12-68/2017
Р Е Ш Е Н И Е
с. Черниговка 24 августа 2017 г.
Судья Черниговского районного суда Приморского края К.В. Белик, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Власенко С.Н. – генерального директора ООО «Живая планета» на постановление государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточного управления Ростехнадзора) от 07.04.2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Власенко С.Н. – генерального директора ООО «Живая планета»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № 02П13-0021 от 07.04.2017 государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора, Власенко С.Н. – генеральный директор ООО «Живая планета» привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Живая планета» - Власенко С.Н. обратился с жалобой, указав, что он является генеральным директором ООО «Живая планета» на основании приказа № 1 от 15.01.2015, указанное общество осуществляет функции теплоснабжения на территории пгт. <адрес>. Постановлением заместителя прокурора <адрес> по результатам проведенной проверки 27.01.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности. Согласно резолютивной части постановления Дальневосточного управления Ростехнадзора № 02П13-0021 от 07.04.2017, должностное лицо – генеральный директор ООО «Живая планета» Власенко С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. По его мнению, административным органом неправильно применена норма КоАП РФ, а именно не раскрыта объективная сторона совершенного правонарушения. Кроме того, по его мнению, постановление Дальневосточного управления Ростехнадзора не отвечает обязательным к соблюдению требованиям КоАП РФ. Полагает, что действия ООО «Живая планета» в лице генерального директора по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, без лицензии на эксплуатацию такового, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Также в жалобе указано, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по месту нахождения общества выслана не была, копия постановления была получена только после поступления определения из Дальневосточного управления Ростехнадзора о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Просит постановление Дальневосточного управления Ростехнадзора № 02П13-0021 от 07.04.2017 отменить, производство по делу прекратить.
Генеральный директор ООО «Живая планета» и его представитель о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, в судебное заседание не явились.
Государственный инспектор отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Звонов Н.В. о месте и времени судебного заседания надлежаще уведомлен. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Дальневосточного управления Ростехнадзора.
Помощник прокурора Черниговского района Приморского края Савченко Е.С. с жалобой не согласился, просит отказать в удовлетворении жалобы, также пояснил, что имеется уведомление прокурора о сроке и месте рассмотрения административного правонарушения по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ в отношении должностного лица Власенко С.Н.
Изучив доводы жалобы, выслушав помощника прокурора Черниговского района Приморского края, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, а именно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложением № 2 к Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлены классы опасности, так, III класс опасности – для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», документы (копии документов), указанные в п.п. 1, 4 ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании закона Приморского края от 09.08.2007 № 114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черниговским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Черниговского муниципального района», котельная № расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, передана в муниципальную собственность Сибирцевского городского поселения.
Согласно распоряжению главы Сибирцевского городского поселения от 28.06.2013 № 125/1-ра имущество, необходимое для тепло-, водоснабжения и водоотведения передано в хозяйственное ведение МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения.
Согласно распоряжению главы администрации Сибирцевского городского поселения от 11.07.2014 № 177-ра МУП ВКХ «Сибирцевское» осуществляет функции по теплоснабжению на территории Сибирцевского городского поселения.
28.07.2016 между МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения и ООО «Живая планета» заключен договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью, необходимого для выполнения функций по теплоснабжению.
При проведении прокуратурой Черниговского района Приморского края совместно с государственным инспектором отдела энергетического надзора по Приморскому краю проверки котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> было установлено, что ООО «Живая планета», осуществляющая эксплуатацию котельной №, являющейся опасным производственным объектом III класса опасности, не имеет лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Прокуратурой Черниговского района Приморского края по информации, поступившей из ООО «Живая планета» было установлено, что 18.01.2017 был повторно направлен полный пакет документов на получении лицензии в Дальневосточное управление Ростехнадзора.
Отсутствие лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности у ООО «Живая планета» привело к срыву отопительного сезона, отключению указанной котельной, снижению температурного фона в жилых домах, расположенных по <адрес>, <адрес> <адрес>, и, тем самым, привело к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
27.01.2017 заместителем прокурора Черниговского района Приморского края вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Живая планета» Власенко С.Н., 30.01.2017 заместителем прокурора Черниговского района Приморского края постановление и материалы в отношении генерального директора ООО «Живая планета» Власенко С.Н. направлено в Дальневосточное управление Ростехнадзора для рассмотрения по существу и принятия решения.
Определением № 02П-13-006 от 06.03.2017 государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора назначено место и время рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно имеющейся в материалах проверки копии конверта с отметкой «срок хранения истек» Власенко С.Н. надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих уведомление заместителя прокурора Черниговского района Приморского края, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах проверки не имеется.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из системного толкования статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участие прокурора в производстве по делу связано с его полномочиями возбуждать дело, а также предусматривает право прокурора участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Согласно пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 г. (в ред. от 09 февраля 2012 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Как следует из предоставленных материалов, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Живая планета», вынесено заместителем прокурора Черниговского района.
Однако в нарушение требований части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор не был извещен о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении, тем самым лишен возможности пользоваться его правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе.
В судебном заседании также не были предоставлены доказательства об извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Живая планета».
Названные нарушения процессуальных требований являются существенными, влекут отмену вынесенного государственным инспектором отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора решения.
07.04.2017 постановлением № 02П13-0021 государственного инспектора по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора генеральный директор ООО «Живая планета» Власенко С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В силу ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указанная статья находится в главе 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике». Объектом правонарушения являются отношения в сфере промышленности, строительства и энергетики.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ по делам в области промышленной безопасности срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год. Постановление в отношении Власенко С.Н. генерального директора ООО «Живая планета» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого в данном случае с момента его выявления.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Учитывая то, что в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за совершение настоящего административного правонарушения составляет один год, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение.
Довод заявителя о неверной квалификации действий должностного лица по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ несостоятелен, ввиду того, что согласно правовой позиции, приведенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18 (в редакции от 09.02.2012) в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
С учетом изложенного, квалификации по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ подлежат действия лица, выразившиеся в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По изложенному и, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 07.04.2017 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░