Дело № 2а-212/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2018 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Хлебаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саруль Р.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору прав межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Новоженовой А.В. об оспаривании отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды и возложении обязанности по государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Саруль Р.С. (далее – административный истец, арендодатель) обратилась в Муезерский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – административный ответчик, Управление Росреестра по РК, регистрирующий орган), государственному регистратору прав межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Новоженовой А.В. (далее – административный ответчик, государственный регистратор) об оспаривании отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды и возложении обязанности по государственной регистрации. Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является сбственником нежилого здания по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и Хафизовым А.Б. (далее – заинтересованное лицо, арендатор) был заключен договор аренды на часть помещений в указанном здании. Данный договор аренды нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м был зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. По окончании срока действия договора аренды арендатор Хафизов А.Б. освободил помещение и более им не пользовался, а также не вносил арендную плату. Соглашение о расторжении договора аренды и акт приема-передачи помещения между арендатором и арендодателем не подписывался. Арендатор Хафизов А.Б. из <адрес> выехал и сведений о его местонахождении не имеется, в связи с чем у арендодателя отсутствует возможность получить документы, подтверждающие прекращение договора аренды. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по РК с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права на недвижимое имущество в виде права аренды. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление о приостановлении государственной регистрации права в связи с непредоставлением ею соглашения о расторжении договора аренды, акта приема-передачи, уведомления арендатора о расторжении договора аренды либо иного документа, свидетельствующего о прекращении арендных правоотношений. Ни один из перечисленных документов в установленный трехмесячный срок административный истец представить не смогла, и 01 июня 2018 года ей было отказано в прекращении ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости. Административный истец полагает данный отказ незаконным, так как у административного ответчика не имелось оснований считать спорный договор аренды возобновленным на неопределенный срок и требовать документы, подтверждающие расторжение договора. Указывая, что договор аренды, заключенный на определенный срок, прекратился в связи с истечением срока его действия, административный истец считает, что основанием для погашения регистрационной записи об аренде являлось ее заявление.
С учетом уточнения административного иска от ДД.ММ.ГГГГ административный истец просит суд: 1. Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия от 01 июня 2018 года № 10/004/001/2018-576/1 об отказе в прекращении ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. 2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию прекращения права аренды в отношении нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец Саруль Р.С. не присутствовала, извещена надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия начальник межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Скрипник Л.Н. в судебном заседании поддержала ранее представленный письменный отзыв на административный иск, пояснила, что с учетом отсутствия сведений о месте жительства Хафизова А.Б. полагает возможным административному истцу обратиться в суд в исковом порядке, перед этим письменно обратившись к Хафизову А.Б. о расторжении договора аренды.
Административный ответчик государственный регистратор прав межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Новоженова А.В. в судебном заседании поддержала ранее представленный письменный отзыв на административный иск, пояснила, что исходя из представленных административным истцом документов государственная регистрация прекращения права аренды произведена быть не могла. Административный истец имеет возможность расторгнуть договор аренды в судебном порядке, доказав, что она не может найти Хафизова А.Б.
Заинтересованное лицо Хафизов А.Б. в судебное заседание не явился. Почтовая корреспонденция, направленная по последнему известному месту жительства заинтересованного лица, дважды возвращена суду почтовой организацией «в связи с истечением срока хранения». Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека обозначенной в Решении от 15 мая 2007 года (жалоба № 3040/03) по делу «Бондо Арчилович Бабунидзе (Babunidze) против России», ст. 150 КАС РФ, п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утв. приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 № 423-п, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 19.10.2010 № 1286-О-О, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 15.11.2007 № КАС07-564, суд полагает, что заинтересованное лицо Хафизов А.Б. извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела исходя из ст.ст. 96-102, 150 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ.
Суд, заслушав объяснения административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Порядок передачи в аренду зданий и сооружений регулируется также специальными нормами об отдельных видах договоров, а именно, положениями ст.ст. 650-655 ГК РФ.
Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, суд полагает указанные нормы применимыми в настоящем случае. В соответствии с п. 1 ст. 655 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды здания или сооружения, обязательство арендодателя передать здание или сооружение арендатору считается исполненным после предоставления его арендатору во владение или пользование и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче здания или сооружения на условиях, предусмотренных договором, рассматривается как отказ соответственно арендодателя от исполнения обязанности по передаче имущества, а арендатора от принятия имущества.
Пунктом 2 ст. 655 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Согласно положениям данного закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 1).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее – Административный регламент), который определяет стандарт и порядок предоставления указанной государственной услуги, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
Согласно п. 168 Административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации;
3) формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;
4) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки);
5) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
6) выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги;
7) исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Пунктами 215, 216 Административного регламента установлено, что правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что Саруль Р.С. является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 168 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, копиями свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами. ДД.ММ.ГГГГ Саруль Р.С. (арендодатель) заключила с Хафизовым А.Б. (арендатор) договор на аренду нежилого помещения в данном здании, площадь помещения <данные изъяты> кв.м, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор аренды зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ за №).
Согласно пояснениям административного истца, указанным в административном исковом заявлении, после окончания срока действия договора аренды арендатор Хафизов А.Б. освободил помещение и больше им не пользовался, а также не вносил арендную плату. Соглашение о расторжении договора аренды и акт приема-передачи объекта между арендодателем и арендатором не подписывались.
Согласно справке Миграционного пункта ОМВД России по Республике Карелия <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в межмуниципальный отдел по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения права аренды Хафизова А.Б. на указанное нежилое помещение. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением Росреестра по Республике Карелия государственная регистрация прекращения аренды была приостановлена на три месяца в связи с тем, что на регистрацию не было представлено соглашение о расторжении договора аренды, акта приема-передачи помещения, уведомления арендатора о расторжении договора аренды либо иного документа, свидетельствующего о прекращении арендных отношений. 01 июня 2018 года уведомлением № 10/004/001/2018-576/1 административному истцу было отказано в прекращении ограничений прав на объект недвижимости и обременений в связи с неустранением причин приостановления. 05 июля 2018 года административный истец обратилась в суд с соблюдением установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При этом равенство участников правоотношений предполагает равную защиту их прав со стороны государственных и судебных органов.
Таким образом, с учетом положения ст.ст. 621, 655 ГК РФ при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих освобождение арендатором занимаемого им помещения, а также отсутствие намерения обеих сторон на продолжение арендных отношений, суд полагает, что государственный регистратор правомерно счел, что истечение срока действия договора само по себе не является основанием для погашения регистрационной записи в ЕГРН и приостановил государственную регистрацию прекращения прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости. Иное в случае фактической пролонгации договора без государственной регистрации таковой могло привести к нарушению прав арендатора.
В связи с тем, что в течение срока приостановления государственной регистрации административным истцом не были представлены в регистрирующий орган соответствующие документы, последующий отказ в прекращении прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости, по мнению суда, является обоснованным и соответствует положениям ст. 27 Закона о регистрации.
Договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Саруль Р.С. и Хафизовым А.Б. был заключен на срок менее одного года и в соответствии с положениями ч. 2 ст. 651 ГК РФ не подлежал государственной регистрации. Однако ввиду волеизъявления сторон указанный договор аренды был зарегистрирован в ЕГРП как обременение прав арендодателя. В связи с этим снятие данного обременения может быть произведено только в полном соответствии с действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Саруль Р.С. о признании отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды и возложении обязанности по государственной регистрации не подлежат удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, оснований для взыскания в ее пользу расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Саруль Р.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору прав межмуниципального отдела по Костомукшскому городскому округу, Калевальскому и Муезерскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Новоженовой А.В. об оспаривании отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды и возложении обязанности по государственной регистрации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 177 КАС РФ составлено 28.09.2018 года.
Судья И.В. Каськович