Дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,
при секретаре Шиховой О.А.,
с участием представителя ответчика Министерства транспорта и строительства Амурской области Омельченко Е.В., представителя ответчика Администрации Благовещенского района Старостиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеенко Т.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, и предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения,
у с т а н о в и л:
Алексеенко Т.А. обратилась в суд с указанным иском, указав, что решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, она и члены ее семьи были признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района. Решением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на предоставление мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Этим же решением она включена в списки граждан - получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Решение обращено к немедленному исполнению. Однако Министерство транспорта и строительства Амурской области исключило ее из указанного списка, сославшись на то, что социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены. На основании изложенного, просила суд признать незаконным решение Министерства транспорта и строительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе во включении Алексеенко Т.А. в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; обязать Министерство транспорта и строительства Амурской области включить Алексеенко Т.А. в список граждан, имеющих право на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; возложить обязанность на администрацию Благовещенского района Амурской области, Министерство транспорта и строительства Амурской области предоставить Алексеенко Т.А. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: с<адрес>, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и ЖКХ РФ.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ. иск Алексеенко Т.А. удовлетворен, признано незаконным решение Министерства транспорта и строительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> об отказе во включении Алексеенко Т.А. в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; на Министерство транспорта и строительства Амурской области возложена обязанность включить Алексеенко Т.А. в список граждан, имеющих право на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения; на Администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность произвести Алексеенко Т.А. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, решение Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено по новым обстоятельствам.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело назначено к повторному рассмотрению.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика Администрации Благовещенского района указал, что с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья. Ввиду того, что требования Алексеенко Т.А. к администрации Благовещенского района о признании права на включение в списки граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, и возложении обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения предъявлены истцом после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после отмены Закона Амурской области от 28.10.2013 N 257-03 "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", являющегося обязательным условием предоставления субъекту РФ межбюджетных трансфертов, просит в удовлетворении иска отказать.
В письменном отзыве на иск представитель ответчика министерства транспорта и строительства Амурской области просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и прекратить производство по делу, указав, что минтрансстрой АО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ снят режим ЧС на территории Амурской области, нормативные правовые акты, регулировавшие предоставление мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате ЧС, признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ На 2015-2017 г.г. иных межбюджетных трансфертов бюджету <адрес> по реализации мер социальной поддержки пострадавших граждан не предусмотрено.
Представитель ответчика Министерства транспорта и строительства Амурской области Омельченко Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражения, пояснила, суду, что бездействия со стороны ответчика допущено не было, в декабре 2015 года минтрансстроем Амурской области были направлены информационные письма в адрес минстроя России и минфина России с приложением списков граждан, сформированных в соответствии с судебными решениями. Алексеенко Т.А. включена в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, под <номер>.
Представитель ответчика Администрации Благовещенского района Старостина О.О. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменных возражения, пояснила суду, что ответчиком предпринимались меры, направленные на предоставление Алексеенко Т.А. социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, истец была включена в соответствующие списки, которые были направлены в минтрансстрой Амурской области.
В судебное заседание не явились истец Алексеенко Т.А., представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Алексеенко Т.А. является членом семьи А.Н.П. - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ А.Н.П., П.А.С., З.П.Д., Алексеенко Т.А. и А.П.Г. признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области в августе 2013 года и включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Усть-Ивановского сельского совета <адрес> в августе 2013 года.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ признано право Алексеенко Т.А. на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, расположенного по адресу: <адрес>; Алексеенко Т.А. включена в списки граждан – получателей социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Алексеенко Т.А. была включена администрацией Благовещенского района в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на общую площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м., на сумму <данные изъяты> рублей.
Из сообщения Министерства строительства и архитектуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что по результатам рассмотрения министерством представленных администрацией Благовещенского района списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сформированных по судебным решениям в пользу граждан и не включенных ранее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области, Алексеенко Т.А. не включена в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации. Данное решение мотивировано тем, что в рамках мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены. Указанные обстоятельства содержит сообщение Министерства транспорта и строительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-о, данное на обращение Алексеенко Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец указала, что в соответствии с действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений нормативными правовыми актами она имела право на получение социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, так как является членом семьи собственника данного жилья, совместно с ним проживала в пострадавшем жилом помещении, иного пригодного для постоянного проживания жилья не имеет.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подп. «а» ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Подп. «г» п. 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно- спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы», которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Федеральным агентством по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к этой программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе меры поддержки на цели капитального ремонта за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
На территории Амурской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт повреждённых жилых помещений регламентировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
В соответствии со ст. 6 указанного Закона Амурской области, администрация Благовещенского района обладает государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт, в том числе на включение в соответствующие списки для выплат пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
В соответствии с положениями приведенного Закона Амурской области, постановления Губернатора Амурской области от 7 мая 2015 г. № 125 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и строительства Амурской области» министерство транспорта и строительства Амурской области не наделено соответствующими полномочиями по формированию списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области.
Вместе с тем, Закон Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Закона Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 472-03 «О признании утратившим силу Закона Амурской области «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует утверждённый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья.
Алексеенко Т.А. обратилась в суд с иском к министерству транспорта и строительства Амурской области о возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, к администрации Благовещенского района с требованием о возложении обязанности предоставить социальную выплату на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, то есть после отмены Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, являющимся обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует утверждённый нормативным правовым актом Амурской области порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения иска Алексеенко Т.А. о признании незаконным решения минтрансстрой Амурской области об отказе во включении в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, и предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Алексеенко Т.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, и предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Е. Факеева
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.