Дело № 2-1764 (2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь
Резолютивное решение оглашено - 22 июня 2017 года
Мотивированное решение составлено – 29 июня 2017 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Пикулеве Н.И.
с участием истца Липатникова А.М.
представителя истца Давыдовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липатникова А.М. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Липатников А.М. (далее – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – ответчик или Департамент) о признании незаконным решения и возложении обязанности. Свои требования мотивировал тем, что истец обратился в Департамент для реализации своих прав с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Истец приложил весь пакет документов, необходимых для реализации данного права. Однако, ответчиком вынесено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 27.02.2017 года №. Кроме того, отмечает, что законом предусмотрено право и порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, фактически проживающим не менее 15 лет в жилом доме, возведенном до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР и являющимся для них единственным жилым домом». Помимо указанного, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда 16.05.2016 года был установлен факт постоянного проживания Липатникова А.М. с 1983 года по настоящее время по адресу: <адрес>. На основании изложенного истец желает реализовать свое право на оформление земельного участка и домовладения, в котором он проживает постоянно и, для которого данный дом является единственным местом жительства.
Истец просит суд признать решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от 27.02.2017 года № незаконным; обязать Департамент предварительно согласовать схему земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 года № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» за истцом.
Истец Липатников А.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Давыдова Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.29), в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, поддержав доводы искового заявления. Считает доводы ответчика незаконными и необоснованными.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, пояснил, что поддерживают доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, который представлялся ими ранее. В письменном отзыве на исковое заявление высказали позицию об отказе в удовлетворении исковых требований Липатникову А.М. Также указали, что истец в 2016 году обратился в Департамент, последними был осуществлен выезд на участок. Был установлен факт, что жилой дом не отвечает требованиям. На этом основании было истцу отказано. Кроме того, на сегодняшний момент жилой дом выглядит новым, что не соответствует заявленному году его постройки.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, материалы инвентарно-правового дела на домовладение в <адрес>, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части в силу следующего.
На основании подп.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп.8 п.1 указанной статьи – вследствие действий должностных лиц этих органов.
К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В п.2 ст.9, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст.125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п.3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п.2 ст.9, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ).
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзац 6 нормы).
Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с 01.03.2015 года регулируется нормами главы 5.1 ЗК РФ.
Согласно положений статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 нормы).
Таким образом, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо установление его не соответствия закону, а также то, что он нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
14 февраля 2014 года принят Закон Пермского края № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» (далее – Закон Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года). Согласно положений статьи 2 выше указанного Закона земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР", в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.
Статьей 6 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года определено, что настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2017 года.
(в ред.Законов Пермского края от 25.12.2015 N 583-ПК, от 02.12.2016 N 29-ПК).
Согласно статьи 5 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.
Из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением в Департамент о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1216 кв.м. по адресу: <адрес> под ИЖД в соответствии с Законом Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года (л.д.21).
Решением Департамента от 27.02.2017 года за № истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как в результате обследования земельного участка по <адрес> было обнаружено несоответствие жилого дома условиям, установленным в части 1 статьи 2 Закона Пермского края № 293-ПК от 14.02.2014 года (л.д.22-23).
Истец, не согласившись с выше указанными действиями Департамента, обратился в суд с заявленными исковыми требованиями, которые подлежат удовлетворению в части в силу следующего.
Принимая оспариваемое решение, Департамент исходил из того, что спорный дом не является домом 1953 года постройки как указано в представленных заключениях, поскольку, согласно акта обследования земельного участка, на нем находится дом новой постройки.
Суд находит выше указанную позицию Департамента недоказанной в силу следующего.
Свою позицию Департамент основывает на акте обследования земельного участка от 17.08.2016 года и фотографических материалах (л.д.25-27).
Вместе с тем, суд не может признать данные доказательства достаточными и достоверными, поскольку они опровергаются представленными истцом заключениями специалистов.
Так Заключение специалиста 01-04-17-ЗС ООО «ТехЭксПро», представленное в дело, содержит вывод о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, является реконструированным. Реконструкция дома выполнена на старом фундаменте.
Согласно заключению специалиста 01-09-15-ЗС ООО «НьюТек» указанный выше дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым одноквартирным домам и пригоден для постоянного проживания.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный дом является реконструированным, а его реконструкция выполнена на старом фундаменте.
В силу выше изложенного, у Департамента отсутствовали правовые основания для вывода о том, что жилой дом по адресу <адрес> не соответствует условиям, установленным в части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК. В силу чего, оспариваемое решение не может быть признано законным.
Поскольку суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину, суд считает, что на Департамент следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Липатникова А.М. о предварительном согласовании предоставления выше указанного земельного участка.
Требование истца о возложении на Департамент обязанности по предварительному согласованию схемы земельного участка по адресу <адрес> не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка отражена в статье 39.15 ЗК РФ.
Так частью 11 данной нормы предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Кроме того, одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (п.1 части 8 нормы).
Таким образом, вопрос о возможности утверждения схемы расположения земельного участка является составленной частью рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит в себе указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. И из обстоятельств дела не следует, что данный вопрос рассматривался Департаментом.
В силу чего, суд считает преждевременным возложение на Департамент обязанности по утверждению схемы земельного участка, поскольку со стороны последнего решения об отказе в ее утверждении не принималось.
В удовлетворении данного требования истцу следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Липатникова А.М. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Признать решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 27 февраля 2017 года за № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1216 кв.м. по адресу <адрес> Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК, - незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Липатникова А.М. о предварительном согласовании предоставления выше указанного земельного участка.
В удовлетворении остальной части исковых требований Липатникову А.М., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Дело № 2-1764 (2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 22 июня 2017 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Пикулеве Н.И.
с участием истца Липатникова А.М.
представителя истца Давыдовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липатникова А.М. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Липатникова А.М. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности, - удовлетворить частично.
Признать решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 27 февраля 2017 года за № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1216 кв.м. по адресу <адрес> под жилой дом в соответствии с Законом Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК, - незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Липатникова А.М. о предварительном согласовании предоставления выше указанного земельного участка.
В удовлетворении остальной части исковых требований Липатникову А.М., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий О.В.Нигаметзянова