Мировой судья Полякова В.В. Дело № 11-223/11-12
судебный участок № 13
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 мая 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А. при секретаре , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на решение от 25 марта 2011 года мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска по делу по иску Прокурора Кемского района, заявленному в интересах к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о взыскании расходов по проезду к месту лечения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кемского района, действуя в интересах , обратился к мировому судье судебного участка №г.Петрозаводска предъявив иск к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно в размере 1025 руб. 20 коп.
Иск мотивирован тем, что , страдающая пороком сердца, по экстренным показаниям была госпитализирована и проходила стационарное лечение в ЦРБ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.2010 г. выписана лечащим врачом из стационара и направлена ДД.ММ.ГГГГ в ревматологическое отделение ГУЗ <данные изъяты> на плановую госпитализацию. Выезд к месту лечения и обратно производился за собственные средства в размере 1025 руб. 80 коп. является инвалидом II группы. В связи с тем, что проезд к месту лечения является неотъемлемой частью оказываемой медицинской помощи, просит взыскать с Министерства финансов Республики Карелия в пользу денежные средства, потраченные на проезд к месту лечения в <адрес> и обратно.
Определением мирового судьи от 10.03.2011 г. с согласия стороны истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Рей Н.Ф. поддержала исковые требования в полном объеме.
Истица в судебном заседание не явилась, о дне рассмотрения была извещена.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебном заседании не оспаривал права на возмещение денежных средств на проезд к месту лечения и обратно, но полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РК, утвержденным Постановлением Правительства РК от 11.10.2010 г. № 216-П, только Министерству здравоохранения предоставлены полномочия по полной реализации программы по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в Республики Карелия, в том числе, и на организацию проезда к месту лечения и обратно, на данные расходы выделены денежные средства.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения был извещен, представил письменный отзыв на иск.
Решением мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска иск удовлетворен. С Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу взыскано 1025 руб. 20 коп., в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в сумме 400 руб.
С данным решением не согласен ответчик - Министерство здравоохранения и социального развития РК. Представителем ответчика на решение мирового судьи подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе ответчик ссылается на то, что ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определена социальная услуга - бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан (в т.ч. инвалидам). Таким образом, федеральный законодатель не относит бесплатный проезд к месту лечения и обратно к вопросам организации оказания специализированной или иной медицинской помощи, а рассматривает его как отдельную социальную услугу, которая оказывается исключительно в целях, определенных статьей 3 Федерального закона №178-ФЗ, и только определенным категориям граждан, а не всем гражданам, нуждающимся в специализированной медицинской помощи. Кроме того, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 и 2011 годы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811 и от 4 октября 2010 года №782 соответственно, а также Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия на 2010 и 2011 годы, утвержденные постановлениями Правительства Республики Карелия от 12 февраля 2010 года №24-П и от 10 февраля 2011 года №25-П соответственно, не предусматривают возможность компенсации гражданам расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно. Поскольку на субъект Российской Федерации возложена обязанности по компенсации понесенных гражданином расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно, лишь при условии невозможности оказания специализированной медицинской помощи на территории субъекта Российское Федерации и направления гражданина, не имеющего статуса инвалида, на лечение за пределы субъекта Российской Федерации, то обеспечение права инвалидов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно не является расходным обязательством Республики Карелия как субъекта Российской Федерации. Суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований пришел к выводу о допустимости возложения на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанности по возмещению расходов понесенных в связи с осуществлением ею проезда к месту лечения в <адрес> и обратно в <адрес>. Взыскание с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, как ответчика по делу, госпошлины, противоречит п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора возражала против удовлетворения жалобы, считает, что суд обоснованно взыскал понесенные истицей расходы с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, как надлежащего ответчика по делу.
Истица в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против доводов жалобы.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала в полном объеме. Пояснила, что бесплатный проезд к месту лечения и обратно не является медицинской услугой, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи не предусматривают оплату проезда. Министерство здравоохранения не осуществляет компенсацию расходов на проезд.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом установлено, что страдает пороком сердца, является инвалидом второй группы. Проведение лечения, которое ей необходимо, невозможно в условиях МУ «ЦРБ <адрес>», в связи с чем направлялась лечащим врачом МУ «ЦРБ <адрес>» в ГУЗ «Республиканская больница им. » в <адрес>. выезжала к месту лечения в ГУЗ «Республиканская больница им. » <адрес> и обратно в <адрес> за счет собственных средств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими справками, ответами медицинских учреждений, а также проездными билетами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг.
В силу статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» является субъектом государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного Закона.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в набор социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» регламентируется, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом в силу п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов, в том числе, по предоставлению проезда гражданам к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 года № 617 утвержден Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, который регулирует вопросы, связанные с направлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета при наличии медицинских показаний.
ГУЗ «Республиканская больница им. » в утвержденном перечне не указано, в связи с чем не имеет возможности реализовать свое право на бесплатный проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно в порядке вышеуказанных положений действующего законодательства.
Статьей 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» к обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов РФ, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах деятельности государственной системы здравоохранения Республики Карелия» к расходным обязательствам Республики Карелия в сфере здравоохранения относится осуществление:
- организации оказания специализированной медицинской помощи в … онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений согласно перечню, утвержденному органом исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством).
То обстоятельство, что была оказана специализированная медицинская помощь в ГУЗ <адрес> не оспаривалось в судебном заседании представителем Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что проезд к месту получения лечения является неотъемлемой частью организации оказываемой больному специализированной медицинской помощи, а его оплата является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Поскольку расходы по проезду к месту лечения и обратно истице не были компенсированы, мировым судьей обоснованно принято решение о взыскании расходов.
Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия является главным распорядителем средств бюджета <адрес> в сфере здравоохранения, с него обоснованно произведено взыскание заявленной истцом суммы.
Оснований для отмены решения мирового судьи не имеется. Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Решение от 25.03.2011 г. мирового судьи судебного участка № 13 г.Петрозаводска оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия без удовлетворения.
Судья Т.А.Семерикова