Петрозаводский городской суд Дело № 2-3607/19-2011 г.
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 июня 2011 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску об обязании Администрации Главы Республики Карелия к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
обратился в суд с иском об обязании Администрации Главы Республики Карелия к выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы.
Иск мотивирован тем, что Герасимов В.А. в период с 08 января 2003 года по 22 июля 2010 года проходил государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> Был уволен в связи с истечением действия срочного служебного контракта. Его стаж государственной службы исчисляется с 01.09.1964 года по 22.07.2010 года, из них до 21.04.2001 года – военная служба, с 20.02.2010 года – государственная гражданская служба. Герасимов является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В декабре 2010 года истец обратился в Министерство здравоохранения и социального развития РК с заявлением об установлении доплаты к его пенсии, в установлении ему было отказано со ссылкой на ч. 9 ст. 21 Закона РК № 167-ЗРК «О государственной службе РК». Письмом от 11.01.2011 года Администрация Главы РК также отказала истцу в удовлетворении аналогичных требований по тем же основаниям.
Полагая, что раз испрашиваемая доплата устанавливается к трудовой пенсии по старости государственным служащим, то по аналогии закона она должна устанавливаться и к иным видам пенсий. Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.07.2008 года № 156-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», и указывая на то, что с 01.01.2007г. получает страховую часть трудовой пенсии, истец просил суд обязать Администрацию Главы Республики Карелия установить ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную ст. 21 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия» от 10.01.1997 года № 167-ЗРК.
В судебном заседании Герасимов В.А. и его представитель по ордеру Варфоломеев И.А. поддержали исковые требования по изложенным с исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Борисова Л.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве. Пояснила, что истец вышел в отставку уже после вступления в законную силу Закона РК №1326-ЗРК от 12.10.2009 года, которым внесены изменения в Закон РК № 167-ЗРК, где размер доплаты перестал зависеть от суммы пенсии, но было установлено ограничение по выбору вида получаемой пенсии.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития РК по доверенности Буш В.В. полагала, что иск не подлежит удовлетворению. Поддержала пояснения, изложенные в отзыве.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что Герасимов В. А. в период с 01.09.1964 года по 21.04.2001 года проходил службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период с 20.06.2001 по 22.07.2010 года замещал должности государственной гражданской службы: <данные изъяты>. 22.07.2010г. уволен в связи с истечением действия срочного служебного контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», о чем свидетельствует представленная копия трудовой книжки.
С 01.01.2007г. истец является получателем страховой части трудовой пенсии по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения. Также в судебном заседании истцом признан, а потому в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, не нуждается в доказывании, факт выбора и получения им «военной пенсии» - т.е. пенсии, назначаемой в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Истец пояснил, что отказываться от получения данной пенсии не намерен, полагая, что имеет право на доплату вследствие назначения и выплаты страховой части трудовой пенсии.
Оценивая доводы сторон применительно к нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения, суд находит, что позиция истца основана на ошибочном толковании норм права.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О).
Правовое регулирование спорной доплаты осуществляется Законом Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК "О государственной службе Республики Карелия".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 которого, лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия (далее - государственные служащие), имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Законом Республики Карелия от 12.10.2009 N 1326-ЗРК "О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия", вступившим в силу с 1 января 2010 года правовое регулирование рассматриваемого вопроса существенно изменено.
В частности ст. 21 дополнена ч. 9, согласно которой гражданам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом и на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", назначается либо ежемесячная доплата к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом, либо указанная пенсия по их выбору."
Также изменены размеры устанавливаемой при наличии прежнего стажа доплаты, вместе с тем, исключена зависимость размера доплаты от размера трудовой пенсии по старости, вследствие чего доплата к пенсии фактически трансформировалась в пенсию по выслуге лет.
25.11.2010г. истец обратился с заявлением о назначении доплаты к пенсии в Министерство здравоохранения и социального развития РК. Письмом от 02.12.2010г. ему был разъяснен порядок назначения доплаты – необходимость обращения в администрацию Главы республики, и указано на отсутствие оснований к выплате со ссылкой на ч. 9 ст. 21 вышеназванного закона.
17.12.2010г. истец обратился с заявлением о назначении доплаты к ответчику, в чем ему письмом от 11.01.2011г. было отказано по аналогичным основаниям, с указанием на то, что получением государственной пенсии он сделал выбор, исключающий возможность назначения доплаты.
Суд находит выраженный в данном письме отказ законным и обоснованным.
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2005 года, содержится исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В указанном перечне отсутствует полномочие субъекта Российской Федерации устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на федеральной государственной службе.
Согласно статье 26.3.1 данного Закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации могли бы осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, но лишь при условии, если возможность осуществления таких расходов была бы предусмотрена федеральными законами.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а равно другие федеральные законы, также не предусматривают право субъекта Российской Федерации устанавливать доплаты к государственным пенсиям гражданам, состоявшим ранее на федеральной государственной службе.
Исключение возможности одновременного получения гражданами, замещавшими должности государственной службы, пенсии за выслугу лет на службе в Вооруженных Силах РФ и государственной пенсии за выслугу лет на государственной гражданской службе не нарушает права заявителя на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, поскольку предоставлявшаяся за счет средств бюджета субъекта РФ доплата к государственной пенсии за выслугу лет являлась дополнительным обеспечением бывших государственных служащих, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии.
Из указанного следует, что путем принятия республиканских законов Республика Карелия реализовала свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. N 189-О по жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в установлении доплаты к пенсии истца является законным и обоснованным, права последнего не нарушает, поэтому основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2011г.