№ 2-1364/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием: сторон,
в отсутствие представителя 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Елены Васильевны к Государственному учреждению - УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже,Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о признании решения незаконным, перерасчете пенсии, включении в общий трудовой (страховой) стаж периода работы и периода отпуска по уходу за ребенком,взыскании расходов по оплате госпошлины, почтовых расходов,
УСТАНОВИЛ:
Воронина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже,Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в котором просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о не включении в стаж (в страховой и общий трудовой) периода работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 (наравне с работой), периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 09.03.1991 г.- 16.11.1992 г., имевшим место на территории Азербайджана, незаконными.Обязать ответчика пересчитать пенсию по старости с 19 марта 2020 года, и зачесть в общий трудовой стаж, в целях оценки пенсионных прав, период работы с 01.01.1991по 08.03 1991 (наравне с работой), период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 09.03.1991 - 16.11.1992. Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.
В обоснование заявленных требований истец указывает, чтоГосударственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже19 марта 2020 ей назначена пенсия по старости без включения в общий стаж периода работы на территории республики Азербайджан с 01 января 1991 г. по 16 ноября 1992 года.
Не согласившись с решением пенсионного фонда в полном объеме истцом в качестве меры досудебного урегулирования спора через прокуратуру Левобережного района г. Воронежа были направлены в УПФР в г. Воронеже обращение от 03.06.2020 и жалоба от 16 октября 2020 г. на решение от 17.07.2020 г. №В-1655-04/16462. Пенсионный фонд направил указанную жалобу для рассмотрения в Государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области.
Полагает, что решение УПФР в г. Воронеже от 17.07.2020 №В-1655- 04/16462 и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области от 18.11.2020 №6829 о незачете периода работы на территории республики Азербайджан, входившей в состав СССР, с 01 января 1991 года по 01 декабря 1991 года, являются незаконными.
С 2015 года и по настоящее время при назначении пенсии осуществляется оценка пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года. Пенсия назначается гражданам в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.» ( п.3 ст.36 ФЗ «О страховых пенсиях»). В ФЗ № 173-ФЗ дается понятие «страховой стаж» и «общий». В частности, понятие «общий» вытекает из содержания п.3 и п.4 ст.30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» указанного закона, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года - исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Также, из резолютивной части Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П следует, что у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности: «гражданин осуществляет оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства».
Считает, что стаж который приобрели граждане до 01 января 2002 года (куда также включается советский стаж) определяется по нормам действовавшего в то время законодательства.
Основным документом, подтверждающим работу по трудовому договору, являлась трудовая книжка, что также подтверждается требованием ст.66 ТК РФ: «Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника».
Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации установлено, что, если в международном договоре установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами РФ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Республика Азербайджан не подписала указанное Соглашение.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также вопросы, касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 07.04.2005 года. При рассмотрении дела Экономическим Судом СНГ была выражена позиция, согласно которой при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 года.
В марте 2021 ответчиком пересмотрена пенсия. В письме от 18 марта 2021 №3787 ГУ УПФ РФ в г. Воронеже сообщило, что ошибочно включило в страховой стаж период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, имевшим место после 01.01.1991 г. на территории республики Азербайджан.
При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, имевшие место после 01.12.1991 года на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты РоссииN1-369-18 от 31.01.1994).
В 1994 - 1995 годы действовало письмо Минсоцзащиты России № 1-369-18 от 31.01.1994, п.2 указанного письма определял, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Следовательно, период работы с 01.01.1991 г. по 08.03.1991 года в Азербайджане включается в общий стаж для назначения пенсии по старости.
Учитывая, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет (с 09.03.1991 г,- 16.11.1992 г.) возникло в период действия вышеуказанных законодательных актов, в соответствии с положениями статей 6(ч.2),19, 38(ч.1) и 55(ч.1) Конституции Российской Федерации, «Предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса приобретенных прав, действенности ихгосударственной защиты» и в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будетреализовано» (ссылка на п.2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 29.01.2004 г. №2-П), то период указанного отпуска после 1 декабря 1991 года подлежит также включению в стаж для назначения пенсии по старости.
Истец – Воронина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика -Государственного учреждения - УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронежепо доверенности Мельникова М.Р. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Представитель ответчика- Государственного учреждения - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Гладнева М.Б. в судебном заседании считала исковые требования к Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Департамент труда и занятостинаселения Воронежской областио месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны,исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом, на основании приложенных к материалам дела документов, установлено, чтоВоронина Елена ВасильевнаДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.03.2020года.
В период с 18.10.1988г. по 16.11.1992г. истец работала в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации ПО «Каспморнефтегаз» Республика Азербайджан.
Период работы с 18.10.1988 по 31.12.1990 учтен истцу в страховой стаж при назначении пенсии. В зачете периода работы с 01.01.1991 по 16.11.1992 истцу было отказано, по тем основаниям, что истцом не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд после 01.12.1991.
Кроме того, 23.09.1989 Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный Закон о суверенитете Азербайджанской ССР, вступивший в силу с 25.09.1989г. Указанным Законом была определена политическая, экономическая, социально-культурная самостоятельность Республики.
Также истцу не зачтен в общий (страховой) стаж период с 09.03.1991 по 16.11.1992 года отпуск по уходу за ребенкомдо достижения им возраста 3 лет, приходящийся на время нахождения ее в Республике Азербайджанс 01.01.1991г. по 08.03.1991г. (наравне с работой) по выше указанным основаниям.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались и подтверждаются приложенными к материалам дела документами.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации илимеждународными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» (абз.2).
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г. (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г.
Данное письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 № 1-369- утратившим силу не признано.
Ссылка представителя ответчика нараспоряжение Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», согласно п. 8 которого для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - Республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. № 88-16) является неверной.
Так данных о том, что письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. № 88-16, на которое и имеется указание в п. 8 распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. № 99р, зарегистрировано в Минюсте не имеется, при этом письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 имеет большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, требования истца о включении в общий трудовой (страховой) стаж периода работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 на территории Республики Азербайджан в должности юрисконсульта в Управлении производственно – технического обслуживания и комплектации ПО «Каспбурнефтегазпром», а также периода с 09.03.1991 по 01.12.1991 года отпуск по уходу за ребенком являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В свою очередь требования истца о включении в стаж (в страховой и общий трудовой) периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 02.12.1991 по 16.11.1992, имевшим место на территории Республики Азербайджан,не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173- ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», при назначении пенсий по старости учитываются два вида стажа:
1) страховой стаж - в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - это учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
2) общий трудовой стаж - в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезнойдеятельности до 1 января 2002г., которая при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. конвертируется (преобразовывается) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно статье 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального(персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 01.01.2015 не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размеров трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п. 3 ст. 36 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, основополагающим принципом пенсионного законодательства, регулирующего назначение страховых (трудовых) пенсий в Российской Федерации является уплата (начисление) страховых взносов в ПФР.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N1011-0-0 в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерацией" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством.
Статьей 10 Федерального Закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд после 01.12.1991.
Требование к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не подлежит удовлетворению, поскольку данное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в соответствии с Положением о Государственном учреждение - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не назначает пенсии, а осуществляет по отношению к территориальным органам Пенсионного Фонда по Воронежской области организационно-контрольные функции.
Установление пенсии производится территориальными органами ПФР, которые являются самостоятельными юридическими лицами и осуществляют функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий и иных социальных выплат.
Также не подлежит удовлетворению требование о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о не включении в стаж (в страховой и общий трудовой) Ворониной Елены Васильевны периодов работы, поскольку решение принималось ответчиком на основании предоставленных истцом документов, а также документов полученных по соответствующим запросам. В данном случае, суду были предоставлены дополнительные доказательства, на основании которых и вынесено решение о частичном включении в стаж спорных периодов.
Кроме того, Пенсионный фонд, являясь правоприменительным органом, не вправе расширительно толковать и оценивать Законы, Постановления и иные правовые документы относительно пенсионного обеспечения граждан.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при обращении в суд была оплачена госпошлина в размере 300 руб. (л.д.4), указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истцом понесены почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.( л.д. 11-12) которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже включить Ворониной Елене Васильевне в общий трудовой (страховой) стаж период работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 на территории Республики Азербайджан в должности юрисконсульта в Управлении производственно – технического обслуживания и комплектации ПО «Каспбурнефтегазпром» и период с 09.03.1991 по 01.12.1991 года отпуск по уходу за ребенком.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже произвести перерасчет пенсии по старости Ворониной Елене Васильевне с учетом включенных периодов с 19.03.2020.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже в пользу Ворониной Елены Васильевны возврат госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.
В остальной части иска отказать.
В иске к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 26.08.2021.
№ 2-1364/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием: сторон,
в отсутствие представителя 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Елены Васильевны к Государственному учреждению - УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже,Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о признании решения незаконным, перерасчете пенсии, включении в общий трудовой (страховой) стаж периода работы и периода отпуска по уходу за ребенком,взыскании расходов по оплате госпошлины, почтовых расходов,
УСТАНОВИЛ:
Воронина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже,Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в котором просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о не включении в стаж (в страховой и общий трудовой) периода работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 (наравне с работой), периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 09.03.1991 г.- 16.11.1992 г., имевшим место на территории Азербайджана, незаконными.Обязать ответчика пересчитать пенсию по старости с 19 марта 2020 года, и зачесть в общий трудовой стаж, в целях оценки пенсионных прав, период работы с 01.01.1991по 08.03 1991 (наравне с работой), период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 09.03.1991 - 16.11.1992. Взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.
В обоснование заявленных требований истец указывает, чтоГосударственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже19 марта 2020 ей назначена пенсия по старости без включения в общий стаж периода работы на территории республики Азербайджан с 01 января 1991 г. по 16 ноября 1992 года.
Не согласившись с решением пенсионного фонда в полном объеме истцом в качестве меры досудебного урегулирования спора через прокуратуру Левобережного района г. Воронежа были направлены в УПФР в г. Воронеже обращение от 03.06.2020 и жалоба от 16 октября 2020 г. на решение от 17.07.2020 г. №В-1655-04/16462. Пенсионный фонд направил указанную жалобу для рассмотрения в Государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области.
Полагает, что решение УПФР в г. Воронеже от 17.07.2020 №В-1655- 04/16462 и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области от 18.11.2020 №6829 о незачете периода работы на территории республики Азербайджан, входившей в состав СССР, с 01 января 1991 года по 01 декабря 1991 года, являются незаконными.
С 2015 года и по настоящее время при назначении пенсии осуществляется оценка пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года. Пенсия назначается гражданам в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.» ( п.3 ст.36 ФЗ «О страховых пенсиях»). В ФЗ № 173-ФЗ дается понятие «страховой стаж» и «общий». В частности, понятие «общий» вытекает из содержания п.3 и п.4 ст.30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» указанного закона, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года - исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Также, из резолютивной части Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П следует, что у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности: «гражданин осуществляет оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства».
Считает, что стаж который приобрели граждане до 01 января 2002 года (куда также включается советский стаж) определяется по нормам действовавшего в то время законодательства.
Основным документом, подтверждающим работу по трудовому договору, являлась трудовая книжка, что также подтверждается требованием ст.66 ТК РФ: «Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника».
Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации установлено, что, если в международном договоре установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами РФ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относятся Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Республика Азербайджан не подписала указанное Соглашение.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ, а также вопросы, касающиеся учета трудового стажа, приобретенного этими гражданами на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками двухсторонних соглашений в области пенсионного обеспечения, были проанализированы в Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 07.04.2005 года. При рассмотрении дела Экономическим Судом СНГ была выражена позиция, согласно которой при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 года.
В марте 2021 ответчиком пересмотрена пенсия. В письме от 18 марта 2021 №3787 ГУ УПФ РФ в г. Воронеже сообщило, что ошибочно включило в страховой стаж период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, имевшим место после 01.01.1991 г. на территории республики Азербайджан.
При осуществлении пенсионного обеспечения лиц, переселившихся на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92, иные периоды, включаемые в трудовой стаж, перечисленные в ст. 92 Закона РСФСР от 20.11.90, имевшие место после 01.12.1991 года на территории указанных государств, в трудовой стаж не засчитываются (пункт 2 письма Минсоцзащиты РоссииN1-369-18 от 31.01.1994).
В 1994 - 1995 годы действовало письмо Минсоцзащиты России № 1-369-18 от 31.01.1994, п.2 указанного письма определял, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Следовательно, период работы с 01.01.1991 г. по 08.03.1991 года в Азербайджане включается в общий стаж для назначения пенсии по старости.
Учитывая, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста 3 лет (с 09.03.1991 г,- 16.11.1992 г.) возникло в период действия вышеуказанных законодательных актов, в соответствии с положениями статей 6(ч.2),19, 38(ч.1) и 55(ч.1) Конституции Российской Федерации, «Предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса приобретенных прав, действенности ихгосударственной защиты» и в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будетреализовано» (ссылка на п.2 мотивировочной части Постановления КС РФ от 29.01.2004 г. №2-П), то период указанного отпуска после 1 декабря 1991 года подлежит также включению в стаж для назначения пенсии по старости.
Истец – Воронина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика -Государственного учреждения - УправлениеПенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронежепо доверенности Мельникова М.Р. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Представитель ответчика- Государственного учреждения - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Гладнева М.Б. в судебном заседании считала исковые требования к Государственному учреждению - ОтделениеПенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.
Департамент труда и занятостинаселения Воронежской областио месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны,исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом, на основании приложенных к материалам дела документов, установлено, чтоВоронина Елена ВасильевнаДД.ММ.ГГГГ г.р. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.03.2020года.
В период с 18.10.1988г. по 16.11.1992г. истец работала в Управлении производственно-технического обслуживания и комплектации ПО «Каспморнефтегаз» Республика Азербайджан.
Период работы с 18.10.1988 по 31.12.1990 учтен истцу в страховой стаж при назначении пенсии. В зачете периода работы с 01.01.1991 по 16.11.1992 истцу было отказано, по тем основаниям, что истцом не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд после 01.12.1991.
Кроме того, 23.09.1989 Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный Закон о суверенитете Азербайджанской ССР, вступивший в силу с 25.09.1989г. Указанным Законом была определена политическая, экономическая, социально-культурная самостоятельность Республики.
Также истцу не зачтен в общий (страховой) стаж период с 09.03.1991 по 16.11.1992 года отпуск по уходу за ребенкомдо достижения им возраста 3 лет, приходящийся на время нахождения ее в Республике Азербайджанс 01.01.1991г. по 08.03.1991г. (наравне с работой) по выше указанным основаниям.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались и подтверждаются приложенными к материалам дела документами.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации илимеждународными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» (абз.2).
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г. (Азербайджанская Республика, Республика Молдова), а также Республики Грузия, Литовской Республики, Эстонской Республики, Латвийской Республики), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г.
Данное письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 № 1-369- утратившим силу не признано.
Ссылка представителя ответчика нараспоряжение Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», согласно п. 8 которого для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - Республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. № 88-16) является неверной.
Так данных о том, что письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. № 88-16, на которое и имеется указание в п. 8 распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. № 99р, зарегистрировано в Минюсте не имеется, при этом письмо Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 г. № 1-369-18 имеет большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, требования истца о включении в общий трудовой (страховой) стаж периода работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 на территории Республики Азербайджан в должности юрисконсульта в Управлении производственно – технического обслуживания и комплектации ПО «Каспбурнефтегазпром», а также периода с 09.03.1991 по 01.12.1991 года отпуск по уходу за ребенком являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В свою очередь требования истца о включении в стаж (в страховой и общий трудовой) периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - с 02.12.1991 по 16.11.1992, имевшим место на территории Республики Азербайджан,не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173- ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», при назначении пенсий по старости учитываются два вида стажа:
1) страховой стаж - в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - это учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
2) общий трудовой стаж - в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезнойдеятельности до 1 января 2002г., которая при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. конвертируется (преобразовывается) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно статье 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального(персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 01.01.2015 не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размеров трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п. 3 ст. 36 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, основополагающим принципом пенсионного законодательства, регулирующего назначение страховых (трудовых) пенсий в Российской Федерации является уплата (начисление) страховых взносов в ПФР.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N1011-0-0 в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерацией" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством.
Статьей 10 Федерального Закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд после 01.12.1991.
Требование к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не подлежит удовлетворению, поскольку данное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в соответствии с Положением о Государственном учреждение - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области не назначает пенсии, а осуществляет по отношению к территориальным органам Пенсионного Фонда по Воронежской области организационно-контрольные функции.
Установление пенсии производится территориальными органами ПФР, которые являются самостоятельными юридическими лицами и осуществляют функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий и иных социальных выплат.
Также не подлежит удовлетворению требование о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже и отказ Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о не включении в стаж (в страховой и общий трудовой) Ворониной Елены Васильевны периодов работы, поскольку решение принималось ответчиком на основании предоставленных истцом документов, а также документов полученных по соответствующим запросам. В данном случае, суду были предоставлены дополнительные доказательства, на основании которых и вынесено решение о частичном включении в стаж спорных периодов.
Кроме того, Пенсионный фонд, являясь правоприменительным органом, не вправе расширительно толковать и оценивать Законы, Постановления и иные правовые документы относительно пенсионного обеспечения граждан.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при обращении в суд была оплачена госпошлина в размере 300 руб. (л.д.4), указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истцом понесены почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.( л.д. 11-12) которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже включить Ворониной Елене Васильевне в общий трудовой (страховой) стаж период работы с 01.01.1991 по 08.03.1991 на территории Республики Азербайджан в должности юрисконсульта в Управлении производственно – технического обслуживания и комплектации ПО «Каспбурнефтегазпром» и период с 09.03.1991 по 01.12.1991 года отпуск по уходу за ребенком.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже произвести перерасчет пенсии по старости Ворониной Елене Васильевне с учетом включенных периодов с 19.03.2020.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже в пользу Ворониной Елены Васильевны возврат госпошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 857 руб. 78 коп.
В остальной части иска отказать.
В иске к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 26.08.2021.