Дело №2-7000/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2013 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Макеевой М.А., с участием истца Константиновой Н.А., представителя ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Бокаревой К.М., представителя ответчика ООО «РемКомСтроительство» Кацнельсона Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Н. А. к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» о запрете производить работы по устройству парковочных мест,
установил:
Константинова Н.А. обратилась в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» об обязании к совершению действий по тем основаниям, что на липовой аллее, расположенной по <адрес>, между деревьями строится стоянка (парковка) автомобилей согласно проекту «Благоустройство центральной части г.Петрозаводска (<адрес>)», заказчиком является Администрация Петрозаводского городского округа, подрядные работы выполняет ООО «РемКомСтроительство», а также субподрядные организации. Истец полагает, что в части, относящейся к озеленению территории липовой аллеи на <адрес> имеет место не благоустройство, а реконструкция. Зона зеленых насаждений по проекту планируется в виде парковочных мест для автомобилей. В соответствии с Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия №518-р от 05.09.1996, 1/5 часть липовой аллеи, <адрес> и примерно 1/8 часть липовой аллеи, <адрес> входит в охранную зону памятников истории и культуры г.Петрозаводска. Экспертиза проекта не проводилась. Согласно заключению комиссии по обследованию зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ устройство парковочных мест на центральной аллее считается нецелесообразным, поскольку создание парковочных мест повлечет гибель липовой аллеи. При проектировании и производстве работ допущены и продолжают допускаться нарушения природоохранного законодательства. На основании изложенного, истец просит признать работы, проводимые по проекту «Благоустройство центральной части г.Петрозаводска (<адрес>)», в части, относящейся к устройству на центральной липовой аллее <адрес> стоянки автотранспорта (парковки) - работами по реконструкции центральной аллеи, расположенной на <адрес>; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа внести соответствующие изменения в задание; обязать ответчиков приостановить все строительные работы на центральной аллее, расположенной на <адрес> в г.Петрозаводске на протяжении от <адрес> до <адрес> до получения заключения историко-культурной экспертизы по реконструкции центральной аллеи, расположенной по <адрес>.
Определением суда принят отказ истца от иска в части требований к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» о признании работ, проводимых по проекту «Благоустройство центральной части г.Петрозаводска (<адрес>)», в части, относящейся к устройству на центральной липовой аллее <адрес> стоянки автотранспорта (парковки) - работами по реконструкции центральной аллеи, расположенной на <адрес>; обязании Администрации Петрозаводского городского округа внести соответствующие изменения в задание. Производство по делу в указанной части прекращено.
Истец в судебном заседании требования уточнила, просит запретить Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» производить работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест, расположенных на центральной аллее <адрес> в г.Петрозаводске.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Бокарева К.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, указала об отсутствии спора о праве, т.к. Администрация отказалась от заказа на проведение работ по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест, расположенных на центральной аллее <адрес> в г.Петрозаводске, работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест ООО «РемКомСтроительство» не проводит, полагала, что истец не имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика ООО «РемКомСтроительство» Кацнельсон Е.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддержал позицию ответчика Администрации Петрозаводского городского округа, проводит, полагал, что истец не имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Представитель третьего лица ООО "Спецстройпроект" в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа (заказчик) заключила муниципальный контракт № на выполнение работ по благоустройству центральной части г.Петрозаводска (<адрес>), 1 этап с ООО «РемКомСтроительство» (подрядчик) о выполнении подрядчиком работ по благоустройству центральной части г.Петрозаводска по <адрес>, 1 этап, собственными или привлеченными силами в соответствии с условиями контракта, проектной документацией, техническим заданием (приложение №3 к контракту), локальными и объектными сметами (приложение №4 к контракту), разработанными подрядчиком, и действующими строительными нормами и правилами.
Во исполнение вышеуказанного муниципального проекта ООО "Спецстройпроект" разработана проектная документация «Благоустройство центральной части г.Петрозаводска (<адрес>)».
Истец, ссылаясь на допущение ответчиками нарушений природоохранного законодательства, «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», утвержденных приказом Госстроя №153 от 15.12.1999, просит обязать запретить Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» производить работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест, расположенных на центральной аллее <адрес> в г.Петрозаводске.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (статьи 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.09.2009 № 8-П, конституционная обязанность сохранять окружающую среду, распространяющаяся и на государственные органы, является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Исходя из названных конституционных положений, Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни, а также права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая определяется Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 1) не только как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, но и как совокупность антропогенных объектов, т.е. объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов. Тем самым требования об охране окружающей среды, предполагающей в числе прочего предотвращение негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде.
Такой подход соответствует положениям международно-правовых актов, в том числе Всеобщей декларации прав человека, согласно статье 27 которой каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, а также Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому экономическое развитие и технический прогресс должны быть совместимы с задачей защиты окружающей среды и сохранения исторических и культурных ценностей, а избежать нанесения ущерба окружающей среде можно лучше всего с помощью предупредительных мер.
Согласно статьям 4, 5 и 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 16 ноября 1972 года) каждое государство - сторона данной Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на сами государства, которые должны стремиться принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления своего культурного и природного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», положения которого направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры (преамбула).
Право на сохранность объектов культурного наследия является частью конституционного права на доступ к культурным ценностям. Гарантируя гражданам Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, названный Федеральный закон провозглашает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и определяет полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (преамбула, пункт 1 статьи 7, статья 9).
Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от места его жительства, чем обусловливается установление для них специального правового режима, учитывающего особенности таких объектов и определяемого соответствующим градостроительным регламентом. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты (статья 59); градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения (статья 60).
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении, предусмотренное Градостроительным кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации, обусловлено необходимостью обеспечения сохранности находящихся на его территории объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность. В этих целях под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности осуществляется комплекс мероприятий, включая разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
Согласно статье 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Кроме того, Правительство Российской Федерации во исполнение предписания, возложенного на него данной статьей, Постановлением от 26.04.2008 №315 утвердило Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Статьей 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющей особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия, предусматривается, в частности, что требования к проектированию и строительству должны вноситься в правила застройки и в схемы зонирования территорий. В соответствии со статьей 60 названного Федерального закона градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты (включая предельные параметры разрешенного строительства), устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаются в правила застройки и подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом такое согласование является самостоятельным по отношению к публичным слушаниям инструментом.
Таким образом, истец, имеет право на обращения в суд с настоящим иском.
Ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит понятие парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;
Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В адрес Администрации Петрозаводского городского округа поступило письмо из Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что Госавтоинспекция города Петрозаводска возражает против представленного плана размещения стоянок на <адрес> по следующим причинам: Запроектированное уширение проезжей части <адрес> на 5 метров недостаточно для организации безопасной парковки. Исходя из расчетных параметров (размеры автомобиля, радиусы поворотов, расстояние между соседними транспортными средствами), для выбранного способа стоянки автомобилей под углом 60 градусов длина ячейки для постановки транспорта должна быть не менее 5,6 метров. Так же необходимо предусматривать зону для маневрирования, позволяющую совершать заезд и выезд без создания помех для транзитного движения по <адрес>. Устройство парковки на разделительном газоне будет противоречить требованиям Правил дорожного движения РФ. В соответствии с п.1.1 и п.9.9, ПДД разделительная полоса - это элемент дороги не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. На основании вышеизложенного, <адрес> после организации на ней парковок в представленном варианте, станет непригодной для осуществления беспрепятственного постоянного движения транспорта.
Согласно протоколу совещания по вопросу благоустройства центральной аллеи по <адрес> (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа приняла решение не выполнять асфальтобетонное покрытие парковочных мест на центральной части <адрес>. На месте парковочных мест рассмотреть возможность устройства малых архитектурных форм. Продолжить разработку мероприятий, позволяющих сохранить липовую аллею.
В связи с тем, что заказчик в лице Администрации Петрозаводского городского округа отказался от заказа на проведение работ по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест, расположенных на центральной аллее <адрес> в г.Петрозаводске, фактически работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковочных мест выполнены не были, в настоящее время не проводятся, нарушений прав истца не усматривается.
На основании изложенного, в удовлетворении иска Константиновой Н. А. к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство» о запрете производить работы по устройству парковочных мест, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.98, 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В исковых требованиях Константиновой Н. А. к Администрации Петрозаводского городского округа, ООО «РемКомСтроительство», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н. Ващенко