Дело № 2-1061/2021
УИД 24RS0032-01-2020-004661-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 08 ноября 2021 года Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Гридасовой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Авласевич И.А.,
представителя истца по первоначальному иску Муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - Сидоровой К.А.,
при секретаре Туровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности и встречному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования г. Красноярск на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в лице своего представителя Сидоровой К.А. (полномочия подтверждены) обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что собственником <адрес>, расположенной в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (общей площадью 18,8 кв.м.) является ФИО1 Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу № 240 от 30.09.2014, указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п. Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), изъятие помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется в соответствии с 4.1-3, 5-9 указанной статьи. Собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме 28.01.2016 направлено требование № 02/384-гх о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до 01.08.2016). На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 06.09.2019 № 122-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ, 56.8 ЗК РФ, истцом был определен размер возмещения за изымаемое имущество, установленный на основании отчета № 26.22-НД/19 от 16.12.2019 об определении размера возмещения, который составил 731 354 руб. и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием. Собственнику предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 27.12.2019, от заключения которого Ответчик отказался. В связи с чем, истец просит изъять для муниципальных нужд у ответчика указанную квартиру, определив размер возмещения в сумме 731 354 руб.; выселить и снять с регистрационного учета ФИО1 из спорной квартиры; прекратить право собственности ответчика на данную квартиру; признать право собственности на данную квартиру за муниципальным образованием город Красноярск.
Заместитель прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах ФИО7 обратился в суд со встречным иском к Муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования г. Красноярск на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении жилищных прав. ФИО1 не согласен с выкупом, поскольку предложенная сумма администрации г. Красноярска недостаточна для приобретения нового равноценного жилья, выразил волеизъявление о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном аварийным. Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан в Красноярском крае, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, ФИО1 необходимо предоставить жилое помещение. Кроме того, ФИО1 не имеет иного жилого помещения для постоянного проживания. Размер предлагаемой компенсации не позволит ФИО1 приобрести равноценное, пригодное для проживания жилое помещение.
Представитель истца по первоначальному иску, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», Сидорова К.А. в судебном заседании указала, что заявленные исковые требования полностью поддерживает, по встречному иску высказалась на усмотрение суда.
Ответчик (по первоначальному иску) ФИО1 в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку не согласен с суммой компенсации, указывая, что невозможно приобрести равноценное жилье, просил предоставить ему жилое помещение.
Процессуальный истец по встречному иску помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска в судебном заседании встречные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО5 о дате судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, его статьи 32.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом, ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Красноярске, площадью 18.8 кв.м.
В силу заключения от 30.09.2014 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения №122-архАдминистрации г. Красноярска от 06.09.2019 изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500301:35.
Согласно выписки из домовой книги и сведениям отдела адресно – справочной работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю, по адресу: <адрес> зарегистрирован по месту жительства: с 19.09.1990 по настоящее время ФИО1
Постановлением администрации г. Красноярска от 06.08.2019 № 531 ситуация, сложившаяся в указанном аварийном доме, признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности г. Красноярска от 26.07.2019 № 26/19).
Также судом установлено, что указанный многоквартирный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п.
28.01.2016 ответчику ФИО1 направлено требование №02/384-2х о сносе данного дома в разумный срок (до 01.08.2016), которое ФИО1 не получено.
25.05.2020 истец предложил ответчику ФИО1 соглашение об изъятии жилого помещения, проект соглашения ФИО1 также не получен.
Как указано ответчиком ФИО1 в судебном заседании, от выплаты денежного возмещения он отказывается, просит предоставить ему другое жилое помещение.
Прокурором предъявлено встречное исковое заявление в интересах ФИО1 о предоставлении ему жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела ФИО1 выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ответчику, подлежит изъятию у ответчика в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем требования как основного иска об изъятии жилого помещения у ФИО1, так встречного иска прокурора в интересах ФИО1 о предоставлении ему иного жилого помещения взамен изымаемого подлежат удовлетворению.
Жилое помещение может быть предоставлено ответчику на основании требований ст. 32 ЖК РФ, положений Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции».
Согласно ст.3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований Администрации г. Красноярска об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО1 в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, его выселении и снятии с регистрационного учета, и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование г. Красноярск после предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 33 кв.м, и не менее 18,8 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования г. Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности – удовлетворить частично.
Встречный иск заместителя прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах ФИО1, к муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить на территории муниципального образования г. Красноярск на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО1 принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 18,8 кв.м.
Обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить ФИО1 на территории муниципального образования г. Красноярск благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления, не более – 33 кв.м., не менее 18,8 кв.м.
Прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселив его из указанного помещения, после предоставления ему на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО1 на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Гридасова
Мотивированное решение составлено 12.11.2021.