Дело № 2а-1247/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубово-Поляна 05 ноября 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Косаревой Н.В., при помощнике судьи Семеновой Н.И.,
с участием:
административного истца Ноздрачёва П.В.,
административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия,
его представителя Ерцкиной О.А., действующей на основании доверенности,
административных ответчиков:
Федеральной службы исполнения наказаний России,
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,
их представителей Абаниной Н.Н., действующей по доверенности,
Министерства Финансов Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ноздрачёва П.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству Финансов Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Ноздрачев П.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указывает, что 08 октября 2012 года Приговором Шлаковского районного суда г. Михайловска Ставропольского края признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161, ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 105,ч.1 ст.116, ч.3 ст. 30,ч.1 ст. 131 УК РФ и приговорен к пятнадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
В период с 14 мая 2013 по 05 апреля 2019 отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовии (далее по тексту ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ), содержался в отрядах №6,11. В указанный период отбытия им наказания административный ответчиком допущены нарушения прав административного истца, выразившееся в необеспечении в отношении него минимальных норм материально-бытового обеспечения, не надлежащего обеспечения жилищно-бытовых, санитарных условий содержания осужденного к лишению свободы.
Административный истец испытывал нравственные страдания из-за: не обеспеченности жилой площадью для проживания в размере 2 кв.м., содержания в условиях «перелимита», поскольку из-за стесненных условий часто возникали конфликты между осужденными, постоянно присутствовала нервозность, психологическая напряженность, что не позволяло полноценно отдыхать в установленное время; содержания в одном отряде с лицами, ранее отбывавшими наказание, а также имеющими инфекционные, кожные заболевания, неоказания должной медицинской помощи, в том числе ввиду отсутствия медикаментов и квалифицированных специалистов; неудовлетворительного состояния отопительной системы, что приводило к переохлаждению организма, постоянного присутствия неприятного запаха в санитарных помещениях из-за сырости и отсутствия вентиляции; отсутствия горячей воды, неисправности системы вентиляции воздуха и недостаточности освещения в жилых помещениях и на производственных объектах; нехватки туалетных принадлежностей, раковин для мытья рук и умывания в санитарных комнатах, расположение туалетов сарайного типа на улице, на расстоянии около 100 метров от помещений отряда №6, без соблюдения приватности; нарушения условий проведения численной проверки осужденных и обыскных мероприятий, нарушения норм трудового законодательства в части использования труда осужденных и оплаты их труда, неприемлемого качества еды и нарушения санитарных норм при ее приготовлении, нарушения санитарного состояния в помещении столовой, предназначенной для приема пищи осужденными, подачи еды в недомытой посуде, быстрой порчи продуктов из-за нехватки холодильников, нарушения срока отправления и получения корреспонденции.
Кроме того, отбывая наказание в исправительном учреждении, сильно удаленном от постоянного места жительства (более 1300 км.),в результате был лишен возможности видеться с родственниками в установленные законом сроки, так как поездки на столь значительном расстоянии были связаны со значительными финансовыми затратами и были непосильными для его семьи. За весь период отбывания смогли его навестить лишь три раза, но не смогли привести его малолетнего ребенка, так как условия пребывания малолетних детей для длительных свиданий в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ полностью отсутствовали.
Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепивший порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд:
- признать действия (бездействия) ФКУ ИК-5 УФСИН РФ по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении условий содержания административного истца в период с 14 мая 2013 по 05 апреля 2019 незаконными, не соответствующими требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в его пользу компенсацию за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН РФ по Республике Мордовия в размере 3 000 000 руб., перечислив денежные средства на банковский счет административного истца.
Административный истец Ноздрачёв П.В., отбывающий наказание в местах лишения свободы, о времени, месте рассмотрения дела извещен.
В представленном заявлении в форме расписки, участвовать в судебном заседании не желает, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика: ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ Ерцкина О.А. УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, дали суду аналогичные пояснения, ссылаясь на обеспечение надлежащих условий содержания административного истца-осужденного Ноздрачёва П.В. при отбывании наказания в местах лишения свободы с установленным по приговору суда строгим режимом отбывания наказания и, соответственно, условиями содержания осужденного в условиях строгого режима отбывания наказания, определенными Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Просили суд применить срок исковой давности, и отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
При вышеуказанных обстоятельствах суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащем образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с положениями статьи 12.1.УИК РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ).
Требования: об оспаривании условий содержания в местах лишения свободы, на действия администрации исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предметом разрешения заявленных в административном исковом заявлении требований является оспаривание административным истцом-осужденным Ноздрачёвым П.В. условий его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 14 мая 2013 по 05 апреля 2019 года и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания, определение и применение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания регулируется нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Уголовно-исполнительным Кодексом Российской Федерации (далее УИК РФ) предусмотрено, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией Российской Федерации (далее РФ) уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными ( ч.3.ст.3 ).
Рекомендации(декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ранее действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства Юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 205) (далее – ПВР ИУ), регламентирующие и конкретизирующие соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В силу требований Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" комната для умывания в общежитии для осужденных должна иметь: умывальник (рукомойник) из расчета 1 на 10 человек.
Наличие стиральных машин и кондиционеров воздуха не предусмотрено.
Судом установлено и письменными материалами дела, представленными ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия справками, за подписью должностных лиц подтверждается, что Ноздрачев П.В., 22.05.1984 года рождения, отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 14.05.2013 по 05.04.2019 год.
В период с 27.05.2013 по 27.02.2016 год отбывал наказание в отряде №6. С 28.02.2016 до убытия 05.04.2019 в СИЗО-2 г. Пятигорск УФСИН по Ставропольскому краю, отбывал наказание в отряде № 11 ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ.
Общежития отрядов ФКУ ИК-5 УФСИН РФ по РМ располагаются в одно и двухэтажных кирпичных зданиях, санитарное состояние отрядов удовлетворительное. Освещение естественное и искусственное, вентиляция естественная, отопление центральное от автономной котельной, температурный режим и режим проветривания соблюдаются. Параметры микроклимата в помещениях отрядов соответствуют гигиеническим требованиям. В умывальных комнатах отрядов установлены раковины с подводкой холодного водоснабжения, горячее водоснабжение за счет электроводонагревателей. В отрядах имеются внутренние туалеты, а также надворные туалеты, отапливаемые в холодный период времени года, приватность соблюдается. Водопроводная и канализационная системы функционируют, санитарно-техническое оборудование в рабочем состоянии. Санитарные узлы подключены к центральной канализационной системе, с выводом за территорию учреждения. Выгребные ямы в учреждении отсутствуют. На балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия имеется специальный вакуумный автомобиль, который по мере необходимости осуществляет вакуумную очистку канализационных колодцев на территории учреждения.
Жилая площадь отряда № 6 – 266.52 м2, в здании общежития отряда №6 имеется две спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Секция №1- 39 шт., секция №2 – 42 шт. За период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде №6 изменялась от 123 до 131 осужденных, лимит наполнения 133 человека, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 м2, что соответствует предъявляемым требованиям.
В спальных помещениях общежития отряда №6 установлено 18 окон, размером 185х146 см. 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха
В умывальной комнате установлено 14 умывальников, 2 раковины для мытья ног, имеется электрический водонагреватель, который позволяет нагревать воду в умывальниках. Имеется 1 душевая кабина. В локальном секторе имелся надворный туалет, в котором было установлено 20 сан.узлов, нормы приватности соблюдались, количество соответствовало установленным нормам. В настоящее время туалет находится внутри помещения отряда. Установлено 9 унитазов, 2 писсуара, нормы приватности соблюдаются, количество соответствует установленным нормам.
В здании общежития отряда №6 установлено 35 светильников дневного освещения мощностью 100 вт., а так же 4 светильника ночного освещения мощностью 40 вт.
Жилая площадь отряда №11 - 212.9 м2, за период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде №11 не превышала 105 осужденных, лимит наполнения 105 человек, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 м2, что соответствует преъявляемым требованиям.
Площадь комнаты воспитательной работы с осужденными составляет – 42.5 м2, комната приема пищи - 26.3 м2, умывальное помещение 11 м2.
В умывальной комнате установлено 11 умывальников, 1 раковина для мытья ног. В локальном секторе имелся надворный туалет, в котором было установлено 20 сан. узлов, нормы приватности соблюдались, количество соответствовало установленным нормам. В настоящее время туалет внутри помещения отряда. Установлено 7 унитазов, нормы приватности соблюдаются, количество соответствует установленным нормам.
В спальных помещениях общежития отряда №11 установлено 14 окон, размером 100х165 см. 10 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха.
Здание общежития отряда №11 оборудовано естественной системой вентиляции, так же ежедневно проводится проветривание помещений посредством открытия окон оборудованных поворотно-откидной фурнитурой.
Все санитарное оборудование в отряде №6, 11 находится в исправном состоянии.
Здание общежития отрядов № 6, 11 оборудовано естественной системой вентиляции, так же ежедневно проводится проветривание помещений посредством открытия окон оборудованных поворотно-откидной фурнитурой. Период работы дневного и ночного освещения по мере необходимости в зависимости от светового дня.
Здание общежития отрядов № 6, 11 подключено к центральной системе отопления от «ЖКХ Явас». Ежегодно проводится ревизия, отопительная система общежития отряда №6 поддерживается в исправном состоянии. В жилых помещениях отряда № 6 температура воздуха составляет 20 – 22°С. Температурный режим в общежитиях отрядов проверяется ежедневно сотрудниками администрации исправительного учреждения, который передается в УФСИН России по Республике Мордовия.
Условия для соблюдения личной гигиены осужденных ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия созданы в соответствии с утвержденными вышеприведенными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В ФКУ ИК-5 оборудован и функционирует банно-прачечный комплекс, располагающий помывочным залом, оборудованным 17 душевыми лейками и 10 парами кранов с подводкой горячей и холодной воды. Помывка осужденных осуществляется поотрядно из расчета помывки 2 раза в неделю, согласно утвержденного начальником колонии графика. В настоящее время сан. узлы установлены внутри здания отряда: 9 кабинок, 2 писсуара.
Следовательно, количество умывальников в отрядах № 6, 11, ИК-5 соответствует данным требованиями законодательства РФ. Количество унитазов (напольных чаш) в отрядах № 6,11 ИК-5 также соответствует установленным требованиям законодательства (Инструкция СП 17-02 по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Минюста России от 02.06.2003 №130-дсп, предусматривает 1 унитаз на 15 человек).
Испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия два раза в год проводятся измерения параметров микроклимата окружающей среды. Согласно заключениям, предоставленным указанной организацией, параметры микроклимата в общежитиях отрядов соответствует нормативным требованиям ГОСТ 30494-2011 «Международный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Кроме того, два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения освещенности в помещениях отрядов. Согласно заключениям уровень искусственной освещенности жилых секциях отрядов соответствует нормативным требованиям СНиП 23-05095 «Естественное и искусственное освещение», СП52.13330.2011 «Свод правил естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (изменения и дополнения № 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10), СП 17-02 «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России», утвержденный приказом Минюста РФ от 02.06.2003 года № 130-дсп.
В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств. Насекомые, паразиты, тараканы, клопы, крысы и мыши в помещениях общежитий для осужденных отсутствуют.
Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенных договоров с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России.
В каждом локальном секторе имеется уличная сушилка, кроме того сушка белья производится в специально оборудованной сушилке отапливаемой печью в здании банно-прачечного комплекса, так же имеется уличная сушилка при банно-прачечном комплексе.
Смена и стирка постельного белья осуществляется в прачечной не реже одного раза в неделю, постельные принадлежности регулярно подвергаются дезинфекции.
Санитарное состояние цехов промышленной зоны удовлетворительное, температурный режим и режим проветривания соблюдаются.
Правовое регулирование организации питания осужденных к лишению свободы в России осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, нормативными актами Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и иных органов власти.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 99 УИК РФ было принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время" (далее - Постановление N 205), утверждающее минимальную норму питания осужденных на мирное время, которая представляет собой перечень продуктов, входящих в суточный рацион.
В минимальный суточный рацион осужденного входят: хлеб из смеси муки, макаронные изделия, мясо, рыба, маргарин, растительное масло, коровье молоко, яйца куриные, сахар, соль, чай, лавровый лист, горчичный порошок, томатная паста, картофель, овощи, кисели или сушеные фрукты (Постановление N 205).
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержден Приказом ФСИН РФ от 02.09.2016 N 696 (далее – приказ ФСИН России от 02.09.2016 №696). Указанный Порядок вступил в силу 25.12.2016. Ранее действовала Инструкция по организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательно -трудовых профилакториях МВД СССР, утвержденная Первым заместителем министра внутренних дел СССР 06.11.1988.
В ФКУ ИК-5 распорядком дня ИК устанавливается время и график питания, утверждаемый начальником исправительного учреждения. Прием пищи производится согласно распорядку дня поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой.
Согласно приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», в ФКУ ИК-5 организовано трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами приема пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.
На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). По дням недели в течение месяца предусматривается к выдаче компот из сухофруктов или кисель в равных соотношениях (через день). Завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая. На обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель. Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая.
Питание осужденных в ИК-5 находится под постоянным контролем со стороны медицинских работников, работников тыловых служб учреждения и периодически контролируется специалистами СЭС. Контроль за качеством приготовленной пищи осуществляется заведующим столовой, медицинским работником филиала «Медицинская часть № 5» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, закладку продуктов в котел контролирует ДПНК, о чем делается запись в специальном журнале. Разрешение на выдачу приготовленной пищи дается оперативным дежурным после снятия пробы, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до довольствующихся.
Медицинским работником ежедневно осуществляется контроль за санитарным состоянием помещений столовой и обеденного зала. После каждого приема пищи столовая посуда моется и обеззараживается в посудомоечной машине в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ. В столовой для осужденных имеются умывальники для соблюдения личной гигиены осужденных.
Ежедневно после каждого приема пищи производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Меню раскладки составляется на неделю, утверждается начальником ИК-5. Продукты питания для осужденных получаются централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия в поселке Явас. На складе учреждения имеется необходимый запас продовольствия в ассортименте: свежие овощи (лук, морковь, свекла, капуста), свежий картофель, соления (соленые огурцы, томаты), маринованная продукция, не менее семи наименований круп, мясная, молочная и рыбная продукция. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Питание осуществляется на основании приказа от 26 февраля 2016 г. N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время". Рацион питания и калорийность составляется с учетом полученных продуктов питания с центральной базы и соответствует предъявляемым требованиям.
Все продовольствие, поступающее в учреждение, имеет документы, подтверждающие их качество и безопасность.
Недоброкачественные продукты бракуются, о чем составляется акт комиссией, назначенной из лиц, не являющихся материально ответственными за принимаемые продукты. В случае сомнения в качестве продуктов они направляются на экспертизу в аккредитованные для этих целей учреждения (организации).
Все закупки для уголовно-исполнительных учреждений, в том числе в области обеспечения осужденных питанием, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в электронной форме на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) и финансируются за счет средств федерального бюджета. Закупку продуктов питания для ИК-5 и других исправительных учреждений на территории Республики Мордовия осуществляет централизованно ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Мордовия. Все заключенные государственные контракты размещены на вышеуказанном сайте в сети Интернет и доступны неопределенному кругу лиц.
Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с нормами УИК РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее- Порядок организации медицинской помощи).Порядок организации медицинской помощи, действовал до 20.02.2018, в настоящее время действует Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным на территории Республики Мордовия с 2013 года осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России и его филиалами.
В соответствии с п.41 Порядка организации медицинской помощи осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний.
В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях осужденного (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.
Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (п.42).
Профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год (п.43).
Таким образом, довод истца о некачественном и несвоевременном оказании медицинской помощи в судебном заседании не нашел своего подтверждения.
В соответствии со ст.ст.5, 14, 17 Федерального закона №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.05.1995, ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, они не изолируются и содержатся на общих основаниях.
Во исполнение требований ч.2 ст.80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся в ФКУ ИК-5 отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, в том числе на производственной зоне.
Обыскные мероприятия в исправительном учреждении производятся в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 20.03.2015 №64-дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования. Пыток, угроз, унижений в отношении осужденных со стороны администрации исправительного учреждения не допускается.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
Оплата труда осужденных, работающих на сдельных работах, производится в зависимости от фактически выполненной нормы выработки.
Из представленных за подписью инженера ОП и ОТ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия справки о трудоустройстве осужденного Ноздрачёва П. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5,представленным административным истцом справок о его доходах, как физического лица
(форма №2-НДФЛ) за 2013-2019 годы следует, что административный истец с 2013 по 2019 был трудоустроен по должностям станочника участка деревообработки, швея швейного цеха, подсобного рабочего участка деревообработки со сдельной оплатой труда. Оплата труда производилась в зависимости от фактически выполненной нормы выработки. Факт зачисления и удержания денежных средств по карточке № 13603 Н-340108 подтверждается имеющимся в деле справкой по вопросу зачислений и удержаний денежных средств, по учету движения личных денег и операций по безналичному расчету, представленному административным истцом.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Согласно п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Из справки о входящей и исходящей корреспонденции представленной за подписью начальника канцелярии ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ от 23.10.2020 года следует, что отправка корреспонденции в ИК-5 осуществляется надлежащим образом. Обращения, жалобы осужденных регистрируются в журналах учета предложений, заявлений и жалоб осужденных и отправляются по реестру в установленные законом сроки. Из данной же справки усматривается, что осужденным Ноздрачевым П.В., за период отбывания наказания с 2013 по 2019 год через ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия направлялась следующая корреспонденция : в 2016 году: Н-16 от 18.04.2016-г. Москва УПЧ-закрытый пакет,Н-17 от 11.04.2016- г. Москва Ген.прокуратура-закрытый пакет, Н-23 от 03.06.2016 –г. Москва Президенту-закрытый пакет.
За период отбывания наказания с 2013 по 2019 год через ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия поступала входящая корреспонденция: в 2014 году: Н-353 от 29.10.2014- г. Михайловск прокуратура-ответ. В 2016 г.- Н-90 от 23.05.2016-г. Москва Ген.прокуратура-ответ, Н-113 от 11.08.2016 – г. Москва УПЧ-закрытый пакет.
Из приобщенного административным истцом приложения № 21 к административному иску- сообщения от 26.12.2019 г. № 17р-219 с Генеральной прокуратуры Российской Федерации следует, что в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для проверки жалоба Ноздрачева П.В. от 28.11.2019 на нарушение его прав в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ, непринятия мер реагирования Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на имеющиеся нарушения законодательства в указанном исправительном учреждении направлена в Прокуратуру Республики Мордовия для организации проверки, при наличии оснований, для принятия мер реагирования в соответствии с законом, о результатах проинформировать автора обращения.
Вышеуказанное поручение Прокуратурой Республики Мордовия направлено в адрес Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на исполнение, последним 10.02.2020 г. для организации проверки в пределах предоставленной компетенции, направлено в адрес УФСИН России по Республике Мордовия, о чем извещен автор обращения. Из ответа УФСИН России по Республике Мордовия от 04.03.2020 г. № 14/ТО/23-288 следует, что во исполнение обращения Ноздрачёва П.В. ему направлены справка об удержанных суммах по исковым требованиям, справка по учету движения личных денег, справки 2 НДФЛ за 2013,2014,2015,2016,2017,2018,2019.
Одновременно указано, что сведения, изложенные в обращении, не нашли своего подтверждения.
Приобщенными административным истцом к административному иску приложениями №6,19,20 подтверждается факт исполнения административным ответчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия запроса Ноздрачёва П.В. о представлении ему сведений о доходах физического лица- справки формы №2-НДФЛ за 2013-2019 годы, движении денежных средств по его личной карточке и справки о сроках его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ.
Других доказательств, подтверждающих об обращении с заявлениями, жалобами на ненадлежащие условия его содержания в УФСИН России по Республике Мордовия, ФСИН России, в органы прокуратуры, а также в судебные органы в период нахождения в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ административным истцом суду не представлено.
Вышеприведенные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, которые согласуются между собой и не вызывают сомнений у суда. Доводы административного истца, напротив, материалами дела не подтверждаются.
Наздрачев П.В. ссылается на факт совместного пребывания впервые осужденных и лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы.
Доказательств того, что административный истец обращался к представителям администрации колонии с требованием о проверке соблюдения ст. 80 УИК РФ по поводу содержания в камере лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, переводе его в другой отряд суду не представлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Часть 2 ст. 101 УИК РФ гласит, что для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, предусмотрены лечебные исправительные учреждения. Законодатель в ч. 5 ст. 80 УИК РФ данную норму установил для содержания осужденных больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией в специализированных учреждениях.
Доказательств того, что осужденные болели открытой формой туберкулеза, инфекционными кожными заболеваниями, суду не представлено.
Ответчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия представлены суду достаточные доказательства, опровергающие доводы истца.
Приобщенные Ноздрачёвым П.В. к административному иску письменные объяснения отбывающих с ним осужденных: Эннс В.С., Дротикова В.М., Светозарова А.Е., Власенко Ю.В., Дряева А.Н., ксерокопии обезличенных фотографий, указанных им в качестве приложения № 7-18, судом не может быть признано относимым, либо допустимым доказательством по делу, поскольку эти доказательства не являются доказательствами, не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу решения суда, поскольку получены административным истцом без соблюдения требований ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.
Доводы административного истца о причиненных ему нравственных страданиях в результате лишения возможности видеться с родственниками в установленные законом сроки ввиду отдаленности места отбывания наказания от места постоянного жительства его и родственников не могут расценены судом как причиненные ему нравственные страдания административными ответчиками, поскольку преступления, за которое административный истец отбывает наказание по вышеуказанному им приговору суда, совершены им же умышленно, без каких-либо указаний ответчиков. Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 480-О-О).
Таким образом, в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.
Условия отбывания наказания административным истцом, суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, в том числе в части непригодных к употреблению продуктов питания, на некачественное медицинское обслуживание, негативное отношение к нему со стороны администрации учреждения истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными и бездоказательными.
В соответствии с п. 1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Ноздрачев П.В. оспаривает действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период 14.05.2013 по 05.04.2019 г.
Статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, в связи с чем, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Исключение по вопросу исчисления данного срока содержится в части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду не исчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Кроме того, согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Ноздрачев П.В. с заявленным административным иском одновременно обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения с настоящим административным иском в суд, при этом ссылается на направление им настоящего административного иска 23 июля 2020 года в Замоскворецкий суд г. Москвы, откуда определением суда от 18 августа 2020 года возвращено указанное административное исковое заявление с рекомендацией его подачи в суд по месту нахождения ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ. Одновременно указывает, что 25 сентября 2019 года им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека на условия его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ, которая была зарегистрирована под номером 49342/19. Однако никаких доказательств об этом суду не представил.
Разрешая по существу вышеприведенное ходатайство, суд находит следующее.
Как усматривает административный истец, он обжалует действие (бездействие), имевшее место в период с 14.05.2013 по 05.04.2019 года.
С настоящим административным иском Ноздрачев П.В. обратился в суд 23 июля 2020, направив его почтой в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, откуда Определением суда от 18.08.2020 года возвращено Ноздрачеву П.В. административное исковое заявление в порядке ст.129 КАС РФ, разъяснив ему право подачи заявления в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Справкой начальника ОСУ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю от 05.11.2020 года подтверждается, что определение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18.08.2020 года о возвращении Ноздрачеву П.В. его административного искового заявления к ФСИН России, Минфину России о присуждении компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ было получено осужденным 11.09.2020 года. В отдел специального учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю от осужденного Ноздрачева П.В. поступило для отправки закрытое письмо, адресованное в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия, которое было направлено адресату 30.09.2020 года за исх. № 216/4-11134. Данное административное исковое заявление поступило в адрес Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия 06.10.2020 г. вх № 13633.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском не представлено. В обоснование доводов административного истца на подачу жалобы в Европейский суд по правам человека 25.09.2019 года, доказательств об этом суду не представлено. Тогда как, в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском Ноздрачевым П.В. не представлено и судом не установлено. Его нахождение в местах лишения свободы никоим образом не лишало его возможности обратиться в суд.
При вышеуказанных обстоятельствах, разрешая по существу ходатайство административного истца о восстановлении пропущенных процессуальных сроков, суд не находит оснований для удовлетворения разрешаемого ходатайства о восстановлении пропущенного срока установленного законом срока обращения в суд.
Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд Ноздрачевым П.В. не представлено, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд и не доказанностью им нарушения условий его содержания в период отбывания им наказания по приговору суда с 14.05.2013 по 05.04.2019 годы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия
Руководствуясь статьями 176-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Ноздрачёва П.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству Финансов Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного
суда Республики Мордовия Н.В.Косарева