Дело № 2-4117/14
РешениеИменем Российской Федерации
г. Иваново 24 ноября 2014 г.
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Шаровой О.О.,
с участием истца Оглы С.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Иванова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оглы С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об освобождении от уплаты страховых взносов,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила признать незаконным решение УПФ Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области № 30-01-12/13610 от 16.09.2014 и освободить ее от уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком с 21.05.2010 по 31.12.2012.
Иск мотивирован тем, что Оглы С.В. с 24.10.2008 г. по 26.08.2014 являлась индивидуальным предпринимателем. 21.05.2010 у нее родилась дочь "С", 22.11.2011 у истца родился сын "Н", в связи, с чем с 21.05.2010 по 31.12.2012 истец находилась в декретном отпуске, предпринимательскую деятельность в указанный период не осуществляла. Письмом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 16.09.2014 истцу было разъяснено, что освобождение ее от уплаты страховых взносов за период, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не предусмотрено. С данным решением она не согласна.
В судебном заседании истец Оглы С.В. от требования о признании незаконным решения ответчика от 16.09.2014 отказалась, производство по делу в указанной части прекращено определением суда. В оставшейся части исковые требования поддержала. Пояснила, что в спорный период индивидуальной предпринимательской деятельностью не занималась, т.к. осуществляла уход за детьми.
Представитель ответчика на исковые требования возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск, полагая, что действующим законодательством о страховых взносах факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие по любым причинам не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов и не предусматривает освобождение какой-либо категории плательщиков от уплаты страховых взносов. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого лица платить законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон), плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В силу ст. 28 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Таким образом, обязанность по уплате указанных страховых взносов законодатель связывает только с наличием у физического лица статуса индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, Оглы С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 24.10.2008 по 26.08.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 24.10.2008 г., уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 26.08.2014.
Вместе с тем, с 21.05.2010 по 31.12.2012 Оглы С.В. находилась в отпуске по беременности и родам. Согласно свидетельствам о рождении I-ФО № 669183 от 07.06.2010 и I-ФО №694827 от 12.12.2011.
По указанным причинам Оглы С.В. не осуществляла предпринимательской деятельности. Истцом представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за спорный период, согласно которым доходов от предпринимательской деятельности Оглы С.В. в 2010-2012 г. не получала.
Таким образом, судом установлен факт неосуществления истицей предпринимателсьской или иной профессиональной деятельности в 2010-2012 г.г.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 182-0, нормативные положения частей 1 - 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 17 названного Закона, а также статей 2, 3, 10 и 11 Закона № 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что выявленный в отмеченном определении конституционно-правовой смысл положений пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Положения статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2010 г. Федерального закона № 212-ФЗ порядок и условия возмещения из федерального бюджета страховых взносов за период осуществления предпринимателями отпуска по уходу за ребенком до полутора лет не изменились, из чего следует, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.05.2005 г. № 182-0 правовая позиция распространяется и на правоотношения по уплате указанными лицами страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.
При этом, изменение законодателем формы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, связанное с отменой фиксированных платежей и установлением размера страховых взносов в зависимости от стоимости страхового года, не свидетельствует об отсутствии у индивидуальных предпринимателей права на освобождение от уплаты взносов за период ухода за ребенком до полутора лет в соответствии с позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в период нахождения Оглы С.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет она не была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При отсутствии законной обязанности лица по уплате взносов в пенсионный фонд, требования истца об освобождении ее от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, за период с 21.05.2010 по 31.12.2012 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области освободить Оглы С.В. от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, за период с 21.05.2010. по 31.12.2012.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись