Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2504/2020 ~ М-1894/2020 от 25.05.2020

Дело №2а-2504/20                                                                                                            Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-002256-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2020 г.                                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Матвеева Ю.А., представителя административных ответчиков по доверенностям Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Матвеева Юрия Александровича к избирательной комиссии Воронежской области, председателю избирательной комиссии по Воронежской области Канищеву С.В. о признании незаконным и отмене решения от 24 марта 2020 года №01-25/6,

УСТАНОВИЛ:

Матвеев Юрий Александрович обратился в суд с иском к избирательной комиссии Воронежской области, председателю избирательной комиссии по Воронежской области Канищеву С.В. о признании незаконным и отмене решения от 24 марта 2020 года №01-25/6.

В административном исковом заявлении указано, что в связи с тем, что истец в 2019 году решил участвовать в выборах депутатов районного Совета, он обратился 21.10.2019 года с заявлением в избирательную комиссию Воронежской области с просьбой разъяснить какие действия он должен произвести при участии в выборах, так как ранее в 2015 году был судим.

15 ноября 2019 года за №01-25/61 административный истец получил ответ из избирательной комиссии Воронежской области за подписью председателя Канищева С.В., где указывается, что истец должен при выдвижении и регистрации в качестве кандидата указывать сведения о своей судимости и дате снятия или погашения.

В 2020 году административный истец обратился к руководителю отделения КПРФ по Воронежской области депутату Воронежской областной думы Рудакову С.И. с просьбой о его, Матвеева Ю.А., выдвижении истца на довыборах по Новоусманскому району в депутаты районного Совета. После консультаций Рудаков С.И. попросил административного истца обратиться в избирательную комиссию Воронежской области с письмом о том, чтобы они разъяснили, лишен ли истец пассивного избирательного права в связи с судимостью в 2015 году по статье 160 УК РФ ч.4, до обращения приговора к исполнению освобожден по ст.81 УК РФ по болезни судом Советского районного суда города Воронежа.

24 марта 2020 года административный истец получил ответ за №01-25/6/ за подписью председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. без всяких разъяснений, из которого истец понял, что он не имеет права избираться, так как лишен пассивного избирательного права в соответствии с п.3.2 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и правил участия в референдуме граждан РФ».

Административный истец указывает, что данный ответ нарушает его избирательные права, так как Воронежская областная избирательная комиссия не правильно трактует нормы права, так как у него судимость не погашена и не снята, а он является не судимым, так как освобожден от наказания по статье 81 УК РФ до обращения приговора к исполнению до момента когда не наступили уголовно-правовые последствия судимости.

    Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит: признать решение от 24 марта 2020 года №01-25/6/ избирательной комиссии Воронежской области за подписью председателя Канищева С.В. незаконным и отменить; подтвердить наличие пассивного избирательного права у Матвеева Юрия Александровича.

    В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель избирательной комиссии по Воронежской области Канищев С.В.

Административный ответчик председатель избирательной комиссии по Воронежской области Канищев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Административный истец Матвеев Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что с письменным заявлением по поводу избрания истец в установленном законом порядке не обращался, в устной форме ему пояснили, что он может быть снят с выборов в связи с ответом избирательной комиссии по Воронежской области от 24.03.2020 г., с которым истец не согласен.

    Представитель административных ответчиков по доверенностям Тюнина Ю.Г. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что поступившее обращение Матвеева Ю.А. было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в адрес административного истца направлен ответ, в котором даны разъяснения норм избирательного законодательства. Оспариваемый ответ не носит нормативного характера, не затрагивает каких-либо прав и обязанностей административного истца.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 22.05.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого ответа №01-25/6 от 24.03.2020 г.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 25.02.2020 года административный истец на имя председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. подал заявление (л.д.23), в котором указал, что осужден по приговору Каширского районного суда Воронежской области по ч.4 ст.160 УК РФ и проговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. До вступления приговора в силу находился под арестом в СИЗО-3 г.Воронежа. До обращения приговора к исполнению освобожден по ст.81 УК РФ по болезни. Наказание в исправительной колонии не отбывал. В заявлении административный истец просил сообщить лишен или нет он пассивного избирательного права в соответствии с Избирательным кодексом РФ. Заявление зарегистрировано за №5/01-25 от 26.02.2020 года.

Как следует из ч.1 ст.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - сферой применения настоящего Федерального закона является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу статьи 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Статьей 8 Закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, поданное 26.02.2020 года обращение административного истца в избирательную комиссию Воронежской области подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

            Согласно ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006г. N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. N59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.03.2020 года административному истцу за подписью председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. направлен ответ №01-25/6 (л.д.24), в котором Матвееву Ю.А. сообщалось, что исходя из содержания положений пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что обращение Матвеева Ю.А. рассмотрено в пределах компетенции соответствующим должностным лицом избирательной комиссии Воронежской области в установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядке и сроки, по существу обращения административному истцу дан мотивированный ответ.

Не согласие административного истца с ответом по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ не влечет для административного истца никаких негативных последствий, ничем не нарушает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него никаких обязанностей.

Согласно п.1 ст.32 ФЗ от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 ст.34 данного ФЗ N67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Как установлено в ходе рассмотрения дела административный истец Матвеев Ю.А. в установленном законом порядке в избирательную комиссию Воронежской области с заявлением (уведомлением) о его регистрации в качестве кандидата на соответствующих выборах не обращался, данный вопрос на заседании избирательной комиссии Воронежской области не рассматривался, решение комиссии об отказе в отношении истца не принималось.

Таким образом, оснований для понуждения избирательной комиссии Воронежской области подтвердить наличие пассивного избирательного права у Матвеева Ю.А. отсутствуют, поскольку избирательная комиссия Воронежской области обладает собственной компетенцией, и независима при осуществлении соответствующих полномочий, деятельность избирательной комиссии Воронежской области осуществляется коллегиально, решения принимаются членами комиссии с правом решающего голоса на заседаниях.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Матвеева Юрия Александровича о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Воронежской области от 24.03.2020 года №01-25/6 за подписью председателя Канищева С.В., подтверждении наличия пассивного избирательного права у Матвеева Юрия Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.07.2020 года

Дело №2а-2504/20                                                                                                            Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2020-002256-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2020 г.                                                                                                                         г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Матвеева Ю.А., представителя административных ответчиков по доверенностям Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Матвеева Юрия Александровича к избирательной комиссии Воронежской области, председателю избирательной комиссии по Воронежской области Канищеву С.В. о признании незаконным и отмене решения от 24 марта 2020 года №01-25/6,

УСТАНОВИЛ:

Матвеев Юрий Александрович обратился в суд с иском к избирательной комиссии Воронежской области, председателю избирательной комиссии по Воронежской области Канищеву С.В. о признании незаконным и отмене решения от 24 марта 2020 года №01-25/6.

В административном исковом заявлении указано, что в связи с тем, что истец в 2019 году решил участвовать в выборах депутатов районного Совета, он обратился 21.10.2019 года с заявлением в избирательную комиссию Воронежской области с просьбой разъяснить какие действия он должен произвести при участии в выборах, так как ранее в 2015 году был судим.

15 ноября 2019 года за №01-25/61 административный истец получил ответ из избирательной комиссии Воронежской области за подписью председателя Канищева С.В., где указывается, что истец должен при выдвижении и регистрации в качестве кандидата указывать сведения о своей судимости и дате снятия или погашения.

В 2020 году административный истец обратился к руководителю отделения КПРФ по Воронежской области депутату Воронежской областной думы Рудакову С.И. с просьбой о его, Матвеева Ю.А., выдвижении истца на довыборах по Новоусманскому району в депутаты районного Совета. После консультаций Рудаков С.И. попросил административного истца обратиться в избирательную комиссию Воронежской области с письмом о том, чтобы они разъяснили, лишен ли истец пассивного избирательного права в связи с судимостью в 2015 году по статье 160 УК РФ ч.4, до обращения приговора к исполнению освобожден по ст.81 УК РФ по болезни судом Советского районного суда города Воронежа.

24 марта 2020 года административный истец получил ответ за №01-25/6/ за подписью председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. без всяких разъяснений, из которого истец понял, что он не имеет права избираться, так как лишен пассивного избирательного права в соответствии с п.3.2 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и правил участия в референдуме граждан РФ».

Административный истец указывает, что данный ответ нарушает его избирательные права, так как Воронежская областная избирательная комиссия не правильно трактует нормы права, так как у него судимость не погашена и не снята, а он является не судимым, так как освобожден от наказания по статье 81 УК РФ до обращения приговора к исполнению до момента когда не наступили уголовно-правовые последствия судимости.

    Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд и просит: признать решение от 24 марта 2020 года №01-25/6/ избирательной комиссии Воронежской области за подписью председателя Канищева С.В. незаконным и отменить; подтвердить наличие пассивного избирательного права у Матвеева Юрия Александровича.

    В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен председатель избирательной комиссии по Воронежской области Канищев С.В.

Административный ответчик председатель избирательной комиссии по Воронежской области Канищев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Административный истец Матвеев Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что с письменным заявлением по поводу избрания истец в установленном законом порядке не обращался, в устной форме ему пояснили, что он может быть снят с выборов в связи с ответом избирательной комиссии по Воронежской области от 24.03.2020 г., с которым истец не согласен.

    Представитель административных ответчиков по доверенностям Тюнина Ю.Г. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что поступившее обращение Матвеева Ю.А. было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в адрес административного истца направлен ответ, в котором даны разъяснения норм избирательного законодательства. Оспариваемый ответ не носит нормативного характера, не затрагивает каких-либо прав и обязанностей административного истца.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 22.05.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения обжалуемого ответа №01-25/6 от 24.03.2020 г.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 25.02.2020 года административный истец на имя председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. подал заявление (л.д.23), в котором указал, что осужден по приговору Каширского районного суда Воронежской области по ч.4 ст.160 УК РФ и проговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. До вступления приговора в силу находился под арестом в СИЗО-3 г.Воронежа. До обращения приговора к исполнению освобожден по ст.81 УК РФ по болезни. Наказание в исправительной колонии не отбывал. В заявлении административный истец просил сообщить лишен или нет он пассивного избирательного права в соответствии с Избирательным кодексом РФ. Заявление зарегистрировано за №5/01-25 от 26.02.2020 года.

Как следует из ч.1 ст.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - сферой применения настоящего Федерального закона является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу статьи 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Статьей 8 Закона предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, поданное 26.02.2020 года обращение административного истца в избирательную комиссию Воронежской области подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

            Согласно ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006г. N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. N59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.03.2020 года административному истцу за подписью председателя избирательной комиссии Воронежской области Канищева С.В. направлен ответ №01-25/6 (л.д.24), в котором Матвееву Ю.А. сообщалось, что исходя из содержания положений пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что обращение Матвеева Ю.А. рассмотрено в пределах компетенции соответствующим должностным лицом избирательной комиссии Воронежской области в установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядке и сроки, по существу обращения административному истцу дан мотивированный ответ.

Не согласие административного истца с ответом по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ не влечет для административного истца никаких негативных последствий, ничем не нарушает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него никаких обязанностей.

Согласно п.1 ст.32 ФЗ от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 ст.34 данного ФЗ N67-ФЗ установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Как установлено в ходе рассмотрения дела административный истец Матвеев Ю.А. в установленном законом порядке в избирательную комиссию Воронежской области с заявлением (уведомлением) о его регистрации в качестве кандидата на соответствующих выборах не обращался, данный вопрос на заседании избирательной комиссии Воронежской области не рассматривался, решение комиссии об отказе в отношении истца не принималось.

Таким образом, оснований для понуждения избирательной комиссии Воронежской области подтвердить наличие пассивного избирательного права у Матвеева Ю.А. отсутствуют, поскольку избирательная комиссия Воронежской области обладает собственной компетенцией, и независима при осуществлении соответствующих полномочий, деятельность избирательной комиссии Воронежской области осуществляется коллегиально, решения принимаются членами комиссии с правом решающего голоса на заседаниях.

    С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Матвеева Юрия Александровича о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Воронежской области от 24.03.2020 года №01-25/6 за подписью председателя Канищева С.В., подтверждении наличия пассивного избирательного права у Матвеева Юрия Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                  К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.07.2020 года

1версия для печати

2а-2504/2020 ~ М-1894/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матвеев Юрий Александрович
Ответчики
Избирательная комиссия ВО
Председатель Избирательной Комиссии по Воронежской области Канищев С.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация административного искового заявления
26.05.2020Передача материалов судье
28.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее