РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Чирковой Е.А.,
при секретаре Битановой Т.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административного дело №2а-728/2023 по административному исковому заявлению МИ ФНС России №23 по Самарской области к Вдовину В.Н. о взыскании недоимки по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России №23 по Самарской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском о взыскании с Вдовина В.Н. недоимки по земельному налогу на общую сумму 2 034, 55 рублей, в обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик является собственником земельных участков по адресу: <адрес>, следовательно, налогоплательщиком имущественных налогов. Ранее на имя налогоплательщика выставлялись требования об уплате налогов, которые исполнены им с нарушением срока, в связи с чем, налоговым органом исчислены суммы пени. По заявлению налоговой инспекции мировым судьей судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области 07.06.2022 вынесен судебный приказ №2а-1691/2022 о взыскании с Вдовина В.Н. недоимки на сумму 2 034, 55 рублей, который в соответствии с ч. 1 ст. 123.7 КАС РФ отменен, с сохранением за взыскателем права на предъявление аналогичных требований в порядке искового производства, что послужило основанием для подачи административного иска в суд.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца МИ ФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.4).
Административный ответчик Вдовин В.Н., надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на административный иск, в которых просит в удовлетворении требований отказать, поскольку требования № 22290 от 26.02.2020 и №48512 от 26.10.2021 исполнены в полном объеме своевременно, остальные требования предъявлены за истечением срока исковой давности, следовательно, взыскание недоимки по указанным требованиям является незаконным.
На основании ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть административный иск в отсутствие не явившихся лиц, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение налоговой инспекцией процессуальных сроков, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п. п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4).
В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Из материалов дел следует, что Вдовин В.Н. является плательщиком имущественных налогов, к которым относится земельный налог, в связи с наличием в его собственности земельных участков, расположенных по адресу:
- <адрес> с кадастровым номером №;
- <адрес>, с кадастровым номером №.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения и их индивидуальных особенностях, налоговой инспекцией в адрес Вдовина В.Н. направлялись налоговые уведомления №22129132 от 23.08.2018 об уплате земельного налога за 2017 г., исчисленный в сумме 2 100 руб., со сроком оплаты до 03.12.2018 включительно, №31610504 от 21.09.2017 об уплате земельного налога за 2016 г., исчисленный в сумме 2 100 руб., со сроком оплаты до 01.12.2017 включительно, №43441282 от 25.07.2019 об уплате земельного налога за 2018 г., исчисленный в сумме 2 100 руб., со сроком оплаты до 02.12.2019 включительно, №54273616 от 01.09.2020 об уплате земельного налога за 2019 г., исчисленный в сумме 2 100 руб., со сроком оплаты до 01.12.2020 включительно.
В соответствии со ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой имущественных налогов налогоплательщику выставлены требования № 9734 от 09.07.2019, которым предложено в срок до 16.10.2019 погасить недоимку, № 10155 от 27.08.2018 в срок до 03.12.2018, № 22290 от 26.02.2020 в срок до 21.04.2020, №33150 от 10.07.2019 в срок до 06.11.2019, № 48512 от 26.10.2021 в срок до 20.12.2021.
Согласно административному иску, требования, сформированные на имя Вдовина В.Н., до настоящего времени оставлены без исполнения.
Проверяя правомерность заявленных требований и соблюдение налоговым органом процессуальных сроков, суд обращает внимание на несвоевременность формирования требований об уплате земельного налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам предписано учитывать, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные правовые позиции, возможность взыскания в судебном порядке задолженности по налогам и пеням зависит от соблюдения всех последовательно установленных сроков обращения в суд, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности.
Ранее установлено, что 23.08.2018 налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось уведомление №22129132 об оплате недоимки по земельному налогу за 2017 г. со сроком исполнения до 03.12.2018 включительно.
По правилам ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате земельного налога должно быть сформировано не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Учитывая, что срок исполнения уведомления №22129132 истекал 03.12.2018, следовательно, требование о необходимости уплаты налога должно быть сформировано налоговым органом не позднее 03.03.2019.
Между тем, из материалов дела следует, что требование №9734 о взыскании недоимки по земельному налогу и пени сформировано налоговым органом лишь 09.07.2019, т.е. по истечении установленного налоговым законодательством срока, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Такие нарушения допущены административным истцом в отношении требований №10155 и №48512.
Так, уведомлением №31610504 установлен срок для оплаты недоимки по земельному налогу за 2016 г. до 01.12.2017 включительно, требование №10155 сформировано лишь 27.08.2018, т.е. с нарушением срока; уведомлением №54273616 установлен срок для оплаты недоимки по земельному налогу за 2019 г. до 01.12.2020 включительно, требование №48512 сформировано лишь 26.10.2021.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения административного иска в части взыскания задолженности по требованиям №9734 от 09.07.2019, №10155 от 27.08.2018, №48512 от 26.10.2021 отсутствуют, как и отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании пени за спорный период.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вдовина В.Н. недоимки за 2016 г. – 2019 г. налоговый орган обратился 31.05.2022.
07.06.2022 мировым судьей судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области в отношении Вдовина В.Н. вынесен судебный приказ №2а-1691/2022 о взыскании недоимки на общую сумму 2 034, 55 руб.
Определением того же судьи от 21.06.2022 судебный приказ №2а-1691/2022 от 07.06.2022 отменен, в связи с поступлением возражений должника в порядке ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административный иск поступил в суд 21.12.2022.
Таким образом, административный иск подан в суд с соблюдением установленного законом срока.
Разрешая заявленные требования в оставшейся части, суд находит обоснованными возражения административного ответчика, из которых следует, что задолженность по налоговому уведомлению №43441282 от 25.07.2019 погашена Вдовиным В.Н. до истечения установленного законом срока, а именно 01.11.2019, что подтверждается платежными поручениями, следовательно, оснований для выставления требований № 33150 от 10.07.2019 и №22290 от 26.02.2020 о взыскании пени по недоимке за 2018 г. у налогового органа не имелось.
Административным истцом в материалы дела представлены копии квитанций об оплате (чек-ордер) налоговых платежей (л.д. 78,81)
- чек-ордер № 121 от 01.11.2019 на сумму 1904 руб., чек-ордер № 120 от 01.11.2019 на сумму 196 руб., чек-ордер № 122 от 01.11.2019 на сумму 1039 руб. (оплата по налоговому уведомлению 43441282 от 25.07.2019);
- чек-ордер № 4947 от 04.12.2020 на сумму 1142 руб., чек-ордер № 4948 от 04.12.2020 на сумму 1904 руб., чек-ордер № 4949 от 04.12.2020 на сумму 196 руб. (оплата по налоговому уведомлению 54273616 от 01.09.2020).
Согласно материалам дела, налоговые обязательства по оплате имущественных налогов за 2019 г. по налоговому уведомлению №54273616 от 01.09.2020 исполнены административным ответчиком также своевременно, что подтверждено документально, потому в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к Приказу Министерства Финансов РФ от 12.11.13 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ"), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
"ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.
При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).
Из содержания представленных Вдовиным В.Н. чеков от 04.12.2020 следует, что они содержат названные выше реквизиты.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска МИ ФНС России №23 по Самарской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Вдовина В.Н. о взыскании пеней по земельному налогу за период с 02.12.2019 по 25.02.2020 в размере 22,34 руб., за период с 04.12.2018 по 09.07.2019 в размере 27,67 руб., за период с 02.12.2017 по 09.07.2019 в размере 18,46 руб., земельного налога за 2019 год (ОКТМО 36626420) в размере 196,00 руб., пеней за период с 02.12.2020 по 25.10.2021 в размере 11,16 руб., за 2019 год (ОКТМО 36701305) в размере 1 270,00 руб., пеней за период с 02.12.2020 по 25.10.2021 в размере 72,93 руб., земельного налога за 2016 год в размере 196,00 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.08.2018 в размере 13,05 руб., земельного налога 2017 год в размере 196,00 руб., пеней за период с 04.12.2018 по 08.07.2019 год в размере 10,94 руб. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.03.2023 г.
Председательствующий судья Е.А. Чиркова