Дело № 2-540/19 (17)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 28.05.2019 года)
г. Екатеринбург 23 мая 2019 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гзогяна Арсена Александровича, действующего в интересах несовершеннолетней Гзогян Анаит Арсеновны, к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по лекарственному обеспечению,
У С Т А Н О В И Л:
Гзогян А.А., действующий в интересах несовершеннолетней Гзогян А.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по лекарственному обеспечению. В обоснование заявленных требований указал, что является отцом несовершеннолетней Гзогян А.А., <данные изъяты> года рождения. Гзогян А.А. является ребенком-инвалидом, в 2014 году в ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница № 1» у нее диагностировано орфанное заболевание – <данные изъяты>. С 2014 года по настоящее время Гзогян А.А. наблюдается в Обособленном структурном подразделении научно-исследовательского кинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. В 2016 году ребенку в стационарных условиях начали давать препарат «Сабрил» («Вигабатрин»), который сразу произвел положительный эффект. Согласно выписке от 03.03.2016 ей рекомендовано продолжить постоянный длительный прием данного лекарственного препарата. В выписке от 26.04.2017 ей также рекомендован указанный препарат. Данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, и аналогов ему на территории Российской Федерации также не имеется. В связи с указанными обстоятельствами он неоднократно обращался в Министерство здравоохранения Свердловской области за просьбой предоставить обеспечение данным лекарственным препаратом, однако ему было отказано. Решением консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского кинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 11.12.2017 Гзогян А.А. по жизненным показаниям в установленном порядке был назначен препарат «Сабрил» («Вигабатрин»). 22.06.2018 истец обратился в Министерство здравоохранения Свердловской области с заявлением о предоставлении лекарственного обеспечения при наличии решения консилиума враче, однако письмом от 17.07.2018 ему фактически было отказано в лекарственном обеспечении по жизненным показаниям Гзогян А.А. с указанием в качестве основания на не включение данного препарата в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и отсутствие его регистрации на территории Российской Федерации. Истец считает данные действия ответчика незаконными, нарушающими права и законные интересы его дочери Гзогян А.А. Учитывая изожженное, просил признать за Гзогян А.А., <данные изъяты> года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) по жизненным показаниям; возложить на ответчика обязанность обеспечить Гзогян А.А. лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 17.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации и ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница № 1».
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В судебном заседании истец Гзогян А.А., а также Овсепян М.Л., являющиеся законными представителями несовершеннолетней Гзогян А.А., поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации Андре А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница № 1» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, причин своего отсутствия суду не указал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста <данные изъяты> указал, что является врачом-неврологом. Пояснил, что при условии отсутствия препарата «Сабрил» (Вигабатрин) имеются иные методы контроля эпилепсии в виде препаратов «Вальпроевой кислоты» и «Левопироцитама». Также имеется третий вид контроля – фармацевтический контроль в виде гормональной терапии. В этой ситуации также подходит препарат «Топомакс».
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.
Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Так, в соответствии со ст. 10 и ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;
- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 7 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Судом установлено, что Гзогян А.А., <данные изъяты> года рождения установлена категория «ребенок-инвалид» до 17.10.2031.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты оказания медицинской помощи предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 15 ст. 37 указанного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Судом установлено, что Гзогян А.А. в 2014 году в ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница № 1» диагностировано орфанное заболевание – <данные изъяты>.
С 2014 года по настоящее время Гзогян А.А. наблюдается в Обособленном структурном подразделении научно-исследовательского кинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.
В 2016 году ребенку в стационарных условиях начали давать препарат «Сабрил» («Вигабатрин»), который сразу произвел положительный эффект. Согласно выписке от 03.03.2016 ей рекомендовано продолжить постоянный длительный прием данного лекарственного препарата. В выписке от 26.04.2017 ей также рекомендован указанный препарат.
Материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения заявленных требований препарат «Сабрил» («Вигабатрин») не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не включен в государственный реестре лекарственных средств и не входит в стандарт оказания медицинской помощи.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В соответствии с данным перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии с п. 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекартсвенных средств» устанавливается Правительсовом Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 47 указанного Федерального закона предусмотрено, что допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.
Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территория Российской Федерации, в том числе незарегистрированных на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771.
Судом установлено, что решением консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского кинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 11.12.2017 Гзогян А.А. по жизненным показаниям в установленном порядке был назначен препарат «Сабрил» («Вигабатрин»).
22.06.2018 истец обратился в Министерство здравоохранения Свердловской области с заявлением о предоставлении лекарственного обеспечения при наличии решения консилиума врачей, однако письмом от 17.07.2018 ему фактически было отказано в лекарственном обеспечении по жизненным показаниям Гзогян А.А. с указанием в качестве основания на не включение данного препарата в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и отсутствие его регистрации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.5.28 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет выдачу в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" заключения (разрешительного документа) на ввоз в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией.
Так, согласно подп. «г» п. 11 Порядка ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 771 в случае ввоза лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента требуется заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза; а также обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности.
Учитывая наличие заключение консилиума врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского кинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 11.12.2017 о необходимости применения Гзогян А.А. препарата «Сабрил» («Вигабатрин»), суд приходит к выводу о возникновении у Гзогян А.А. права на получение указанного препарата по жизненным показаниям.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, из взаимосвязанных положений п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 8 ст. 83 и ч. 4 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены постановлением № 890.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением № 890, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляются бесплатно все лекарственные средства (по медицинским показаниям).
Классификатор мер социальной защиты (поддержки) содержит код меры социальной поддержки 0781, предусматривающий полное или частичное освобождение от оплаты лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с постановлением № 890.
В качестве кода источника финансирования указан 0010, что означает финансирование за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение Гзогян А. А. лекарственным препаратом «Сабрил» («Вигабатрин») может быть осуществлено только Министерством здравоохранения Свердловской области за счет средств бюджета Свердловской области.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными исковые требования Гзогян А.А., действующего в интересах несовершеннолетней Гзогян А.А. в части возложения на ответчика Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности обеспечить Гзогян А.А. лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией. Оснований для удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
При таких обстоятельствах с учетом представленных материалов дела, из которых усматривается, что обеспечение Гзогян А.А. лекарственным препаратом «Сабрил» («Вигабатрин») положено по жизненно необходимым показателям до момента отсутствия показаний к применению данного препарата с учетом имеющегося у истца заболевания, не обеспечение которым может ухудшить состояние здоровья истца и угрожает ее жизни, суд находит обоснованными требования истца об обращении решения суда в части мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Гзогян Анаит Арсеновны, 16.10.2013 года рождения, лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в связи с медицинскими показаниями к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гзогяна Арсена Александровича, действующего в интересах несовершеннолетней Гзогян Анаит Арсеновны, к Министерству здравоохранения Свердловской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности по лекарственному обеспечению удовлетворить частично.
Признать за Гзогян Анаит Арсеновной, <данные изъяты> года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) по жизненным показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить Гзогян Анаит Арсеновну, <данные изъяты> года рождения, лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в дозах, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией.
Решение суда в части мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение Гзогян Анаит Арсеновны, <данные изъяты> года рождения, лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) в связи с медицинскими показаниями обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Тихонова