Дело № 2-1511/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 7 сентября 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Харина В.Л.,
представителя ответчика Хисамутдиновой Е.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харина Владимира Леонидовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Харин В.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) с требованиями (с учетом уточнений):
- признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии № 195245/17 от 16.08.2017 г.,
- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период службы в армии по призыву с 27.06.1987 г. по 10.05.1989 г.,
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с 19.05.2017 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что 19.05.2017 г. Харин В.Л. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республике (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
16.08.2017 г. решением № 195245/17 ответчик отказал истцу в установлении пенсии, т.к. льготный стаж работы на дату обращения составил менее 25 лет.
Ответчик исключил из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период службы в армии по призыву с 27.06.1987 г. по 10.05.1989 г.
С указанным решением истец не согласен, т.к. в спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, позволяющее включать в специальный стаж службу в составе Вооруженных Сил СССР.
В судебном заседании истец Харин В.Л. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Хисамутдинова Е.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании представленных Хариным В.Л. документов, наиболее выгодным вариантом подсчета стажа является определение права с учетом применения постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Поскольку данным нормативным правовым актом не предусмотрено включение в педагогический стаж периода службы в армии по призыву, соответственно, спорный период из подсчета льготного стажа был исключен.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
19.05.2017 г. Харин Владимир Леонидович, 11.01.1069 года рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ).
16.08.2017 г. решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) № 195245/17 Харину В.Л. отказано в установлении пенсии, поскольку специальный стаж на дату обращения составил 23 года 07 месяцев 8 дней, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не засчитан период службы в армии по призыву с 27.06.1987 г. по 10.05.1989 г.
Не согласившись с исключением из специального стража службы в армии, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истца необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с частями 2, 3, 4 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Оценка пенсионных прав истца пенсионным органом произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 применительно ко всему периоду работы (деятельности).
Истец просит зачесть период службы в армии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент прохождения службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж.
В пункте 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Положения части 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ согласуются с вышеизложенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Исходя из системного толкования положений пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665, части 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, при определении специального стажа период службы в армии может быть зачтен в педагогический стаж при условии оценки последующих периодов работы истца в соответствии со Списками и Правилами, действовавшими в соответствующие периоды времени.
Как следует из материалов дела, истец работал в БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж»: с 08.10.1993 г. по 01.02.2016 г. в должности руководителя физического воспитания, со 02.02.2016 г. по настоящее время – в должности преподавателя.
Нормативно-правовой акт / период применения |
Период педагогической работы (деятельности), предусмотренной Списками |
Занимаемая должность |
постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (до 01.01.1992 г.) |
с 26.06.1987 по 10.05.1989 |
Служба в армии по призыву |
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г.) отсутствует |
||
постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г.) с 01.11.1999 по 31.12.2001 |
руководитель физического воспитания БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж» | |
постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (с 01.01.2002 г. по настоящее время) |
с 01.01.2002 по 01.09.2004, с 03.09.2004 по 01.02.2016, со 02.02.2016 г. по 09.10.2016, с 13.10.2016 по 18.05.2017 |
руководитель физического воспитания, преподаватель БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж» |
Таким образом, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 665, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П зачету в стаж подлежат периоды службы в армии по призыву, а также педагогической деятельности лишь с 01.11.1999 г. Это связано с тем, что действовавшим до 01.11.1999 г. Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, не предусматривалось включение в специальный стаж работы в должности руководителя физического воспитания. Впервые данная должность стала предусмотрена для включения в педагогический стаж лишь Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.
Исходя из изложенного, при включении спорного периода в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, стаж на соответствующих видах работ по состоянию на 19.05.2017 г. у Харина В.Л. составит 19 лет 4 месяца 29 дней.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая изложенное, права на досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ у Харина В.Л. не имеется, решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге УР (межрайонное) № 195245/17 от 16.08.2017 г. об отказе в установлении пенсии является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Харина Владимира Леонидовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2017 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.