Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5884/2013 ~ М-5422/2013 от 11.07.2013

    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2013 года г.Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи -- С.Н.Афанасьевой,

при секретаре Никитенковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вавиличевой В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Вавиличева В.М обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самары о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, мотивируя свои требования следующим.

Истец с 03.02.1986 г. работала и работает по настоящее время на должностях среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ 21.02.2013 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Но получила отказ из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы, ответчик засчитал ей 16 лет 08 месяцев 26 дней.

Комиссия не включила в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 09.02.2012 по 09.03.2012, с 13.03.2012 по 09.04.2012 - нахождение на курсах повышения квалификации; с 09.09.1996 по 31.12.1999 - работы в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница №8»; с 03.01.2002 по 03.08.2011 - работы в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева».

Комиссия не применила льготный порядок исчисления специального стажа работы как 1 год работы за год и шесть месяцев к периодам: с 05.04.1983 по 01.02.1986 - работы в должности медсестры - анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД», с 16.12.1984 по 25.03.1985 - нахождение в отпуске по беременности и родам; с 26.03.1985 по 08.01.1986 - отпуск по уходу за ребенком 08.01.1985 г.р.

Истец не согласна с действиями и решением Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара по следующим причинам.

В период с 09.02.2012г. по 09.03.2012г., с 13.03.2012г. по 09.04.2012г. направлялась руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации.

Согласно ст. 196 Трудового Кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487 - 1 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Повышение квалификации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. № 186. В период прохождения курсов повышения квалификации я выполняла полный объем программы по теоретической и практической подготовке. Практическая подготовка осуществлялась на рабочем месте. После окончания курсов повышения квалификации выдавалось удостоверение (свидетельство) установленного образца.

В вышеуказанные периоды трудовые отношения с учреждением не прерывались, за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд.

В периоды с 09.09.1996 по 31.12.1999 – Вавиличева В.М. работала в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница №8». Согласно справки уточняющей занятость № 91 от 19.07.2012 г. учреждение в котором истец работала именовалось с 16.08.1996 г. Медико-санитарная часть №7 на основании приказа Управления здравоохранения Администрации г.Самара № 135.

Выполняемые истцом обязанности строго соответствовали обязанностям заведующего фельдшерским здравпунктом - медицинской сестры.

В соответствии с «Примерной организационной структурой городской поликлиники (поликлинического отделения больницы, больнично-поликлинического объединения, МСЧ)», утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981г. № 1000 (пп. 4.16. и 4.17.), фельдшерский здравпункт является лечебно-профилактическим подразделением и структурным подразделением медико-санитарной части. Фельдшерский здравпункт, в котором истец работала, входил в состав и находился на ММУ МСЧ № 7 и работал под ее руководством. Истец подчинялась главному врачу, находилась в штате данной МСЧ, в бухгалтерии вышеуказанной МСЧ получала заработную плату, что подтверждается записями трудовой книжки. Фельдшерский здравпункт МСЧ № 7 работал как поликлиническое звено, согласно Положения о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденного Министерством здравоохранения СССР от 02.01.1948г. Согласно штатным нормативом медицинского и педагогического персонала городских поликлиник в состав медицинского персонала фельдшерского здравпункта входит - заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра). Фельдшерский здравпункт в соответствии с Номенклатурой учреждении здравоохранения № 1000, утв. Приказом Минздрава СССР от 23.11.1978 является амбулаторно -поликлиническим учреждением.

На период работы медицинских работников до 01.11.1999 г. распространяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно - профилактических учреждений независимо от форм собственности.

Далее право истца было подтверждено, действующим в настоящее время нормативным документом. Согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002г. работа в должности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) медико-санитарной части дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.

В периоды с 03.01.2002г. по 03.08.2011г. - истец работала в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева»

В соответствии с «Примерной организационной структурой городской поликлиники (поликлинического отделения больницы, больнично - поликлинического объединения)», утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981г. № 1000 (пп. 4.17.), фельдшерский здравпункт является лечебно - профилактическим подразделением и в соответствии с приложением № 5, утв. Приказом Минздравмедпрома от 23.09.94г. № 130 и п. 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.11.99г. № 395 является структурным подразделением учреждения здравоохранения. Вышеуказанные фельдшерские здравпункт, в которых я работала, входили в состав педиатрического отделения Городской больницы №4. Я подчинялась главному врачу, находилась в штате данной больницы, в бухгалтерии вышеуказанной больницы получала заработную плату. Вышеуказанные фельдшерские здравпункты входили в состав педиатрического отделения №2 Городской больницы №4 и работали как поликлиническое звено, согласно Положения о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденного Министерством здравоохранения СССР от 2.01.1948г., так как находились Самарской техникуме городского хозяйства и строительных технологий. Работа медицинских работников данных здравпунктов заключалась в амбулаторным приемом работников и учащихся. Согласно справки выданной Городской больницей №4 13.06.2013г. истец ежегодно составляла план и организовывала флюорографические обследования учащихся на базе передвижного флюрографа ГБ №4, ежемесячно получала иммунобиологические препараты и отчитывалась о проведенной вакцинации в инфекционном кабинете ГБ №4. Согласно штатным нормативом медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, входящих в состав городских больниц, утв. приказом МЗ ССР от 11.10.1982г. № 999 в состав медицинского персонала фельдшерского здравпункта входит - заведующий здравпунктом - фельдшер.

Согласно Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г., с изменениями и дополнениями, действующего до 29.10.2002г. право на пенсию за выслугу лет имеет заведующий фельдшерским здравпунктом городских поликлиник.

Согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002г. работа в должности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера всех поликлиник дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.

В период с 05.04.1983г. по 15.12.1984г., с 09.01.1986г. по 01.02.1986г. - истец работала в должности медсестры- анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД». Выполняемые истцом должностные обязанности соответствовали обязанностям медицинской сестры - анестезиста. Отделение в котором работала Вавиличева В.М. в вышеуказанные периоды осуществляло свою лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии - реанимации лечебно - профилактического учреждения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841. Основными задачами отделения, согласно указанному Положению, являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии и региональной анестезии при проведении операций, осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию важных органов, т.е. реанимация и т.п.

Кроме этого, согласно Справки уточняющей занятость № 27 от 17.07.2012 г. истец, работая в должности медсестры-анестезистки в вышеуказанном отделении имеет право на льготное исчисления специального стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.

На период работы до 01.11.1999г. распространяется действие постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Пунктом 2 этого постановления установлено льготное исчисление сроков выслуги: средний медицинский персонал «отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии» учреждений здравоохранения - один год работы, засчитывается за один год и шесть месяцев.

На основании выше изложенного считает, что указанный период подлежат включению в специальный трудовой стаж в течении одного года за один год шесть месяцев.

В период с 16.12.1984 по 25.03.1985 - истец работая в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» находилась в отпуске по беременности и родам. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16.07.99г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определены виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относится и пособие по беременности и родам, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, (ранее виды пособия, в т. ч. по беременности и родам предусматривались в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. В соответствии со ст. 255 ТК РФ пособие, выдаваемое женщинам в период нахождения в отпуске по беременности и родам, является пособием по государственному социальному страхованию. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 (в редакции от 15.04.92 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан ( в ред. приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления ФСС России от 25.06.96 г. № 66) служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как временная нетрудоспособность. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы..., утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Применяя нормы данных Правил считаю, что данный период включается в специальный трудовой стаж в том же порядке исчисления, что и периоды работы. А согласно постановления Правительства РСФСР от 06.09.1991г. № 464 периоды работы среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационаров засчитывается в выслугу для назначения досрочной пенсии в льготном порядке исчисления один год работы за один год и шесть месяцев.

Аналогичная позиция высказана Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в информационном письме от 04.11.2002г.

В период с 26.03.1985г. по 08.01.1986г. - истец, работая в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» находилась отпуске по уходу за ребенком 08.01.1985 г.р. Статьи 165 и 167 КЗоТ РСФСР не содержали в себе ограничения по зачету в специальный трудовой стаж отпусков по уходу за детьми для назначения женщинам льготной пенсии.

Вышеназванными статьями закона было предусмотрено, что время частично оплачиваемых и дополнительных отпусков, предоставляемое женщине по уходу за детьми засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" предусматривалось, что с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно п.6 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 7/10-30 от 6 июля 1982 года, вышеприведенные периоды вынужденных отпусков женщин засчитывается им в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.

Отпуск по уходу за ребенком 08.01.1985 года рождения, до достижения ему 1,5 лет был мне предоставлен в 1984 году, то есть до изменения ранее действовавшего законодательства.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Действующий Закон в момент предоставления мне отпуска по уходу за ребенком предоставлял право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 года.

Таким образом, в силу действующего в тот период законодательства, указанный период подлежал включению как в общий, так и специальный стаж работы истицы.

Права и свободы человека и гражданина, как предусматривает ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Поскольку у нее возникло право на отпуск по уходу за ребенком на условиях действующего до 06.10.1992 года законодательства, то возникшее право не может быть ухудшено в результате последующего изменения законодательства.

При принятии решения по данному вопросу необходимо исходить из конституционного положения правовой определенности, предсказуемости законодательной политики государства в сфере социального обеспечения. Закон говорит о том, что участники правоотношений в сфере социального обеспечения должны быть уверены в том, что приобретенные ими на основании действующего законодательства права будут реализованы в будущем.

Кроме того, Пунктом 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секритариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24- 11) установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в т.ч. Аналогичная позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012 г., в котором сказано, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до и после этой даты), и также поддерживается Верховным Судам РФ и изложена в судебной практике. (Определения Верховного суда от 13.08.2010г. № 5 — В10 — 57 и от 01.07.2011г. № 41- В11 -10 ).

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж дающий право на пенсию, на льготных условиях и в льготных размерах (применяется льготное исчисление стажа работы при назначении досрочной трудовой пенсии за лечебную и иную работу по охране здоровья населения - пенсии за выслугу лет).

Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа или соответственно учеба, в период которой предоставляется указанный отпуск.

Истец просит суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, с 21.02.2013 г., включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды: с 09.02.2012г. по 09.03.2012г., с 13.03.2012г. по 09.04.2012г. - нахождение на курсах повышения квалификации, с 09.09.1996г. по 31.12.1999г. - работы в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница №8»; с 03.01.2002г. по 03.08.2011г. - работы в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева», применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, в течении года за один год и шесть месяцев к периодам: с 05.04.1983г. по 15.12.1984г., с 09.01.1986г. по 01.02.1986г.-работы в должности медсестры -анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД», с 16.12.1984г. по 25.03.1985г. — нахождение в отпуске по беременности и родам; с 26.03.1985г. по 08.01.1986г. -отпуск по уходу за ребенком 08.01.1985 г.р.

В судебном заседании истец Вавиличева В.М. и ее представитель по доверенности Никифорова Е.В., исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные описательной части решения, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Турукина И.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в решении Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, просила суд в удовлетворении требований, заявленных Вавиличевой В.М., отказать.

Суд, заслушав истца, его представителя, а так же представителя ответчика, исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно подпункта 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Установлено, что истец с 03.02.1986 г. работала и работает по настоящее время на должностях среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Вавиличева В.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, однако, получила отказ, мотивированный тем, что у нее отсутствует требуемый 30-летний специальный стаж работы; ответчик засчитал ей 16 лет 08 месяцев 26 дней. Не были зачтены в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 09.02.2012 по 09.03.2012, с 13.03.2012 по 09.04.2012 - нахождение на курсах повышения квалификации; с 09.09.1996 по 31.12.1999 - работы в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница №8»; с 03.01.2002 по 03.08.2011 - работы в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева». Комиссия не применила льготный порядок исчисления специального стажа работы как 1 год работы за год и шесть месяцев к периодам: с 05.04.1983 по 01.02.1986 - работы в должности медсестры - анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД», с 16.12.1984 по 25.03.1985 - нахождение в отпуске по беременности и родам; с 26.03.1985 по 08.01.1986 - отпуск по уходу за ребенком 08.01.1985 г.р.

В период с 09.02.2012г. по 09.03.2012г., с 13.03.2012г. по 09.04.2012г. направлялась руководителем учреждения здравоохранения на курсы повышения квалификации.

Согласно ст. 196 Трудового Кодекса РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487 - 1 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Повышение квалификации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 г. № 186. В период прохождения курсов повышения квалификации я выполняла полный объем программы по теоретической и практической подготовке. Практическая подготовка осуществлялась на рабочем месте. После окончания курсов повышения квалификации выдавалось удостоверение (свидетельство) установленного образца. В вышеуказанные периоды трудовые отношения с учреждением не прерывались, за истцом сохранялось рабочее место и средняя заработная плата. Перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд. Оснований для отказа включения периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации - у суда не имеется.

В период с 09.09.1996 по 31.12.1999 – Вавиличева В.М. работала в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница №8». Согласно справки, уточняющей занятость № 91 от 19.07.2012 г., учреждение, в котором истец работала, именовалось с 16.08.1996 г. Медико-санитарная часть №7 -- на основании приказа Управления здравоохранения Администрации г.Самара № 135. В соответствии с «Примерной организационной структурой городской поликлиники (поликлинического отделения больницы, больнично-поликлинического объединения, МСЧ)», утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981г. № 1000 (пп. 4.16. и 4.17.), фельдшерский здравпункт является лечебно-профилактическим подразделением и структурным подразделением медико-санитарной части. Фельдшерский здравпункт, в котором истец работала, входил в состав и находился на ММУ МСЧ № 7 и работал под ее руководством. Истец подчинялась главному врачу, находилась в штате данной МСЧ, в бухгалтерии вышеуказанной МСЧ получала заработную плату, что подтверждается записями трудовой книжки. Фельдшерский здравпункт МСЧ № 7 работал как поликлиническое звено, согласно Положения о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденного Министерством здравоохранения СССР от 02.01.1948г. Согласно штатным нормативом медицинского и педагогического персонала городских поликлиник в состав медицинского персонала фельдшерского здравпункта входит - заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра). Фельдшерский здравпункт в соответствии с Номенклатурой учреждении здравоохранения № 1000, утв. Приказом Минздрава СССР от 23.11.1978 является амбулаторно -поликлиническим учреждением. На период работы медицинских работников до 01.11.1999 г. распространяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно - профилактических учреждений независимо от форм собственности. Согласно Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 20.10.2002г., истец работа в должности заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) медико-санитарной части дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.

Согласно сведений, представленных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница № 8» от 08.08.2013 года, в архиве данного учреждения должностная инструкция на заведующего (фельдшера) здравпунктом МСЧ № 7 не сохранилась, есть аналогичная должностная инструкция на заведующего (фельдшера) здравпунктом по МСЧ № 3.

Как следует из вышеуказанной инструкции, на должность заведующего здравпункта назначается одна из ведущих, наиболее опытных фельдшеров, имеющая законченное среднее медицинское образование, имеющая подготовку по общей практике и получившей сертификат. В функции заведующей зравпункта входят: оказание первой доврачебной помощи при острых отравлениях, заболеваниях, травмах; проведение лечебных мероприятий по назначению врача (инъекции, перевязки); организация транспортировки больных и пострадавших в ЛПУ, проведение профилактических прививок и т.д. Таким образом, из самого названия данной инструкции, из функций заведующего, суд полагает возможным сделать вывод, что в данный спорный период истец работала именно в фельдшерском здравпункте, выполняя соответствующие обязанности фельдшера. То есть, период с 09.09.1996 г. по 31.12.1999 года так же подлежит зачету в специальный стаж.

В периоды с 03.01.2002г. по 03.08.2011г. - истец работала в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева».

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим в должности заведующей здравпунктом учебных заведений (техникум).

В Номенклатуру учреждений здравоохранения учебные заведения, в том, числе техникумы, не включены.

При изложенных обстоятельствах данный период работы истца не подлежит к зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В период с 05.04.1983г. по 15.12.1984г., с 09.01.1986г. по 01.02.1986г. - истец работала в должности медсестры- анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД». Выполняемые истцом должностные обязанности соответствовали обязанностям медицинской сестры - анестезиста.

Отделение в котором работала Вавиличева В.М. в вышеуказанные периоды осуществляло свою лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии - реанимации лечебно - профилактического учреждения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986г. № 841.

Основными задачами отделения, согласно указанному Положению, являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии и региональной анестезии при проведении операций, осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию важных органов, т.е. реанимация и т.п. Согласно Справки, уточняющей занятость № 27 от 17.07.2012 г., истец, работая в должности медсестры-анестезистки в вышеуказанном отделении, имеет право на льготное исчисления специального стажа как один год работы за один год и шесть месяцев.

На период работы до 01.11.1999г. распространяется действие постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Пунктом 2 этого постановления установлено льготное исчисление сроков выслуги: средний медицинский персонал «отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии» учреждений здравоохранения - один год работы, засчитывается за один год и шесть месяцев.

Как следует из протокола № 15/601 от 10.04.2013 г., составленным ответчиком, период работы истца с 05.04.1983 по 15.12.1984 года не приведен в числе периодов работы, не подлежащих зачету в льготном порядке исчисления. На основании вышеизложенного считает, что истцу подлежат включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении период работы в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» с 09.01.1986 г. по 01.02.1986 года.

В период с 16.12.1984 по 25.03.1985 - истец работая в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» находилась в отпуске по беременности и родам. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 16.07.99г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определены виды обеспечения по обязательному социальному страхованию, к которым относится и пособие по беременности и родам, выдаваемое в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, (ранее виды пособия, в т. ч. по беременности и родам предусматривались в Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. В соответствии со ст. 255 ТК РФ пособие, выдаваемое женщинам в период нахождения в отпуске по беременности и родам, является пособием по государственному социальному страхованию.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6 (в редакции от 15.04.92 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан ( в ред. приказа Минздравмедпрома России № 267 и постановления ФСС России от 25.06.96 г. № 66) служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как временная нетрудоспособность, то есть, данный период включается в специальный трудовой стаж в том же порядке исчисления, что и периоды работы. Согласно постановления Правительства РСФСР от 06.09.1991г. № 464 периоды работы среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационаров засчитывается в выслугу лет для назначения досрочной пенсии в льготном порядке исчисления один год работы за один год и шесть месяцев.

В период с 26.03.1985г. по 08.01.1986г. - истец, работая в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» находилась отпуске по уходу за ребенком 08.01.1985 г.р. Статьи 165 и 167 КЗоТ РСФСР не содержали в себе ограничения по зачету в специальный трудовой стаж отпусков по уходу за детьми для назначения женщинам льготной пенсии. Время частично оплачиваемых и дополнительных отпусков, предоставляемое женщине по уходу за детьми засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" предусматривалось, что с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Согласно п.6 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 7/10-30 от 6 июля 1982 года, вышеприведенные периоды вынужденных отпусков женщин засчитывается им в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Отпуск по уходу за ребенком 08.01.1985 года рождения, до достижения ему 1,5 лет был истцу предоставлен в 1984 году, то есть до изменения ранее действовавшего законодательства.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Действующий Закон в момент предоставления истцу отпуска по уходу за ребенком предоставлял истцу право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 года. В силу действующего в тот период законодательства, указанный период подлежал включению как в общий, так и специальный стаж работы истца. Поскольку у истца возникло право на отпуск по уходу за ребенком на условиях действующего до 06.10.1992 года законодательства, то возникшее право не может быть ухудшено в результате последующего изменения законодательства.

Согласно пункта 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секритариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 23/24 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. № 375/24- 11) установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в т.ч. Аналогичная позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 30 от 11.12.2012 г., в котором сказано, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до и после этой даты), и также поддерживается Верховным Судам РФ и изложена в судебной практике. (Определения Верховного суда от 13.08.2010г. № 5 — В10 — 57 и от 01.07.2011г. № 41- В11 -10 ).

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж дающий право на пенсию, на льготных условиях и в льготных размерах (применяется льготное исчисление стажа работы при назначении досрочной трудовой пенсии за лечебную и иную работу по охране здоровья населения - пенсии за выслугу лет). Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа или соответственно учеба, в период которой предоставляется указанный отпуск.

Таким образом, с учетом того, что требования истца не могут быть удовлетворены в части включения в ее специальный стаж периода работы с 03.01.2002 по 03.08.2011 г. в должности заведующей здравпунктом в ГОУ СПО «Самарский техникум городского хозяйства и строительных технологий им.П.Мачнева», у нее отсутствует необходимый тридцатилетний специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, то есть, требования Вавиличевой В.М. о признании за ней права на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости с 21.02.2013 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вавиличевой В.М. удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж Вавиличевой В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы:

-- с 09.02.2012 г. по 09.03.2012 г., а так же с 13.03.2012 г. по 09.04.2012 года –нахождение на курсах повышения квалификации;

-- с 09.09.1996 г. по 31.12.1999 г. – работа в должности заведующей здравпунктом в поликлинике ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 8»;

-- с 09.01.1986 г. по 01.02.1986 г. – работа в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ГБУЗ «СОКОД» в льготном порядке исчисления (в течение одного года за один год и шесть месяцев);

-- с 16.12.1984 г. по 25.03.1985 г. – нахождение в отпуске по беременности и родам в льготном порядке исчисления (в течение одного года за один год и шесть месяцев);

-- с 26.03.1985 г. по 08.01.1986 г. – отпуск по уходу за ребенком в льготном порядке исчисления (в течение одного года за один год и шесть месяцев).

В остальной части иска отказать.

Решение мотивированной форме изготовлено 13 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца.

Председательствующий: С.Н.Афанасьева

2-5884/2013 ~ М-5422/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вавиличева В.М.
Ответчики
УПФР в Промышленном и Кировском р-нах
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Афанасьева С. Н.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
11.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2013Передача материалов судье
15.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2013Предварительное судебное заседание
09.09.2013Судебное заседание
13.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2013Дело оформлено
11.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2013Передача материалов судье
15.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2013Предварительное судебное заседание
09.09.2013Судебное заседание
13.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее