Дело № 2-1743/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 10 » февраля 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.С.,
при секретаре Безруковой И.О.,
с участием помощника прокурора города Благовещенска Ковальчук Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Г. к администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора специализированного найма жилого помещения,
установил:
Прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд в защиту прав и законным интересов Г. с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что постановлением администрации города Благовещенска от *** № *** на основании решения заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Благовещенска от *** Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с заявлением от ***. Согласно информации администрации города Благовещенска, представленной по требованию прокуратуры города Благовещенска очередь Г. на получение жилого помещения по состоянию на ***. Право на обеспечение жилым помещением Г. состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возникло с момента окончания им *** Амурского колледжа ***. При таких обстоятельствах Г., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда. При таких обстоятельствах действия органов местного самоуправления (в лице администрации города Благовещенска) неправомерны в части длительного непредоставления Г. специализированного жилого помещения по договору найма. Указанные действия администрации города Благовещенска свидетельствует о нарушении положений федерального законодательства, гарантирующего социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию города Благовещенска предоставить Г. жилое помещение на территории города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Благовещенска на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснила об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах.
Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменное возражение, в котором указал, что постановлением администрации города Благовещенска от *** г. № *** «о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, лица из числа детей - сирот» истец был принят на соответствующий учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно материалов дела Г. в настоящее время включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку в настоящее время в муниципальную собственность в рамках реализации Постановления Правительства Амурской области от 16.11.2012 N 660 «Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013 - 2015» годы не переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом Амурской области, предоставить жилое помещение Г. в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, доведенные до органа местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в размере *** из областного бюджете и *** из федерального бюджета были израсходованы в 2014г. на приобретение *** жилых помещений и распределены между сиротами по решениям суда 2013 года. При этом у администрации города Благовещенска в настоящее время имеются неисполненные обязательства перед иными детьми - сиротами по *** судебным актам. В связи с чем, предусмотренные и доведенные до органа местного самоуправления в 2014г. лимиты областного бюджета на исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточны даже для исполнения уже имеющихся судебных актов. У администрации города Благовещенска в настоящее время отсутствует реальная возможность по обеспечению жилым помещением истицы, по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам, несмотря на предпринимаемые меры, поскольку главный распорядитель бюджетных средств (Министерство образование и науки Амурской области) отказывается исполнять свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам. В связи с чем, ни какого бездействия со стороны администрации города Благовещенска по вопросу обеспечения жилым помещением истца допущено не было, поскольку администрацией города Благовещенска были приняты все зависящие от органа местного самоуправления меры для возможности обеспечения жилыми помещениями не только истца, но и всех остальных детей-сирот, стоящих на учете администрации города Благовещенска. Кроме того, согласно п. 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144, жилые помещения, приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть устроенными применительно к условиям соответствующего населенного и расположенными на территории соответствующего муниципального образования. Учитывая обстоятельства того, что в границы муниципального образования города Благовещенска помимо самого города Благовещенска входят и еще населенные пункты, на территории которых также возможно предоставление жилых помещений лицам, из числа детей сирот, следовательно, требования истицы по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в городе Благовещенске, прямо противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, согласно выводов изложенных в Определении Верховного Суда РФ от 18.12.2013 N 59-АПГ13-8 Законом Амурской области от 14 марта 2005 года N 447-ОЗ «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ» не устанавливались границы населенного пункта город Благовещенск, им установлены границы муниципального образования город Благовещенск, т.е. определены пределы осуществления муниципальной власти. В связи с чем, требования прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Г. о предоставлении жилого помещения в черте г. Благовещенска, не соответствуют требованиям действующего законодательства. На основании всего вышеизложенного администрация города Благовещенска полагает, что отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Г. и просит суд в иске отказать.
В судебное заседание так же не явились представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора города Благовещенска, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что на основании постановления администрации города Благовещенска № *** от *** года Г. был принят на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, после окончания учебного заведения Г. обратился в администрацию города Благовещенска с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рамках Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов *** года в адрес заявителя было направлено сообщение, в котором было указано, что в настоящее время в собственности муниципального образования отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При наличии в собственности муниципального образования жилых помещений специализированного жилищного фонда заявление будет учтено в соответствии с очередностью.
До настоящего времени жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, Г. как лицу из числа из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предоставлено, в связи с чем, полагая, что его права на получение жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нарушенными, прокурор города Благовещенска, действующий в интересах Г., обратился с настоящим иском в суд.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (часть 8).
Аналогичные правовые положения закреплены в статье 4 закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
В связи с тем, что Г., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовано, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 года № 16-ФЗ).
По смыслу приведенных ранее правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Подобная позиция указана в разъяснениях, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, согласно которой, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Г. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации города Благовещенска № *** от *** года Г. принят на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом посещении, предоставляемом по договору найма специализированного помещения, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
*** года Г., *** года рождения, был отчислен из числа студентов Амурского колледжа ***, что подтверждается выпиской из приказа от *** года №***, заверенной заведующей учебной частью.
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений №*** по состоянию на *** года Г., *** года рождения, по состоянию на *** года недвижимого имущества в собственности не имеет.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что истец в *** году уже окончил обучение в учебном заведении профессионального образования (ГОБУ СПО Амурской области «Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства»), суд приходит к выводу, что у Г., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста, возникло, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.
Ссылка представителя администрации города Благовещенска на недостаточность или отсутствие финансирования органа местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут влиять на реализацию прав этих граждан, судом не принимаются, поскольку недостаточное финансирование расходов для обеспечения детей – сирот жилыми помещениями, наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, при наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, не являются основаниями неисполнения обязательств по предоставлению истцу жилья в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.
При этом, судом принимаются доводы администрации города Благовещенска о том, что требование прокурора города Благовещенска о предоставлении жилого помещения Г. именно в пределах населенного пункта г. Благовещенск не соответствует требованиям действующего законодательства.
Положениями пункта 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, определенном Правительством области.
Пунктом 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144, установлено, что жилые помещения, приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть устроенными применительно к условиям соответствующего населенного и расположенными на территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию города Благовещенска предоставить Г. жилое помещение на территории муниципального образования город Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░.