Дело № 2а-669/2021
УИД: 28RS0019-01-2021-001141-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года пгт Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Силантьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Серышевского района к Отделу судебных приставов по Серышевскому району, Управлению ФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - администрация Серышевского района, обратился в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 16.01.2018 г. <адрес> районным судом <адрес> выдан исполнительный лист № ФС № об обязании администрации Серышевского района предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, расположенное на территории <адрес>. На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем УФССП по Амурской области ОСП по Серышевскому району 22.01.2018 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения заявителем не исполнены, судебный пристав-исполнитель 11.03.2020 года, вынес постановление о взыскании с администрации Серышевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. По данному постановлению 09.07.2021 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией Серышевского района 27.10.2021 года. Исполнительный документ не был исполнен административным истцом в срок. Согласно приложения №34 Закона Амурской области от 11.12.2020 №651-О3 "Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", Серышевскому району выделено субвенций для приобретения жилья детям-сиротам из средств областного бюджета – 17 575 400 рублей. Администрацией Серышевского района приобретено 14 жилых помещений для детей-сирот. После проведения аукционов и перехода права собственности на жилые помещения в собственность администрации Серышевского района, все жилые помещения были предоставлены детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 25.02.2021 года, в списке детей-сирот для предоставления жилых помещений, ФИО1 значилась под №. В связи с тем, что приобретение жилых помещений для указанной категории лиц производится за счет средств областного и федерального бюджетов, в соответствии с действующим законодательством путем проведения электронных аукционов, считают, что административный истец не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Электронный аукцион на приобретение жилого помещения объявлен 09.02.2021 года. По результатам электронного аукциона, было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После оформления вышеуказанного жилого помещения в муниципальную собственность, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен договор найма специализированного жилого помещения под №. При таких обстоятельствах администрацией Серышевского района предпринимались все меры для исполнения решения суда. В связи с чем, в действиях администрации <адрес> отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа. На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", просят освободить администрацию Серышевского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Серышевским районным судом по иску прокурора <адрес> к администрации Серышевского района по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>.
В судебное заседание представитель административного истца – Администрации Серышевского района, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представители административных ответчиков Отдела судебных приставов по Серышевскому району и Управления ФССП России по Амурской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.
Администрация Серышевского района обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от 12 декабря 2017 года, вступившим в законную силу, на администрацию Серышевского района возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 22 января 2018 года на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного <адрес> районным судом <адрес> по делу №, в отношении администрации Серышевского района возбуждено исполнительное производство №-ИП (№).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п.11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 11 марта 2020 года с должника - администрации Серышевского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 28 июня 2021 года исполнительное производство №-ИП в пользу ФИО1 окончено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от 9 июля 2021 года возбуждено исполнительное производство №-ИП взыскании с администрации Серышевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из представленных суду стороной административного истца документов, Администрацией Серышевского района приобретено 14 жилых помещений для детей-сирот. После проведения аукционов и перехода права собственности на жилые помещения в собственность администрации Серышевского района, все жилые помещения были предоставлены детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения. По состоянию на 25.02.2021 года, в списке лиц из числа детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 значилась под №. Электронный аукцион на приобретение жилого помещения объявлен ДД.ММ.ГГГГ. По результатам электронного аукциона, было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 31 марта 2021 года с ФИО1 был заключен договор найма специализированного жилого помещения под № на вышеуказанное жилое помещение. Суд принимает во внимание, что администрация <адрес> предпринимала все меры для исполнения решения суда. Суд полагает, что в связи с тем, что приобретение жилых помещений для указанной категории лиц производится за счет средств областного и федерального бюджетов, в соответствии с действующим законодательством, путем проведения электронных аукционов, административный истец не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Серышевского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по исполнению вышеуказанного решения суда, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Серышевского района следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации Серышевского района к Отделу судебных приставов по Серышевскому району, Управлению ФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Серышевского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному в рамках исполнительного производства по исполнительному листу, выданному <адрес> районным судом по гражданскому делу № по иску прокурора <адрес> к администрации Серышевского района о возложении обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Судья И.В. Кулагина