г., о том, что Шальнева О.В., 17 июля 1966 г.р. относится к категории предпенсионного возраста в соответствии со ст.185.1 ТК РФ с 01 января 2019 г. не может быть принята судом во внимание, поскольку она касается лишь гарантий, предоставленных работникам при прохождении диспансеризации (т.3 л.д.20).
Согласно п.1.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону, а именно возраст +18 месяцев.
Доводы истца о том, что она является одинокой матерью и единственным работником в семье, поскольку ее сын является студентом, не могут быть подтверждением ее преимущественного права на оставление на государственной службе, поскольку из материалов дела установлено, что на момент рассмотрения дела сыну Шальневой О.В. исполнился 21 год, он является трудоспособным.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исковые требования Шальневой О.В. о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно выписке из распоряжения правительства Воронежской области от 06 июня 2019 г. № 500-р Шальнева О.В. включена в кадровый резерв управления по работе с обращениями граждан правительства Воронежской области на главную группу должностей категории «специалисты» (т.3 л.д.19).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях, незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В данном случае требование о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и требование о компенсации морального вреда являются производными от требований о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, которые удовлетворению не подлежат, то отсутствуют основания для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шальневой Ольги Васильевны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Манькова Е.М.
Дело № 2-3580/2019
УИД 36RS0004-01-2019-003485-26
Строка 2.032
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при секретаре Володиной Т.И.,
с участием прокурора Харламовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов,
Установил:
Шальнева О.В. обратилась в суд с требованиями к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании увольнения с гражданской службы незаконным, восстановлении в должности гражданской службы, взыскании оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Мотивируя заявленные исковые требования, указывает, что с 2012 г. она работала в Департаменте социальной защиты Воронежской области в должности начальника отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан. Она имеет высшее управленческое образование (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности государственное муниципальное управление), высшее техническое образование (ВГУ, специальность физик, красный диплом), неоконченное высшее юридическое образование (МЭСИ), стаж государственной гражданской службы более 27 лет, в. том числе более 12 лет работы специалистом в органах президентского контроля в администрации Президента РФ.
09 января 2019 г. Шальнева О.В. уведомлена о предстоящем увольнении в соответствии со ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и постановлением правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 г. № 1223 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области», в связи с сокращением главной должности государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области, которую она замещала.
Шальнева О.В. с 09 марта 2019 г. по 08 мая 2019 г. по состоянию здоровья была временно нетрудоспособна.
13 мая 2019 г. приказом №68/л служебный контракт расторгнут, Шальнева О.В. освобождена от занимаемой главной должности государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области и уволена с государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы, п.8.2. ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Истец считает, что при увольнении работодателем допущены существенные нарушения норм Федерального закона №79-ФЗ « О государственной гражданской службе в РФ» и норм трудового права, а именно ей не были предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
По состоянию на 09 января 2019 г., в течение последующих двух месяцев, а также в период до даты увольнения Шальневой О.В. в департаменте социальной защиты Воронежской области были вакантными более 30 должностей, в том числе должности, относящиеся к категории и группе замещаемой Шальневой О.В. должности, уровень ее квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы, в том числе: начальник отдела кадровой и организационной работы; начальник контрольно-ревизионного отдела; начальник отдела финансирования государственных учреждений; начальник отдела информативно-аналитической работы; 2 заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы; заместитель начальника отдела финансирования государственных учреждений. Выше перечисленные должности соответствовали категории и группе замещаемой Шальневой О.В. должности, уровню ее квалификации, профессиональному образованию и стажу гражданской службы.
Руководством департамента не предпринимались меры по исполнению возложенных на него обязанностей по обеспечению реализации прав Шальневой О.В. как лица, должность которой подлежала сокращению. Список вакансий ей предоставлен не был.
Вакантные должности, подходящие по уровню ее квалификации и профессионального образования ей предложены не были, а были предложены должности низкой квалификации и не относящиеся к должностям госслужбы.
В результате моральных истязаний со стороны руководства департамента, у Шальневой О.В. развились серьезные заболевания, в связи с чем, она находилась на больничном листе в период с 09 марта 2019 г. по 08 мая 2019 г.
30 мая 2019 г. Шальнева О.В. включена в кадровый резерв управления по работе с обращениями граждан правительства Воронежской области.
В связи с изложенным, истица просит признать незаконным увольнение Шальневой О.В., признать незаконным и отменить приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 13 мая 2019 г. №68/л об увольнении Шальневой О.В., восстановить Шальневу О.В. в ранее замещаемой должности гражданской службы, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Впоследствии истец уточнила заявленные требования и просит суд признать незаконным увольнение Шальневой О.В., признать незаконным и отменить приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 13 мая 2019 г. №68/л об увольнении Шальневой О.В., восстановить Шальневу О.В. на гражданской службе в должности, равной ранее занимаемой, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
11 сентября 2019 г. истец вновь уточнила требования и просит суд признать ее увольнение незаконным, проведенным с нарушением установленного порядка увольнения, восстановить на гражданской службе в ранее замещаемой должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 14 мая 2019 г. по день восстановления в ранее замещаемой должности гражданской службы, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, расходы по оплате госпошлины возложить на ответчика.
В судебном заседании истец Шальнева О.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив изложенное в исковом заявлении и пояснениях по делу.
Представители ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области, действующие на основании доверенностей Панкова И.В., Мишин Д.Г., Нурчкова И.Г., иск не признали, указывая на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что процедура увольнения была нарушена, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению, размер компенсации морального вреда полагала возможным снизить до 20 000 – 30 000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, при этом орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Незаконность увольнения подразумевает либо отсутствие законного основания увольнения, либо нарушение установленного законном порядка увольнения, при этом, в соответствии с пунктом 23 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. (в действующей редакции) оба обстоятельства подтверждающие законность увольнения работника обязан доказать работодатель.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Частью 3 статьи 81 ТК РФ установлено, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса.
Между тем, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Трудовой кодекс РФ, исходя из статьи 73 Закона, может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом.
Данное положение содержится в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" о том, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из указанных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что действующим законодательством установлены особые условия труда государственных гражданских служащих, которые отличаются от трудовых отношений работников.
Согласно пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации), служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с частью 2 статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу требований статьи 179 Трудового кодекса РФ при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 г. (в действующей редакции) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
Конституционным Судом РФ в определениях от 15 июля 2008 г. N 411-О-О, N 412-О-О, N 413-О-О определена правовая позиция, согласно которой, реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст. 34 ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что проведение организационно-штатных мероприятий, в том числе по сокращению штатов, относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий, либо отсутствия таковой, так как иное обозначало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность соответствующего предприятия, что действующим трудовым законодательством не допускается.
Вместе с тем, по смыслу закона предложение вакансий конкретным работникам, при существенном сокращении численности штата организации и незначительном количестве вакансий, законодателем оставлено на усмотрение работодателя, поскольку данный вопрос относится к финансово-хозяйственной деятельности организации и должен разрешаться с учетом экономической целесообразности, поэтому суд в указанные вопросы может вмешиваться только в случае явного злоупотребления правом со стороны работодателя.
Судом установлено, что приказом от 26 января 2012 г. № 3/Л Шальнева О.В. была принята на государственную гражданскую службу Воронежской области и назначена на главную должность государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан департамента труда и социального развития Воронежской области (т.2 л.д. 388).
На основании постановления правительства Воронежской области от 29 декабря 2018 г. №1223 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области» и принятого в соответствии с данным постановлением приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 09 января 2019 г. № 02/ОД с 27 февраля 2019 г. введено в действие новое штатное расписание и утверждена структура департамента социальной защиты Воронежской области.
Приказом руководителя Департамента № 03/ОД от 09 января 2019 г. создана комиссия по оптимизации деятельности департамента социальной защиты Воронежской области, в полномочия которой входило проведение организационно-штатных мероприятий.
Должность Шальневой О.В. в новом штатном расписании отсутствовала, так как отсутствовал отдел, возглавляемый ею.
Изменения штатного касается, в частности слияния двух отделов – отдела кадров и отдела организации дело производства и работы с обращениями граждан в отдел кадровой и организационной работы.
В соответствии с положениями статей 22, 74 ТК РФ работодатель вправе в любое время по своему усмотрению изменять структуру организации и штатную численность.
О предстоящем сокращении должности государственной гражданской службы истец была извещена уведомлением о сокращении должности, в установленные законом сроки.
С данным уведомлением Шальнева О.В. ознакомилась 09 января 2019 г.(т.1 л.д. 90).
В силу части 1 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.
Исходя из вышеуказанных норм, у ответчика отсутствовала обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности. Данный вывод суда соответствует разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.).
Из материалов дела следует, что Шальневой О.В. предлагались следующие вакантные должности:
- старший инспектор отдела бюджетного учета и сводной отчетности;
- ведущая должность государственной гражданской службы области категории «специалисты» ведущий консультант отдела кадровой и организационной работы, на период временного отсутствия основного работника;
- старший инспектор отдела бюджетного планирования и мониторинга реализации государственных программ;
- старший инспектор отдела комплексного социального обслуживания населения, на период временного отсутствия работника;
- старший инспектор отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан.
Однако, 04 марта 2019 г. ознакомившись с предложенными вакантными должностями, истец указала «не соответствует по действующему законодательству» (т.1 л.д.91-95).
Таким образом, ответчик предпринял необходимые меры к трудоустройству Шальневой О.В., однако истец своим правом на занятие указанных выше и предложенных ей работодателем должностей государственной гражданской службы, не воспользовалась.
Кроме того, во исполнение положений п.6.4.2 Отраслевого соглашения между Воронежской областной территориальной организацией Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и департаментом социальной защиты Воронежской области на 2017-2019 г.г., 05 марта 2019 г. руководителем департамента социальной защиты населения Воронежской области направлены письма в адрес руководителей департаментов Воронежской области с просьбой рассмотрения кандидатуры Шальневой О.В. начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан, для дальнейшего трудоустройства (т.1 л.д.120-129).
Однако, должности, соответствующие образованию и квалификации истца, в департаментах отсутствовали.
Приказом от 07 марта 2019 г. №18/Л Шальнева О.В. была освобождена от занимаемой главной должности категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан.
Приказом от 11 марта 2019 г. №19/Л вышеуказанный приказ был отменен, в связи с нахождением Шальневой О.В. на листке нетрудоспособности.
Шальнева О.В. обращалась к руководителю департамента с заявлением о предоставлении ей соответствующего профессионального обучения до момента предстоящего увольнения, в связи с сокращением замещаемой ею должности гражданской службы с целью замещения свободных вакансий.
Ответом от 13 марта 2019 г. истцу было сообщено, что по имеющимся в департаменте вакансиям на главную группу должностей государственной гражданской службы (начальник отдела кадровой и организационной работы, начальник контрольно-ревизионного отдела, начальник финансирования государственных учреждений) необходимо базовое образование, которое требует продолжительного времени обучения. Предложенные 04 марта 2019 г. должности не предполагают дополнительного профессионального образования.
Поскольку Шальнева О.В. не дала согласие не на одну предложенную вакантную должность, приказом от 13 мая 2019 г. № 68/Л с Шальневой О.В. расторгнут служебный контракт от 26 января 2012 г. №1 и она освобождена от замещаемой главной должности государственной гражданской службы области категории «специалисты» начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты Воронежской области и уволена с государственной гражданской службы Воронежской области в связи с сокращением должности гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» (т.1 л.д.12).
Истец указывает, что ей не были предложены должности, относящиеся к категории и группе замещаемой ею должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы, в том числе:
- начальник отдела кадровой и организационной работы;
- начальник контрольно-ревизионного отдела;
- начальник отдела финансирования государственных учреждений;
- начальник отдела информационно- аналитической работы;
- 2 заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы…;
- заместитель начальника отдела финансирования государственных учреждений.
Из материалов дела следует, что Шальнева О.В. имеет два высших образования, в 1988 г. окончила Воронежский ордена Ленина госуниверситет им. Ленинского комсомола пол специальности «физика», в 2000 г. окончила Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации присуждена квалификация «Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», имеет удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (т.2 л.д.167-174).
Согласно должностного регламента, утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 05 апреля 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки «Юриспруденция» или «Управление персоналом» не ниже уровня специалитета, магистратуры.
На вышеуказанную должность был назначен ФИО8, который имеет высшее образование по специальности «Юрист», имеет удостоверения о краткосрочных повышениях квалификации, а также с июня 2012 г. являлся начальником отдела кадров ДСЗ Воронежской области (ранее ДТ и СР Воронежской области) (т.2 л.д. 63-76).
В судебном заседании Шальнева О.В. указала, что имеет незаконченное высшее образование по специальности «Юриспруденция», однако какой-либо документ, подтверждающий завершение освоения истцом образовательных программ и получение ею соответствующего уровня образования, в установленном порядке выдан не был и представленным быть не может.
Согласно должностного регламента утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника контрольно-ревизионного отдела департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит» не ниже специалитета или магистратуры (т.1 л.д.198-205).
Должностной регламент, утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела финансирования государственных учреждений департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе предусматривает: наличие высшего образования по направлению подготовки «Экономика» или «Финансы и кредит», не ниже специалитета или магистратуры (т.1 л.д.156-163).
Должностной регламент, утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 15 октября 2018 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области начальника отдела информационно-аналитической работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе предусматривает: наличие высшего образования не ниже специалитета или магистратуры по специальностям, направлениям подготовки «Юриспруденция», «Социальная работа», (т.1 л.д.188-197).
Данную должность государственной гражданской службы занимала ФИО9
На момент сокращения Шальневой О.В. вышеуказанная должность не была вакантна, в связи с чем, и не была предложена истцу.
Кроме того, сама Шальнева О.В. указывает, что должность начальника информационно-аналитической работы сокращена постановлением правительства Воронежской области от 05 июля 2019 г. №675 «Об утверждении штатного расписания департамента социальной защиты Воронежской области», то есть после освобождения Шальневой О.В. от занимаемой должности.
Работодатель не обязан в течение всего предстоящего увольнению двухмесячного периода предлагать работнику, должность которого сокращается, другие, вводимые в штатное расписание, должности.
Согласно должностного регламента утвержденного руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области, при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе: наличие высшего профессионального образования необходимого для исполнения должностных обязанностей (т.1 л.д.173-178).
На данную должность назначена ФИО10 (в настоящее время Сенцова), имеющая диплом о высшем образовании ГОУВПО «Российский государственный социальный университет» присуждена квалификация «Экономист» по специальности «Финансы и кредит» и диплом ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет» присуждена квалификация «Учитель истории. Социальный педагог» по специальности «История», удостоверения о повышении квалификации (т. 3л.д. 104-108).
Кроме того, на момент проводимых мероприятий по сокращению штата, ФИО10 находилась в состоянии беременности, что подтверждается копией обменной карты №, выданной женской консультацией (т.3 л.д.173).
Частью четвертой статьи 261 ТК РФ установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), а также другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (за исключением увольнения по ограниченному числу оснований, непосредственно перечисленных в данной статье).
К квалификационным требованиям на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела кадровой и организационной работы департамента социальной защиты Воронежской области относятся: наличие высшего профессионального образования по следующим направления подготовки: «Юриспруденция» или «Социальная работа» (т.1 л.д.180-187).
Данную должность с 05 апреля 2019 г. занимает Панкова И.В., имеющая диплом Воронежского юридического техникума по специальности «Правоведение и учет в системе социального обеспечения» присуждена квалификация «Юрист» (т.3 л.д.142), а также высшее образование по квалификации «Специалист по социальной работе» по специальности «социальная работа» (т.3 л.д. 143), удостоверения о краткосрочных повышениях квалификации и диплом о профессиональной переподготовке на ведение профессиональной деятельности в сфере правового обеспечения государственного и муниципального управления (т.3 л.д.146).
Должностной регламент утвержденный руководителем департамента социальной защиты Воронежской области 11 марта 2019 г. на должность государственной гражданской службы Воронежской области заместителя начальника отдела финансирования государственных учреждений департамента социальной защиты Воронежской области, предусматривает, что при замещении данной должности предъявляются следующие квалификационные требования в соответствии с федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе, к уровню профессионального образования: наличие высшего профессионального образования по специальности «Экономика» или «Финансы и кредит» (т.1 л.д.164-172).
Данную должность с 05 апреля 2019 г. занимает ФИО11, которая имеет диплом Воронежского энергетического техникума по квалификации «техник» по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (т.3 л.д. 77), диплом о высшем образовании по квалификации «Экономист» по специальности «Финансы и кредит»(т.3 л.д.78), а также удостоверения о повышении квалификации (т.3 л.д.79-82).
Каких-либо доказательств наличия у Шальневой О.В. квалификации и профессиональной подготовки по указанным ею должностям, не предоставлено.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы (п. 29).
Кроме того, предлагать сотруднику вакансию или работу, которая потребует его переквалификации, ввиду отсутствия необходимой квалификации и образования, сотрудник не может требовать предложить ему подобную работу, поскольку необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров определяет сам работодатель, основаны на нормах действующего законодательства, и иному толкованию не подлежит.
Поскольку должность занимаемая истцом, была исключена из штатного расписания, отсутствовал в новой структуре и новом штатном расписании и отдел, возглавляемый истцом, каких-либо новых должностей с аналогичными должностными функциями в новом штатном расписании введено не было, в связи с чем, оснований для установления лиц, обладающих более высокой квалификацией, специальностью, направлением подготовки, соответствующих области и виду профессиональной служебной деятельности, большей продолжительностью стажа работы по специальности, направлению подготовки и более высоких результатов профессиональной служебной деятельности, у представителя работодателя не имелось.
Что касается доводов Шальневой О.В. о преимущественном праве оставления на государственной службе, поскольку она является с 01 января 2019 г. предпенсионером, матерью-одиночкой, сын является студентом дневного отделения ВГУ, суд приходит к следующему.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Из анализа приведенной нормы следует, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна или несколько из одинаковых должностей, т.е. между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению.
Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как признание преимущественного права на замещение той или иной должности. Объективный учет такого права работодателем является критерием оценки обоснованности и законности принятого решения об увольнении сотрудника, с точки зрения соблюдения процедуры увольнения при сокращении должностей государственной гражданской службы.
Тот факт, что некоторые сотрудники ответчика были переведены на вновь вводимые должности не свидетельствует о нарушении прав истца, так как предложение перевода на вакантную должность не тождественно порядку реализации права на преимущественное оставление на работе, установленному частью 4 статьи 31 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации во внимание, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со статьей 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
Представленная истцом справка по состоянию на 10 июля 2019 г., о том, что Шальнева О.В., 17 июля 1966 г.р. относится к категории предпенсионного возраста в соответствии со ст.185.1 ТК РФ с 01 января 2019 г. не может быть принята судом во внимание, поскольку она касается лишь гарантий, предоставленных работникам при прохождении диспансеризации (т.3 л.д.20).
Согласно п.1.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону, а именно возраст +18 месяцев.
Доводы истца о том, что она является одинокой матерью и единственным работником в семье, поскольку ее сын является студентом, не могут быть подтверждением ее преимущественного права на оставление на государственной службе, поскольку из материалов дела установлено, что на момент рассмотрения дела сыну Шальневой О.В. исполнился 21 год, он является трудоспособным.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исковые требования Шальневой О.В. о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно выписке из распоряжения правительства Воронежской области от 06 июня 2019 г. № 500-р Шальнева О.В. включена в кадровый резерв управления по работе с обращениями граждан правительства Воронежской области на главную группу должностей категории «специалисты» (т.3 л.д.19).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях, незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В данном случае требование о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и требование о компенсации морального вреда являются производными от требований о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, которые удовлетворению не подлежат, то отсутствуют основания для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шальневой Ольги Васильевны к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным увольнение с государственной гражданской службы, восстановлении в ранее замещаемой должности, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Манькова Е.М.