Дело № 12-2/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья, Республика Карелия 21 января 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А.,
при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Открытого акционерного общества «Лахденпохский леспромхоз» на постановления начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерства) №л от 05.09.2019 ОАО «Лахденпохский леспромхоз» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - нарушение правил заготовки древесины. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50500 рублей.
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерства) №л от 05.09.2019 ОАО «Лахденпохский леспромхоз» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ - нарушение правил заготовки древесины. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, директор Общества ФИО4 обратился в суд с жалобами, согласно которым, ссылаясь на ст.2.9 КоАП РФ, просит постановления должностного лица отменить, производство по делам об административных правонарушениях прекратить. Указывает, что Общество приняло все зависящие меры по недопущению нарушений, а именно: заготовка древесины осуществлялась в соответствии с Порядком проведения заключительных лесосечных работ; очистка мест рубок проводилась одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения работ, проводилась весенняя доочистка. При вынесении постановлений должностным лицом не учтены, в том числе, смягчающие обстоятельства.
Определением судьи от 22 октября 2019 года дела по жалобам объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Общества ФИО5, действующая на основании доверенности, доводы жалоб поддержала по изложенным основаниям, дополнив, что при рассмотрении дел не учтено, что объем обнаруженных порубочных остатков крайне мал в процентном отношении к объему заготавливаемой древесины, мог образоваться даже из-за природных явлений и выявленные нарушения являются малозначительными. Предприятие принимает все зависящие от него меры по недопущению нарушений, очистка мест рубок проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения указанных работ проводится весенняя доочистка. При рассмотрении дел об административных правонарушениях необоснованно не были учтены смягчающие наказание обстоятельства: добровольная оплата договорной неустойки и исполнение требований № от 29.05.2019 и № от 07.06.2019 об устранении выявленных нарушений. Также полагала, что имеются основания для применения одного наказания.
ФИО11., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал жалобы не подлежащими удовлетворению, обжалуемые постановления - законными и обоснованными. Пояснил, что с учетом значимости охраняемых законом общественных отношений - природопользование, в данном случае нельзя сделать вывод о малозначительности совершенных правонарушений. Указанные правонарушения выявлены в ходе освидетельствования мест порубок с участием представителей арендатора, по результатам проверочных действий составлены акты осмотра лесосек, подписанные также и представителем Общества, при этом замечаний и возражений по существу составленных актов не поступало. Оснований для применения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ не имеется.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный лесной инспектор в лесничествах и лесопарках ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО6, поддержал позицию ФИО12
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно материалам дела об административном правонарушении Общество является арендатором лесного участка по договору аренды лесного участка от 17.11.2008 №, осуществляло заготовку древесины на территории ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» в период до 08.10.2018 в квартале № (выдел № делянка №) и в период до 20.12.2018 в квартале № (выдел № делянка №, выдел № делянка №, выдел № делянка №) Яккимского участкового лесничества.
22.05.2019 в ходе проведения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» осмотра мест рубок в квартале № в выделах № Яккимского участкового лесничества были выявлены нарушения Обществом п/п «з», «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», а именно: допущено невыполнение работ по очистке лесосеки и оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеке, что подтверждается актами осмотра лесосеки от 22.05.2019 №№ №.
28.05.2019 в ходе проведения ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» осмотра мест рубок в квартале 62 выдел 8 делянка 8 Яккимского участкового лесничества были выявлены нарушения Обществом п/п «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»– невыполнение работ по очистке лесосеки, что подтверждается актом осмотра лесосеки от 28.05.2019 №№ 43.
Проверочные мероприятия и составление актов проводились с участием представителя Общества.
В соответствии с п.п. «з», «к» п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Выявленные в ходе проверок 22.05.2019 и от 28.05.2019 нарушения Правил заготовки древесины послужили основанием для составления 19.07.2019 лесничим Яккимского участкового лесничества ФИО6 в отношении Общества двух протоколов об административных правонарушениях №№№ и № соответственно по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях 05 сентября 2019 года начальником отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства вынесено два постановления №№, № о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ по каждому постановлению и назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50500 рублей и 51000 рублей соответственно.
Между тем, из материалов дела об административных правонарушениях в отношении Общества усматривается, что 02.08.2019 старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия ФИО7 вынесены определения о назначении времени рассмотрения протоколов в отношении Общества по фактам совершения Обществом одних и тех же противоправных действий, связанных с заготовкой древесины, выявленных фактически в одно время в ходе одного контрольного мероприятия (несколько дней одним лесничим Яккимского лесничества осматривались делянки одного предприятия на территории Яккимского лесничества), оформленных актами от 22.05.2019 №№ №, от 28.05.2019 №, составленными одним и тем же должностным лицом, их рассмотрение подведомственно одному и тому же должностному лицу.Так из извещения №10 от 28.03.2019 (л.д.34) следует, что лесничий Яккимского участкового лесничества ФИО6 извещает Общество об осмотре 22.05.2019 лесосек в Яккимском участковом лесничестве в квартале 77, ссылаясь на Договор аренды лесного участка № от 17.11.2008.
Из извещения №13 от 28.03.2019 (л.д.102) следует, что лесничий Яккимского участкового лесничества ФИО6 извещает Общество об осмотре 28.05.2019 лесосек в Яккимском участковом лесничестве в квартале 62, ссылаясь на Договор аренды лесного участка № от 17.11.2008.
Составление должностным лицом ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» в отношении Общества двух протоколов №12 от 19.07.2019 и №16 от 19.07.2019 обусловлено выявлением последствий противоправных действий в виде оставления не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеках и невыполнения работ по очистке лесосеки кварталов Яккимского участкового лесничества, а именно: в кварталах № и №, являющихся предметом договора аренды от 17.11.2008 №. При этом, за нарушение вышеуказанных Правил заготовки древесины Обществу начислены неустойки, предусмотренные договором аренды от 17.11.2008 №.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ в свою очередь установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение при совершении лицом двух и более административных правонарушений.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Исходя из приведенных правовых норм, если лицом совершено одно противоправное действие, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, это лицо не может быть дважды подвергнуто административному наказанию за его совершение независимо от количества объектов посягательства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения одного административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Полагаю, что приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации об основаниях для объединения дел об административных правонарушениях применима и в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, что и послужило основанием для объединения производства по указанным выше делам.
В связи с этим должностное лицо, к которому одновременно поступило два составленных в один день протокола об административных правонарушениях, должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания за выявленные нарушения Правил заготовки древесины, допущенные по вине Общества. В данном случае, по мнению суда, действия одного субъекта территориально в одном участковом лесничестве, по одному договору аренды охватываются единым умыслом, факты правонарушений выявлены фактически в одно время (несколько дней одним лесничим осматривались делянки одного предприятия), что не свидетельствует о множественности правонарушений.
По мнению судьи, рассмотрение в отдельном производстве указанных фактов нарушений, допущенных Обществом, искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
При этом суд также учитывает, что на момент проведения проверок лесосек, арендуемых Обществом в Яккимском участковом лесничестве, срок действия деклараций №№№ истек и составлял более 5 и более 6 месяцев соответственно.
Таким образом, поскольку вышеизложенные обстоятельства должностным лицом Министерства при рассмотрении дел были оставлены без внимания, принятые по делам акты подлежат изменению путем исключения двойного привлечения Общества к административной ответственности за совершение одного административного правонарушения, что не противоречит положению пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, так как не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Кроме того, в соответствии с п.п.6,7 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
В судебном заседании установлено, что на момент составления протоколов об административных правонарушениях, Обществом в полном объеме возмещен ущерб, причиненный правонарушениями: оплачены начисленные неустойки, а также добровольно исполнены требования начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО15. от 29.05.2019 и от 07.06.2019 об устранении выявленных нарушений.
При вынесении обжалуемых постановлений от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества должностное лицо, назначая наказание, не учел данные обстоятельства, и пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность Общества, что не соответствует положениям п.п.6, 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ и свидетельствует о неправильном применении норм материального права при назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах добровольное возмещение Обществом причиненного ущерба и добровольное исполнение Обществом предписания об устранении допущенных нарушений до вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных Обществом, следует признать смягчающими административную ответственность обстоятельствами, что влечет смягчение административного наказания.
Учитывая, что объектом вменяемого правонарушения, содержащегося в главе 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов, с учетом обстоятельств дела, свидетельствующих о длительности периода времени с момента окончания разработки лесосек до выявления допущенных нарушений и обнаружении противоправного деяния в пожароопасный период, а также при наличии отягчающего обстоятельства, оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановления начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО8 №, № от 05 сентября 2019 года по делам в отношении ОАО «Лахденпохский леспромхоз» об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, изменить, исключить двойное привлечение к административной ответственности за совершенное административное правонарушение и назначить ОАО «Лахденпохский леспромхоз» административное наказание по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50100 (пятьдесят тысяч сто) рублей, снизив размер административного штрафа.
В остальной части постановления оставить без изменения, жалобы законного представителя ООО «Лахденпохский леспромхоз» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Сущевская