Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-194/2020 ~ М-208/2020 от 21.09.2020

№ 2а-194/2020 Решение Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Сундеева С.А., с участием административного истца Тагаева А.К., его представителя Азимова А.А., представителя административных ответчиков – Некуш К.Б., при секретаре судебного заседания Ковырзине В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Тагаева А.К. о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, членов семьи административного истца - его сыновей Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А.,

установил:

Тагаев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации) от ДД.ММ.ГГГГ членам его семьи - сыновьям Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку указанные лица являются совершеннолетними, трудоспособными, малоимущими и находящимися на иждивении у Тагаева не признаны, а в ходе проверки представленных документов факт совместного проживания и ведения общего хозяйства с административным истцом не установлен.

Посчитав свои права нарушенными, Тагаев просил суд признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать указанное должностное лицо рассмотреть вопрос о принятии Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, административный истец просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Тагаев свои требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме и пояснил, что в связи с предстоящим увольнением он обратился к начальнику 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации с заявлением о признании себя и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ решением указанного должностного лица он и его дочь – Т.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в то время как решением того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в принятии членов его семьи – сыновей Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания было отказано.

Кроме того, он показал, что его сын Т.Б.А., Т.Р.А. и Т.Ф.А. зарегистрированы по адресу воинской части, где он служит, и какого-либо иного жилья не имеют.

Представитель административного истца Азимов А.А. поддержал правовую позицию своего доверителя и пояснил суду, что указанные члены семьи Тагаева проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство.

Извещенные надлежащем образом заинтересованные лица на стороне административного истца – Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А., Т.Г.С., Т.С.А. в судебное заседание не явились, сведений о невозможности проведения этого судебного разбирательства без их участия в суд не представили.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», извещенное надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не прибыло, в представленном заявлении ходатайствовало о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.

Представитель 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации и начальника этого же отдела Некуш К.Б. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признала и пояснила, что сыновья Тагаева – Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А. являются совершеннолетними, трудоспособными, находящимися на иждивении не признаны, факт их совместного проживания и ведения общего хозяйства отсутствует. Кроме того, факт регистрации упомянутых лиц при войсковой части <данные изъяты> по месту прохождения Тагаевым военной службы не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о принятии указанных лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых для постоянного проживания в качестве членов семьи военнослужащего.

Заслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав имеющиеся в материалах административного дела и представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Как усматривается из светокопии свидетельства о болезни от <данные изъяты> госпитальной военно – врачебной комиссией (далее – ВВК) ФГБУ «426 военный госпиталь» МО Российской Федерации, а также копии заключения ВВК от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Тагаев признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Из светокопии выписки из приказа командира войсковой части (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на указанную дату Тагаев имеет <данные изъяты> календарной выслуги лет на военной службе.

Как усматривается из справок , выданных ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части , Тагаев проходит военную службы в войсковой части и в его личном деле в графе «Семейное положение» записано «женат» и записаны дети, в том числе сыновья Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А.

Из решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец и его дочь Т.С.А. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

Как следует из оспариваемого решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе членам семьи военнослужащего в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в ходе проверки предоставленных документов не установлен факт совместного проживания Тагаева и его указанных детей, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации совершеннолетним детям Тагаева отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Из копии акта по результатам проверки жилищных условий <данные изъяты> Тагаева А.К. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что указанный военнослужащий проживает по адресу: <адрес>, вместе с членами своей семьи, а именно – женой – Т.Г.С., сыновьями – Т.Б.А., Т.Ф.А., дочерью Т.С.А.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части Т.Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по призыву в указанной воинской части.

Также из справок, переведенных с таджикского языка на русский, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ серии усматривается, что Т.Б.А. имеет <данные изъяты>, нетрудоспособен, состоит на учете в <данные изъяты>.

Из светокопий паспортов упомянутых детей Тагаева следует, что на момент вынесения оспариваемого решения каждый из них зарегистрирован при воинской части, в которой проходит военную службу их отец.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из пункта 25 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК Российской Федерации. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Руководствуясь положениями вышеприведенных Федеральных законов, разъяснениями Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению о том, что начальник 1 отдела ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации принял необоснованное решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, упомянутых детей Тагаева.

Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А., в качестве члена семьи военнослужащего, проживают вместе с административным истцом, вселены на законных основаниях в жилое помещение, в котором административный истец и члены его семьи проживают и ведут совместное хозяйство.

Более того, в настоящее время административный истец и упомянутые его дети ведут общее хозяйство, а также то, что жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма они не имеют.

Так же факт их совместного проживания, ведения всеми членами семьи Тагаева общего хозяйства подтверждается показаниями свидетеля В.З.С. и А.Р.В., допрошенными в судебном заседании.

При таких данных суд полагает необходимым признать незаконным оспариваемое решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации.

Для восстановления ущемленных прав военнослужащего Тагаева и упомянутых членов его семьи суд, руководствуясь указанными положениями Федерального закона, а также положениями статьей 51 ЖК Российской Федерации полагает необходимым возложить обязанность на начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации рассмотреть вопрос о постановке сыновей административного истца Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А. на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.

Вместе с тем принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд учитывает и факт прохождения военной службы по контракту сыном Тагаева – Т.Ф.А., который, по убеждению суда, не является препятствием для принятия его на учет, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сведений об обеспечении его жилым помещением за счет государства административным ответчиком в суд не представлено.

В части требований административного истца о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 и статье 106 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Статья 111 КАС Российской Федерации устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно материалам дела, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона суд приходит к выводу о взыскании в пользу Тагаева понесенных им по делу судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

При этом, учитывая, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» осуществляет финансово-экономическое обеспечение ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации, указанные суммы подлежат взысканию за счет названного финансового органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС Российской Федерации военный суд,

решил:

Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Тагаева А.К. о признании незаконным решения начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, членов семьи административного истца - его сыновей Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А., удовлетворить.

Признать решение начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, членов семьи административного истца - его сыновей Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А., незаконным.

Обязать начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о принятии членов семьи военнослужащего Тагаева А.К. – сыновей Т.Б.А., Т.Ф.А., Т.Р.А., на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.

Взыскать с 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации через федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в пользу Тагаева А.К., понесённые им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, в размере 300 (триста) рублей.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 14 октября 2020 года.

2а-194/2020 ~ М-208/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тагаев А.К.
Ответчики
(1 отдел г. Самара) ФГКУ" Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Другие
Азимов А.А.
Суд
Самарский гарнизонный военный суд (Самарская область)
Судья
Сундеев С. А.
Дело на странице суда
gvs--sam.sudrf.ru
21.09.2020Регистрация административного искового заявления
21.09.2020Передача материалов судье
23.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Подготовка дела (собеседование)
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2021Дело оформлено
03.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее