РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Родивиловой Е.О., при секретаре Мовсисян Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1573/20 по иску Арутюняна АВ к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, третьим лицам Военному комиссариату по Кировскому и Красноглинскому районам г. Самара, Управлению Пенсионного фонда (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г. Самара о признании права на льготы и компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян А.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что в ноябре 2005 года он переехал на ПМЖ в Российскую Федерацию из Армении, дата получил гражданство РФ. В Армении истец был признан участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом *** группы, получившим заболевание в результате выполнения обязанностей во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этой связи Арутюнян А.В. получал социальные выплаты, предусмотренные законодательством Армении. До настоящего времени истец не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку ему в 1987 году было выдано удостоверение ненадлежащего образца. Вместе с тем у него имеются доказательства его участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Просит суд признать за Арутюняном А.В. право на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец Арутюнян А.В. и его представитель по устному ходатайству Ващенкова Н.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав мнение истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно ст. 8 указанного Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 года утвердили "Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 февраля 2018 г. Арутюнян А.В. обращался к ответчику с заявлениями о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Письмом от 21 марта 2018 г. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области отказало истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку сведения о прохождения службы в войсковой части № 33159, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 21 ноября 1986 года по 3 июня 1987 года, в военном билете отсутствуют; отметка в военном билете в разделе «особые отметки» об участии истца в ликвидации последствий аварии не содержат сведений о выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения.
Не согласившись с указанным отказом, Арутюнян А.В. обратился в суд с иском, согласно которого просил признать незаконным решение комиссии по оформлению и выдаче удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.03.2018 г. об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика выдать соответствующее удостоверение, а также взыскать расходы на оказанию юридических услуг в размере 10000 руб., на оформление доверенности в размере 1200 руб., по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 27 августа 2018 г. исковые требования Арутюняна АВ оставлены без удовлетворения.
Решение суда от 27 августа 2018 г. вступило в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 ноября 2018 года.
В настоящем иске истец указывает, что имеет право на получение льгот и компенсаций как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку у него имеются доказательства, подтверждающих факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны отчуждения, ввиду чего просит суд признать за ним данное право.
В качестве доказательств истцом представлены: военный билет НЗ № 5315187, выданный 27.10.1985 года Ленинским районным военным комиссариатом г. Еревана, архивная справка, выданная архивом министерства обороны Украины, удостоверение, выданное командиром в/ч 62008 (удостоверение неустановленного образца); справки № 800 от 18.10.1993 года и № 4/708 от 15.06.2018 года, выданные военным комиссариатом Шенгавитского района г. Еревана, справку без даты и номера за подписью заведующего поликлиникой и врача-консультанта, благодарственное письмо от 08.05.1987 г. за подписью командира 62008; эпикриз, выданный НИИ медицинской радиологии министерства здравоохранения Армении, приказ Министерства обороны РФ от 24.10.1992 г. № 199.
Как следует из архивной справки министерства обороны Украины по архивным документам узел связи «Станица» войсковой части 33159, Арутюнян А.В. прибыл в командировку для участия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 21.11.1986г. (приказ от 21.11.1986г. № 124), убыл по окончанию срока командировки 04.06.1987г. (приказ от 04.06.1987г. № 159) (в/ч при прибытии и убытии не указана). Получил дозу облучения 4 (четыре) 656 (единица измерения не указана). Место дислокации УС «Станица» в/ч 33159: с 10.05.1986г. по 29.08.1987г. – с.Диброва, с 30.08.1987г. по 19.12.1987г. – с.Радча.
Данная архивная справка не содержит сведений о выполнении Арутюняном А.В. работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения, а указанные в справке населенные пункты УК «Станица», с. Диброва, с. Радча, вопреки утверждению истца, не входит в перечень населенных пунктов, расположенных в 30-км зоне отчуждения, утвержденный в дополнении № 1 к постановлению кабинета министров Украины от 23.07.1991 г. № 106.
В соответствии со справкой военного комиссариата Шенгавитского района г.Еревана от 18.10.1993г. Арутюнян А.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 21.11.1986г. по 03.06.1987г. и получил дозу радиоактивного облучения 4,656.
В соответствии со справкой Шенгавитского военного комиссариата от 15.06.2018г. Арутюнян А.В. в период с 27.10.1985г. по 16.11.1987г. служил в рядах вооруженных сил СССР. С 21.11.1986г. по 03.04.1987г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС, выполняя обязанности военнослужащего в 30-километровой зоне, степень полученного облучения – 4,656 бэра.
В данных справках не содержится сведений о выполнении Арутюняном А.В. работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км зоне отчуждения, данные справки выданы в 1993 г. и 2018 г. организацией, не принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, что не соответствует требованиям п. 6 Порядка.
В материалы дела истец также представил военный билет НЗ № 5315187, выданный 27.10.1985 года Ленинским районным военным комиссариатом г. Еревана, архивную справку, выданную архивом министерства обороны Украины, удостоверение, выданное командиром в/ч 62008; справку за подписью заведующего поликлиникой и врача-консультанта, благодарственное письмо от 08.05.1987 г. за подписью командира 62008; эпикриз, выданный НИИ медицинской радиологии министерства здравоохранения Армении, приказ Министерства обороны РФ от 24.10.1992 г. № 199.
Из военного билета на имя Арутюняна А.В. следует, что в разделе «Прохождение действительной военной службы» указаны воинские части в/ч 14324 и в/ч 70425, в которых Арутюнян А.В. проходил службу с 29.10.1985 г. по 16.11.1987 г. Данные воинские части не принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Сведений о прохождении Арутюняном А.В. службы в воинской части № 33159, принимавшей участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 21.11.1986 г. по 03.06.1987 г. в военном билете не имеется.
Указанные документы были предметом исследования и оценки Октябрьского районного суда г. Самара при рассмотрении исковых требований Арутюняна А.В. об обязании ответчика выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместе с тем в удовлетворении заявленных требований истцу было отказано.
Поскольку статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Арутюняну А.В. установлен не был, в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему отказано, правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, установленных для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отсутствуют, ввиду чего оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании за ним право на получение льгот и компенсаций как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Арутюняна АВ о признании права на льготы и компенсации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 08.06.2020 г.
Судья (подпись) Е.О.Родивилова
Копия верна.
Судья
Секретарь