Дело № 2-1-276/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2016 года г. Калининск
Калининский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Тюлькиной В.С.
при секретаре Прокофьевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Калининске Саратовской области гражданское дело по исковому заявлению Агафоновой В. В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями,
установил:
Агафонова В.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что 10.05.2016 года она обратилась в УПФР в Калининском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 20.05.2016 года ответчик отказал ей в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом периоды работы с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года в должности телефонистки МТС в Калининском узле связи не были засчитаны в льготный стаж, поскольку не подтверждена постоянная в течении полного рабочего дня занятость на работах с микротелефонной гарнитурой. С данным решением истец не согласна и просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области № 213 от 20.05.2016 года в части исключения из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности телефонистки МТС в Калининском узле связи с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года, обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, вышеуказанные периоды ее работы в должности телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием, обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 10.05.2016 года.
В судебном заседании истец Агафонова В.В. предъявленные исковые требования поддержала в полном объеме, полагая, что они основаны на законе и доказательствах.
Представитель ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области – Ковальчук Р.П. (действующий на основании доверенности № 09-01, выданной 11.01.2016 года начальником УПФР в Калининском районе Мирошниченко О.И.), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, показав, что спорные периоды работы в качестве телефонистки МТС в Калининском узле связи не могут быть зачтены истцу в льготный стаж, поскольку не подтверждена постоянная в течении полного рабочего дня занятость на работах с микротелефонной гарнитурой. Свидетельские показания недопустимы при подтверждении характера работы.
Заслушав стороны, допросив свидетелей ФИО8 и ФИО7, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, что с 17.12.1986 года по 13.11.1997 года Агафонова В.В. работала в должности телефонистки МТС в Калининском узле связи (л.д. 13-18).
10.05.2016 года Агафонова В.В. обратилась в УПФР в Калининском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.
Решением № 119 от 20.05.2016 года ответчик отказал Агафоновой В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д. 10).
При этом периоды работы с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года в должности телефонистки МТС в Калининском узле связи не были засчитаны в льготный стаж, поскольку не подтверждена постоянная в течении полного рабочего дня занятость на работах с микротелефонной гарнитурой (л.д. 9).
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.ст. 7, 37, 39).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. При этом законодатель вправе устанавливать как общие условия назначении пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Страховой стаж Агафоновой В.В. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии составлял 29 лет 10 месяцев 12 дней, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно оспариваемого решения, составил 4 года 2 месяца 3 дня (л.д. 10).
Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, разделом XXIX – связь (позиция 23100000-19093), предусмотрены в качестве должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, должности телефонистов междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.
Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 с изменениями от 20 июля 2011 года – основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно трудовой книжке АТ-III № 7230804 Агафонова В.В. с 17.12.1986 года по 13.11.1997 года работала в должности телефонистки МТС в Калининском узле связи (л.д. 13-18).
Согласно справке № 53 от 05.04.2016 года, выданной и.о. директора Саратовского филиала макрорегионального филиала «Волга» ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», уточняющей характер работы Агафоновой В.В., последняя работала в долнности телефонистки МТС в 1992-1997 г.г. постоянно полный рабочий день с микротелефонной гарнитурой (устройством) на межждугородных, заказных, справочных коммутаторах (л.д. 22-23).
Данная справка основана на первичных документах, работодателем не отозвана, отвечает требованиям, предъявляемым статьей 71 ГПК РФ, к письменным доказательствам, а также требованиям относимости и допустимости.
Таким образом, представленные суду письменные доказательства подтверждают тот факт, что Агафонова В.В. в спорные периоды времени работала в должности телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием.
Кроме того, то обстоятельство, что Агафонова В.В. в спорный период времени работала в должности телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием, подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.
Так, свидетели ФИО8 и ФИО7 суду показали, что они работали с 1992 года вместе с Агафоновой В.В. в Калининском узле связи. Агафонова В.В. в период с 1992 года по 1997 год работала в Калининском узле связи в должности телефонистки междугородней телефонной станции и постоянно в течении полного рабочего дня работала с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием.
Таким образом, свидетели подтвердили суду, что в 1992-1997 г.г. истец Агафонова В.В. работала в Калининском узле связи в должности телефонистки междугородней телефонной станции и постоянно в течении полного рабочего дня работала с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием.
Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, поскольку они работали в спорный период вместе с истцом Агафоновой В.В., следовательно, они компетентны пояснить данные обстоятельства.
Учитывая вышеизложенное, суд считает установленным факт занятости Агафоновой В.В. в периоды с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года в качестве телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием.
Доводы представителя ответчика о том, что свидетельские показания являются недопустимым доказательством, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из различных источников, в том числе, и из показаний свидетелей. Не доверять показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей у суда нет оснований.
Кроме того, в силу ст. 1 ГПК РФ нормы гражданского процессуального права в вопросах регулирования порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах имеют приоритетное значение по сравнению с нормами иных нормативных актов, в связи с чем суд вправе учесть показания допрошенных свидетелей.
В связи с вышеизложенным суд считает доказанным, что Агафонова В.В. работала в спорные периоды времени в Калининском узле связи в качестве телефонистки междугородней телефонной станции, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием. Эта должность предусмотрена Списком № 2 как дающая право на назначение пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда.
Доказательств, опровергающих показания свидетелей, либо данные, изложенные в письменных доказательствах, ответчиком суду не представлено.
Учитывая также требования ст.ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы Агафоновой В.В. в Калининском узле связи подлежат включению в стаж работы в связи с особыми условиями труда.
Как показал суду представитель ответчика Ковальчук Р.П., и не оспаривалось истцом Агафоновой В.В., периоды работы Агофоновой В.В. в должности телефонистки междугородней телефонной станции, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием в Калининском узле связи составляют 7 лет 11 месяцев 3 дня, в связи с чем включение спорных периодов в стаж работы Агафоновой В.В. недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, при таких обстоятельствах исковые требования о признании права на досрочную пенсию и назначении пенсии с 10 мая 2016 года подлежат отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Агафоновой В. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области № 119 от 20 мая 2016 года (протокол № 213 от 20 мая 2016 года) в части исключения из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, периодов работы Агафоновой В. В. в должности телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе Саратовской области зачесть Агафоновой В. В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, периоды ее работы в должности телефонистки междугородней телефонной станции в Калининском узле связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорном пункте с круглосуточным действием с 01 января 1992 года по 20 июня 1995 года, с 28 июля 1997 года по 25 сентября 1997 года и с 02 октября 1997 года по 13 ноября 1997 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Агафоновой В. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2016 года.
Председательствующий: