Р Е Ш Е Н И Е
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Груниной Н.А., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании
жалобу должностного лица Лавровой Л.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ по пожарному надзору Чухарева Е.В. от 28 марта 2012 года, которым должностное лицо – директор МКУ «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск Лаврова Л.А., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, уроженка г.Красноуфимска, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.3, ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск Лавровой Л.А. составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 20 минут Лаврова Л.А. в зданиях и помещениях МУП «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск, расположенных по адресу: <адрес>, являясь директором, нарушила Правила Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01003), утвержденные приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, а именно:
1. Внутренний пожарный кран на 3 –ем этаже не укомплектован стволом и рукавом (п.91 ППБ 01-03);
2. Двери в помещении электрической щитовой выполнены из горючих материалов (должны быть негорючими с нормированным пределом огнестойкости) (п.3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01 97*, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*).
3. Светильники в тамбурах на 1 –ом этаже здания музея не оборудованы плафонами (колпаками), предусмотренными конструкцией светильника, п.60. ППБ 01-03),
за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа Красноуфимск Лавровой Л.А. составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 20 минут Лаврова Л.А. в зданиях и помещениях МУП «<адрес>ведческий музей» городского округа Красноуфимск, расположенных по адресу: <адрес>, являясь директором, нарушила Правила Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01003), утвержденные приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003 года, регистрационный №, а именно:
1. Стены на путях эвакуации (лестничные клетки, фойе и тамбуры) в здании окрашены горючей краской (п.53 ППБ 01-03);
2. Двери лестничных клеток (на путях эвакуации, ведущие из коридоров в лестничные клетки) не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п.3, п.34. ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*;
3. Помещения (подсобные помещения на 2 и 3 этажах, раздевалка около мастерской на 1 этаже и подвальные помещения) здания музея не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, п.9 таблица 1 НПБ -110-03;
4. Вторые двери эвакуационного выхода, ведущие из коридора 3 –го этажа в лестничную клетку, открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03);
5. В лестничной клетке на 1 этаже отсутствуют двери с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах, разделяющие лестничную клетку и 1 этаж здания музея (п.3 ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97*)
6. На полу в коридоре второго этажа на путях эвакуации в здании музея уложен линолеум, недопустимый по требованиям пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*, ч.6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
7. На окнах в здании музея установлены глухие металлические решетки (п.40 ППБ 01-03),
за что предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 –ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, согласно п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 за № 313, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ по пожарному надзору Чухарева Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Лаврова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.3, 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб..
В жалобе должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, Лаврова Л.А. просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что она является директором казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Имущество за казенным учреждением закрепляется на праве оперативного управления, земельный участок – на праве постоянного (бессрочного) пользования. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Вместе с тем, для устранения выявленных нарушений музею необходима сумма денежных средств более 1000000 руб.. Музей является казенным учреждением, полностью финансируемым муниципалитетом. Собственником имущества и учредителем является муниципальное образование «Городской округ Красноуфимск». В соответствии с п. 1.10 Устава музей является некоммерческой организацией, финансируется из средств бюджета ГО Красноуфимск (ст. 58 Устава ГО). Согласно п. 3.2.1. Устава его финансирование осуществляется на основании сметы расходов, составляемой на каждый финансовый год и утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств в порядке, установленном действующим бюджетным законодательством РФ. Согласно п.3.4 Устава доходы, полученные музеем от приносящей доход деятельности, поступают в местный бюджет. Согласно бюджету учреждения на 2012 год предусмотрены расходы только на техническое обслуживание пожарной сигнализации в сумме 165000 руб.. Иных расходов, связанных с противопожарными мероприятиями, бюджет музея не предусматривает, поэтому она лишена возможности принимать самостоятельные решения, направленные на расходование бюджетных средств. Ранее должностными лицам Госпожнадзора выявлялись нарушения в области пожарной безопасности, после чего ею принимались все зависящие от нее меры, направленные на устранение этих недостатков. Считает, что ею объективно не могли быть приняты меры по соблюдению требований пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии ее вины, как директора музея.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лаврова Л.А. доводы жалобы поддержала, указала, что не оспаривает, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в протоколах об административном правонарушении»51 и № имели место, ею предприняты меры по устранению выявленных нарушений, большая часть которых устранена, в подтверждение представлены документы, остальная часть нарушений не устранена из-за недостаточного финансирования, считает, что ею, как должностным лицом предприняты все зависящие от неё меры для устранения нарушений правил пожарной безопасности, поэтому её вина, как должностного лица в совершении административных правонарушений отсутствует.
В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ по пожарному надзору Чухарев Е.В. с жалобой не согласился, указав, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п.10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 года за №313-собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. При назначении наказания должностному лицу Лавровой Л.А. учтены, что ею приняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности, что она впервые привлечена к административной ответственности, в связи с чем, административное наказание назначено минимальное. Учитывая, что в большинстве случаев нарушения правил пожарной безопасности создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья, могут привести к возникновению пожара, его распространению и образованию препятствий для безопасной эвакуации людей, производство по делам данной категории не подлежит прекращению в связи с малозначительностью.
Доводы Лавровой Л.А., что ею не могли быть устранены нарушения правил пожарной безопасности из-за недостаточного финансирования не состоятельны, поскольку выявлены в том числе и такие нарушения правил пожарной безопасности, которые не требуют больших финансовых затрат, в том числе оборудование светильников плафонами (колпаками), обеспечение первичными средствами пожаротушения, которые устранены сразу после вынесения постановления, вместе с тем, каждое из таких нарушений может привести к пожару.
Суд, выслушав объяснения сторон, проверив по доводам жалобы материалы административного дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.3,4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в данной сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон №69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности- невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в «Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. №313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППП 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Выводы заместителя главного государственного инспектора городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округу по пожарному надзору Чухарева Е.В. о нарушении должностным лицом Лавровой Л.А. требований пожарной безопасности основаны на материалах плановой выездной проверки, проведенной с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки в МКУ Муниципального казенного учреждения «Красноуфимский краеведческий музей» городского округа, расположенных по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, отсутствие первичных средств пожаротушения, что подтверждается фактическим данными, изложенными в протоколах об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Эти обстоятельства лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, не оспаривалось.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Лаврова Л.А. назначена на должность директора Муниципального учреждения Красноуфимского краеведческого музея с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.3 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст.15 данного Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств того, что должностным лицом надлежащим образом исполнялись свои служебные обязанности, что до проведения проверки были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил Пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе предприняты обращения к собственнику имущества, в ГО Красноуфимск с просьбой о включении в бюджет расходов на устранение Правил пожарной безопасности, не представлено, в связи с чем, в оспариваемом постановлении заинтересованным лицом обоснованно указано на наличие вины заявителя в совершении вменяемых административных правонарушений. Представленные должностным лицом в суд документы свидетельствуют о принятии мер по устранению нарушений Правил пожарной безопасности после их выявления и составления оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, что учтено, как смягчающее обстоятельство при вынесении оспариваемого постановления.
При данных обстоятельствах суд считает, что в действиях должностного лица Лавровой Л.А. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3, ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованным лицом соблюдён порядок привлечения заявителя к административной ответственности, существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Смягчающие обстоятельства учтены заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого постановления.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (ст.2.9КОАП РФ) судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление заместителя главного государственного инспектора городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ по пожарному надзору Чухарева Е.В. является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ № 51/52 ░░ 28 ░░░░░ 2012 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 20.4 ░.3, 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░