№ 2-382/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 августа 2021 года
Омутинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Меркушевой М.Н.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-382/2021 по иску Акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» к ФИО1 о возмещении ущерба порядке регресса,
У С Т А Н О В И Л:
АО «ГСК «Югория» обратилось в суд с указанным иском к ФИО1 Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ответчик, управляя транспортным средством <данные изъяты>, совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий ФИО4 получил механические повреждения.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности», ели дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только данным транспортным средствам, то потерпевшей предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Гражданская ответственность потрепавшего была застрахована в АО «АльфаСтрахование», полис №.
Гражданская ответственность виновника была застрахована в АО «ГСК «Югория», договор №.
Потерпевший обратился в АО «АльфаСтрахование» с заявлением о прямом возмещении убытков. На основании акта о страховом случае и согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ № АО «АльфаСтрахование» выплатило потерпевшему страховое возмещение в размере 86 500 рублей.
АО «ГСК «Югория» в соответствии с Правилами осуществления страховых выплат в счет возмещения вреда в порядке суброгации, утвержденным Президиумом РСА от ДД.ММ.ГГГГ выплатило АО «АльфаСтрахование» 86 500 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. «ж» ст. 14 Закона об ОСАГО, страховщик, выплативший страховое возмещение, имеет право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если указанное лицо в случае оформления документов в дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был отменен п.п. «ж» п.1 ст. 14 Федерального закона «Об ОСАГО», не имеет обратной силы, поскольку в самом законе не указано, а значит, не может применяться к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности № был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ.
Таким образом, АО «ГСК «Югория» имеет к ответчику право регрессного требования на сумму выплаченного страхового возмещения в размере 86 500 рублей.
В связи с изложенным АО «ГСК «Югория» просит суд взыскать с ФИО1 в свою пользу сумму ущерба в размере 86 500 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 795 рублей и расходы на отправку копии искового заявления ответчику в размере 272 рубля 80 копеек.
Представитель истца АО «ГСК «Югория» о месте и времени рассмотрения дела извещен, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещен, не явился, по средствам телефонограммы заявил, что с исковыми требованиями согласен частично, полагает, что сумма ремонта завышена. Автомобиль Ниссан был старый, в результате дорожно-транспортного происшествия у него только лопнул бампер, полагает, что ремонт бампера составляет не более 10 000 рублей, а замена бампера будет стоить еще дешевле. Просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, так как проживает в городе Тюмени и добираться до места рассмотрения дела в <адрес> для него затруднительно, а копию решения просит направить ему по почте на Тюменский адрес.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно извещению о дорожно-транспортном происшествии, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 45 час. на <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие – столкновение автомобилей <данные изъяты> принадлежащего ФИО4, под управлением собственника, и автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1 под управлением ответчика. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль <данные изъяты> получил повреждения заднего бампера в виде смещения и вмятин, повреждение накладки нижнего заднего фонаря, указано на наличие иных скрытых повреждений. В извещении ответчик ФИО3 указал, что считает себя виновным в совершении данного дорожно-транспортного происшествия. (л.д. 9-10)
Собственник транспортного средства ФИО4 обратился с заявлением в страховую компанию АО «АльфаСтрахование» о прямом возмещении убытков по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии МММ № (л.д. 11)
Страховщиком повреждение транспортного средства <данные изъяты> в результате дорожно-транспортного происшествия было признано страховым случаем, принято решение о выплате страхового возмещения с правом регрессного требования к лицу, причинившему вред. (л.д. 17)
Страховщиком был организован осмотр поврежденного транспортного средства <данные изъяты> в ООО «АВТО-ДИНА». Согласно акту осмотра у автомобиля <данные изъяты> обнаружены повреждения: деформация бампера заднего в средней левой части, накладка заднего бампера, накладка заднего левого фонаря, панель задняя деформирована в левой части, кронштейн крепления заднего бампера (л.д. 12)
ООО «Тюменьремсервис Кузовной» и АО «АльфаСтархование» составлен акт согласования (скрытых дефектов и фактических трудозатрат) установленных при проведении ремонтных работ поврежденного в результате страхового случая транспортного средства марки <данные изъяты>, согласно которому требовалась замена бампера заднего, панели задка, накладки заднего левого фонаря, левого заднего фонаря, а также ремонт заднего левого крыла, крышки багажника, пола багажника, восстановление геометрии кузова. (л.д. 13)
Согласно заключению № о стоимости ремонта транспортного средства <данные изъяты> затраты на восстановительный ремонт (с учетом износа) составляет 86 500 рублей 00 копеек (л.д. 15)
Согласно заказ-наряду № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость выполненных работ по ремонту транспортного средства <данные изъяты> составляет 86 500 рублей 00 копеек, из которых: стоимость запасных частей составляет 54 612 рублей 00 копеек, стоимость расходных материалов составляет 10 044 рублей 00 копеек, стоимость ремонта автомобиля составляет 21 844 рубля 00 копеек. (л.д. 14)
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ АО «АльфаСтрахование» выплатило ООО «Тюменьремсервис Кузовной» страховое возмещение по полису ОСАГО № № убыток в размере 86 500 рублей 00 копеек (л.д. 18)
В соответствии со страховым полисом серии № № обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств со сроком страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданская ответственность ФИО1 была застрахована в АО «ГСК «Югория». (л.д. 20)
Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № АО «ГСК «Югория» выплатило АО «АльфаСтрахование» убытки в размере 86 500 рублей 00 копеек. (л.д. 19)
ДД.ММ.ГГГГ АО «ГСК «Югория» обратилось к ФИО1 с предложением о добровольном возмещении ущерба в порядке регресса. (л.д. 16), которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В силу пункта 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
Согласно пункту 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О указано, что, по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия. Подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.
По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования, требование о направлении каждым из участников происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что произошедшее ДД.ММ.ГГГГ дорожно-транспортное происшествие АО «ГСК «Югория» признано страховым случаем и потерпевшей стороне произведено страховое возмещение. ДД.ММ.ГГГГ АО «АльфаСтрахование" возместило соответствующую сумму страховой компании потерпевшего АО «ГСК «Югория».
При этом экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии потерпевшего ФИО4 был признан страховой компанией достаточным документом для осуществления выплаты суммы страхового возмещения в результате наступления страхового случая, не поставлены под сомнение обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, факт причинения повреждений и размер причиненного ущерба.
Вместе с тем АО «ГСК «Югория», принимая решение о компенсации страхового возмещения АО «АльфаСтрахование», не воспользовалось правом оценить обоснованность факта и размера выплаты, осуществленной потерпевшему ФИО4 В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что виновнику дорожно-транспортного происшествия направлялось требование о предоставлении на осмотр транспортного средства для подтверждения размера возникших в результате ДТП убытков.
Кроме того, истец, располагая одним из двух бланков извещения о дорожно-транспортном происшествии, представленным потерпевшей стороной, не доказал нарушение его интересов со стороны виновника произошедшего дорожно-транспортного происшествия непредставлением его бланка извещения, поскольку имеющихся документов оказалось достаточно для принятия им решения о возмещении страховой выплаты, произведенной страховщиком потерпевшему.
Суд также принимает во внимание, что абз. третьим п.п. «а» п. 10 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ АО «ГСК «Югория» в суд с иском к ФИО1 п.п. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении о том, что в силу п. «ж» ст. 14 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент ДТП и на дату заключения причинителем вреда договора ОСАГО, страховщик, выплативший страховое возмещение, имеет право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланков извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, основаны на неверном толковании закона, кроме того обязанность причинителя вреда направить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланков извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, была исключена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ и само по себе не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в соответствии с абз. 3 п.п. «а» п. 11 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, не действовал на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем правовых оснований для взыскания страхового возмещения в порядке регресса не имеется. Само по себе нарушение ФИО1 обязанности, установленной пунктом 2 статьи 11.1 Закона 40-ФЗ об ОСАГО, не является достаточным основанием для удовлетворения регрессного требования страхового общества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.