Гр. дело № 2-92/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Гусев 3 апреля 2018 года
Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Стригуновой Г.Г.,
при секретаре Чуйкиной И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колеватовой Ю.Н. к ИВС при ОВД города Гусева, МО МВД России «Гусевский», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, Министерству внутренних дел России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Колеватова Ю.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ИВС при ОВД города Гусева о взыскании компенсации морального вреда указав, что в период с 2012 года по 2013 год прибывала в ИВС при ОВД города Гусева, где условия содержания не соответствовали требованиям действующего законодательства, а именно отсутствовало индивидуальное спальное место, не выдавались постельные принадлежности (чистые матрасы, подушки, одеяла), приходилось спать на деревянном настиле. Кроме того, не было дневного освещения, свет в камере был очень тусклым, так как лампочка была прикрыта. Камера не проветривалась, так как вместо окон были вмонтированы маленькие стеклоблоки, свежий воздух в камеру не поступал, отсутствовала вентиляция. Стены в камерах были сырыми, полы цементные, отсутствовали шкафчики для индивидуальных вещей и продуктов, радиовещание. Санузел не смывался, средства личной гигиены не выдавались. Отсутствовали ежедневные прогулки, а также медицинский кабинет и бочки для питьевой воды, питание не соответствовало норме. Содержание в таких условиях было для нее (Колеватовой Ю.Н.) мучительным, она испытывала страх за свое здоровье, в связи с чем, ей были причинены нравственные страдания. Просит взыскать в ее пользу 100000 рублей в счет компенсации морального вреда.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены МО МВД России «Гусевский», Министерство финансов РФ в лице УФК по Калининградской области, а также МВД России.
Истец Колеватова Ю.Н. в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы и находится в учреждении уголовно-исполнительной системы. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено этапирование осужденных в судебное заседание по гражданским делам, Колеватова Ю.Н. заявления о желании присутствовать в судебном заседании при рассмотрении данного дела посредством использования видеоконференц-связи в суд не представила, суд рассмотрел дело в отсутствие истца, уведомив его о времени и месте судебного разбирательства.
Представители ответчиков МО МВД России «Гусевский», Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области, МВД России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представитель ответчика МО МВД России «Гусевский» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Нематериальные блага, защищаемые в соответствии с Гражданским кодексом РФ, определены в статье 150 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
На основании ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Приговором Нестеровского районного суда Калининградской области от 20 ноября 2012 года Колеватова Ю.Н. осуждена по п. А ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима. Взята под стражу в зале суда.
Приговор вступил в законную силу 24 января 2013 года и обращен к исполнению.
Из сообщения начальника МО МВД России «Гусевский» следует, что согласно книге № 1434, Колеватова Ю.Н. содержалась в ИВС МО МВД России «Гусевский» в период времени с 06 декабря 2012 года по 12 декабря 2012 года.
Данные сведения также подтверждаются информацией ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Калининградской области.
Таким образом, установлено, что в декабре 2012 года Колеватова Ю.Н. действительно содержалась в ИВС МО МВД России «Гусевский».
Статья 23 Федерального закона № 103-ФЗ предусматривается право подозреваемых и обвиняемых на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Аналогичные права подозреваемых и обвиняемых предусмотрены Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 (далее по тексту – Правила).
Согласно п.п. 44, 45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Женщины с детьми получают предметы ухода за ними.
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Действительно, до 2009 года условия содержания в ИВС Гусевского ОВД не соответствовали требованиям нормативных документов, вследствие чего судебными решениями по ряду дел признавались ненадлежащими, нарушающими личные неимущественные права лиц, содержавшихся под стражей, что давало основания для взыскания гражданам денежной компенсации морального вреда.
Весной 2009 года после проведения реконструкции и ремонта изолятор временного содержания Гусевского ОВД соответствующей комиссией с участием представителя Роспотребнадзора был принят в эксплуатацию.
Из сообщения УВД по Калининградской области по гражданскому делу № 2-272/2010 года по иску Гусевского городского прокурора к ОВД по Гусевскому муниципальному району о приостановлении деятельности ИВС следует, что реконструкция и ремонт ИВС ОВД по Гусевскому району окончены в 2009 году. В ИВС оборудована комната для раздачи пищи, душевая комната, принудительная вентиляция, произведена замена электропроводки, пожарно-тревожной сигнализации, установлены радиоточки, видеонаблюдение, произведена замена отопительной системы. В камерах гладко оштукатурены стены, оборудованы индивидуальные спальные места, санузлы, раковины с проточной водой. В камерах и помещениях ИВС ежедневно проводится дезинфекция с использованием медицинского бактерицидного облучателя рецеркуляра СН211-130 «Адмед» и 3-х процентным раствором хлора.
Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 07 июля 2010 года, вступившим в законную силу, установлено, что камеры ИВС оборудованы центральным отоплением, принудительной вентиляцией, канализацией, санузлами, водоснабжением (раковины с проточной водой), индивидуальными спальными местами, в ИВС имеются матрацы и постельные принадлежности. Камеры оборудованы столами, вешалками для одежды, полками для туалетных принадлежностей. ИВС оборудован душевой с бойлером для нагрева воды. В ИВС имеется аптечка, бактерицидный облучатель «Адмед». Стены в камерах гладко оштукатурены. Ведутся работы по оборудованию прогулочного дворика, которые практически выполнены, не окрашена одна бетонная стена и не установлена скамейка, другие работы выполнены, забетонирован пол, установлены металлические решетки, вышка для наблюдения, которые на момент осмотра окрашены. Экстренная медицинская помощь лицам, содержащимся в ИВС, оказывается бригадой скорой медицинской помощи районной больницы. Отказов в оказании медицинской помощи не было. Созданные условия в ИВС не угрожают жизни и здоровью лиц, содержащихся в ИВС. Ведется активная работа по устранению имеющихся несоответствий требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно отсутствие прогулочного дворика, медицинского кабинета и санпропускника с дезинфекционной камерой.
Согласно решению Гусевского городского суда Калининградской области по делу № 2-22/2012 от 01 февраля 2012 года прогулочный двор введен в эксплуатацию в августе 2010 года, дезкамера – в апреле 2011 года.
Из акта проверки Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Калининградской области» соблюдения требований санитарного законодательства в ИВС от 26 апреля 2012 года следует, что санитарно-техническое состояние помещений ИВС удовлетворительное. Для содержания задержанных в ИВС выделено 6 камер площадью с лимитом наполнения 11 человек. Площадь на 1 задержанного составляет 5,3 кв.м при норме, предусмотренной Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, не менее 4 кв.м. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются индивидуальным спальным местом (в камере установлены одноярусные деревянные топчаны), постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем. В камерах установлены санузлы (с умывальными раковинами и унитазами), с подводом водопроводной воды и канализации. Унитазы и умывальники размещены с соблюдением необходимых требований приватности, предусмотренных п. 17. 17 СП 12-95, п. 45 приказа МВД №950 от 22.11. 2005 года. В камерах установлены столы по лимиту мест в камерах, скамейки отсутствуют, полки для хранения индивидуальных принадлежностей. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдается хозяйственное мыло, бумага для гигиенических целей, уборочный инвентарь, урна для мусора. Кипяченая вода для питья задержанным выдается ежедневно с учетом потребности. Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением. Естественное освещение в камерах недостаточно. Камеры не оборудованы раздельными светильниками дневного и ночного освещения, имеется по одному светильнику, электрические лампочки которого, как и предусмотрено требованиями, размещены в нише над дверью. Содержащиеся в ИВС обеспечиваются ежедневно 3-х разовым горячим питанием по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205. Во время приема пищи задержанные обеспечиваются столовой посудой (миски, ложкой, кружкой). Пища доставляется из столовой города Гусева в термосах, транспортом ИВС.
В тоже время, решением Гусевского городского суда Калининградской области от 27 июня 2012 года, вступившим в законную силу, установлено, что в нарушение требований п. 17.11 СП 12-95 МВД России естественное освещение в камерах ИВС недостаточное, так как световой коэффициент (отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола) составляет 1:15-1:17 вместо предусмотренных 1:8. Камеры не оборудованы раздельными светильниками дневного и ночного освещения, предусмотренных п. 45 приказа МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года. В 4-ой и 5-ой камерах имеется по одному светильнику. В остальных четырех камерах – по два светильника, электрические лампочки которых, как и предусмотрено требованиями пункта 20 СП 12-95 МВД России, размещены в нише над дверью, освещенность на уровне стола камеры составляет 25 лк, при норме, предусмотренной п. 20.2 СП 12-95 МВД России не менее 50 лк. Форточки в окнах камер отсутствуют, что не обеспечивает обмен воздуха в камерах и противоречит требованиями п. 17.12 СП 12-95 МВД России.
Согласно решению Гусевского городского суда Калининградской области от 19 августа 2013 года, вступившему в законную силу, условия содержания в ИВС МО МВД России «Гусевский» признаны не соответствующими Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». МО МВД России «Гусевский» обязано устранить ряд нарушений указанного законодательства, в том числе, оборудовать в камерах дощатые полы, установить бачки для питьевой воды и шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов.
Вместе с тем, решения Гусевского городского суда Калининградской области от 27 июня 2012 года и 19 августа 2013 года не исполнены в связи с отсутствием финансирования, в настоящее время ИВС МО МВД России «Гусевский» закрыт.
В соответствии со ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания каждое государство – участник конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
Согласно данным «Журнала жалоб на содержание в ИВС» за всё время нахождения под стражей в камерах ИВС МО МВД России «Гусевский» жалоб на условия содержания у Колеватовой Ю.Н. не имелось.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что условия содержания Колеватовой Ю.Н. в ИВС в 2012 году действительно не соответствовали требованиям действующего законодательства, не обеспечивали истцу надлежащих бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарно-эпидемиологических правил, что причиняло Колеватовой Ю.Н. нравственные и физические страдания, в связи с чем требование истца о взыскании в ее пользу денежной компенсации морального вреда обоснованно.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценивая установленные в судебном заседании и заслуживающие внимание обстоятельства, личность истца, срок нахождения в ИВС (6 дней), исходя из требований разумности и справедливости, учитывая степень причиненных моральных и нравственных страданий, находит возможным взыскать компенсацию морального вреда за содержание Колеватовой Ю.Н. в ненадлежащих условиях в ИВС МО МВД России «Гусевский» в 2012 году в размере 1000 рублей.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, денежная компенсация морального вреда должна быть взыскана с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации, в иске к МО МВД России «Гусевский», Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Колеватовой Ю.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу Колеватовой Ю.Н. в счет компенсации морального вреда 1000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 9 апреля 2018 года.
Судья Г.Г. Стригунова