Дело № 2-4482/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А.,
при секретаре Герасименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГСА к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ГСА обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с 06 марта 2005 года по 05 сентября 2005 года. Камера, где содержался истец, была переполнена, не хватало постельных принадлежностей; не выдавались предметы личной гигиены; отсутствовал санузел; на окнах были установлены стальные пластины и щиты, препятствующие притоку свежего воздуха и нормальному освещению. Ссылаясь на нарушение требования Федерального Закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», установление факта переполненности камер Постановлением ЕСПЧ, истец просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере № рублей.
В судебное заседание ГСА, отбывающий наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Представителя для участия в рассмотрении гражданского дела в суд не направил. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК РФ по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области – Беловод А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения на иск.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 15.07.1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктом 40 действующих Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № 189 от 14.10.2005 г., устанавливается, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем, миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой, одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки СИЗО. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва.
Согласно п.п. 41-45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации). Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником, нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Судом установлено содержание истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с 06 марта 2005 года по 05 сентября 2005 года.
Из сообщения представителя ФКУ СИЗО-1 следует, что лица, содержавшиеся в учреждении, размещались в соответствии с федеральным законом от 15.07.1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» с учетом их личности и психологической совместимости, курящие по возможности помещались отдельно от некурящих. Лица, содержавшиеся в учреждении, обеспечивались постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, а также столовой посудой и столовыми приборами: миской, кружкой, ложкой. При отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счете по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва. Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное и туалетная бумага. Камеры учреждения были оборудованы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов (утв. Приказом МЮ РФ от 12.05.2000 № 148) Санитарный узел в камерах был отгорожен от жилой части камеры перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности при его использовании и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Нормативно- правовыми актами не регламентирован порядок установки стола и спальных мест в камере, однако спальные места и столы располагались на достаточно удаленном расстоянии от санузла камеры. Оконные проемы камер имели стандартные размеры и были остеклены. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. В связи с конструктивными особенностями здания учреждения и расположением его в центре города в соответствии с Нормами проектирования следственных изоляторов (приказ Министерства юстиции Российской федерации от 28.05.2001 года № 161-дсп) при невозможности достичь архитектурно-планировочными решениями исключения визуальной и иной связи между камерными помещениями и режимной зоной допускалось устанавливать с наружной стороны оконных проемов камерных помещений жалюзийные решетки. Камеры были оборудованы как приточной вентиляцией с механическим побуждением так и вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовало нормативам сравнительной характеристики зрительных работ малой точности при работе с освещаемыми объектами от 1 до 5 мм (в том числе буквы).
С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости, которое не препятствовало нормальному сну. Данный график освещения позволяет сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствует их нормальному сну. Лица, находившиеся в учреждении, раз в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя посещение душа продолжительностью не менее 15 минут с обязательной сменой постельного белья. Документация за 2005 год уничтожена в связи с истечением сроков хранения.
Согласно сообщению прокуратуры Калининградской области, сведениями об обращениях ГСА с какими-либо жалобами на условия содержания в следственном изоляторе № 1 в период с 06 марта 2005 года по 05 сентября 2005 года прокуратура области не располагает, в связи с истечением предельных сроков хранения документов. Аналогичный ответ представлен прокурором Центрального района г. Калининграда.
Как следует из акта по контролю санитарного состояния следственного изолятора ИЗ-39/1(СИЗО-1) от 29 марта 2005 года, в ходе проверки было проверено санитарное состояние пищеблока учреждения произведен обход на 1-ом ( камеры №№ 2-29), 2-ом ( камеры №№ 39-73), 3-м ( камеры №№ 76-106), 4- ом ( камеры №№ 108-134) и 5-ом (камеры №№ 136- 163) этажах изолятора с целью контроля их санитарного состояния. Все проверенные в ходе обхода камеры обеспечены проточной холодной водой от городского водопровода. Качество воды соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Отопление камер центральное от городских теплосетей. Параметры микроклимата в камерах на момент проверки соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» ( не менее + 18 С). Камеры имеют естественное (через оконные проемы) и искусственное ( лампы накаливания) освещение Показатели уровней искуссгвенной освеп1енности в обследованных камерах следственного изолятора соответствуют требовагп-1ям СП 15-01 Минюста РФ (не менее 50 лк). В камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями. Все камеры канализованы. Имеющиеся в камерах сантехнические приборы находятся в исправном состоянии. Уборка камер проводится силами самих подследственньгх. Уборочный инвентарь (веники) выдается в камеру дежурным инспектором на время уборки. Санитарно-противоэпидемический режим в учреждении выполняется.
Дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся по и.меющемуся в медицинской части графику. Контроль санитарного состояния в камерах осуществляется фельдщером медчасти ежедневно. О результатах проверок санитарного состояния делаются записи в журна.1е дежурного по этажу. Для дезинфекции помещений в учреждении применяется хлорсодержащее средство аналит, которое производится на специатьной установке. Лабораторный контроль активности хлора в приготовленном растворе аналита проводится в установленном порядке. Санитарное состояние банно-прачечного отделения на момент проверки удовлетворительное. В бане имеется запас дезинфицирующих и моютцих средств для соблюдения должного санитарно-противоэпидемического режима. Помывка подследственных проводится 1 раз в 7 дней. Камерная дезинфекция постельных принадлежностей подследственных проводится в соответствии с графиком. В первую очередь и в обязательном порядке прожарке подвергаются постельные принадлежности инфекционных больных, а также лиц подлежащих этапированию в места отбывания наказания. Контрольный журнал прожарок ведется в соответствии с требованиями действующих инструкций.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из ответа на запрос суда, поступившего от Уполномоченного по правам человека в Калининградской области условия содержания в СИЗО-1 в 2005 году не в полной мере соответствовали требованиям закона: в камерах нарушалась норма площади (4 кв.м.) на одного человека, не было радиоточек, необходимой мебели, не соблюдались требования приватности в туалетах, вентиляция камер не в полной мере соответствовала требованиям закона.
Кроме того, суд принимает во внимание доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области в 2001, 2002 году», согласно которому в ходе посещения изолятора Уполномоченным были выявлены перелимит спецконтингента (более чем в три раза); нехватка постельных принадлежностей. По результатам посещения, Уполномоченным в соответствии с Законом Калининградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" в адрес начальника учреждения ИЗ-39/1 были направлены следующие рекомендации: доукомплектовать штат личного состава и медицинских работников; произвести ремонтные работы в камерах; провести занятия с сотрудниками учреждения по изучению Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Из содержания доклада также следует, что следственный изолятор является зданием довоенной постройки, требующим капитального ремонта, на протяжении последних семи лет следственный изолятор постоянно переполнен в три раза, поэтому его администрация не в состоянии обеспечить выполнение минимальных норм содержания подследственных. При необходимой норме жилой площади в 4 кв.м. в следственном изоляторе на одного подследственного приходится менее 1 кв.м. В условиях, унижающих достоинство человека и наносящих часто непоправимый вред здоровью, лица, чья виновность еще не установлена судом, содержатся под стражей длительное время.
Из доклада Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области в 2005 году» усматривается, что в ходе посещения ФГУ ИЗ-39/1 (в настоящее время ФКУ СИЗО-1) социально-экономические и правовые условия содержания подследственных в следственных изоляторах несколько улучшились. Однако требуют своего разрешения вопросы материально-бытового и медицинского обслуживания осужденных.
Изложенные обстоятельства, характер приведенных нарушений, наличие которых в период содержания истца с 06 марта 2005 года по 05 сентября 2005 года в ФКУ СИЗО-1 является очевидным, свидетельствует о нарушении условий его содержания в данном учреждении, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет собственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Поскольку деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области финансировалась за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом требований ст. 1070 ГК РФ, является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в интересах казны Российской Федерации.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что исковые требования ГСА о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает продолжительность периода нарушения прав истца (полгода) правомерность помещения его в изолятор, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, которые могли отразиться на состоянии его здоровья, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность изолятора, степень вины нарушителя, заявление настоящего иска спустя значительный период времени – 10 лет, прошедших с момента событий, на которые ссылается истец, поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере № рублей.
Поскольку единственным надлежащим ответчиком по делу по иску ГСА является Министерство финансов РФ, названная сумма подлежит взысканию с указанного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГСА удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ГСА в возмещение компенсации морального вреда №.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2015 года.
Судья