№2-362/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года с.Буздяк
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Имашевой Э.М., при секретаре К., с участием заместителя прокурора <адрес>ной прокуратуры Республики Башкортостан О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Буздякский турбокомплекс» (далее по тексту – ООО «Буздякский турбокомплекс»), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах об обязании утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны,
установил:
прокурор Буздякского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным выше иском указав, что прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах по обращению жителей проведена проверка соблюдения ООО «Буздякский трубокомплекс» природоохранного законодательства. В ходе, которой установлено, что основным видом деятельности ответчика является «33.11 Ремонт металлоизделий», использует земельный участок по адресу: <адрес> целью осуществления хозяйственной деятельности путем организации пескоструйной обработки и обжига металлических поверхностей. Для указанных целей на данном земельном участке возведено капитальное здание, установлены печи для обжига труб, а также установлена подъемная техника. Предприятие занимается ремонтом труб, производится очистка внутренней и внешней поверхности труб, снятие фасок, сварка и резка. При очистке, обработке металлических узлов и деталей с поверхности удаляются элементы, загрязняющие поверхность (ржавчина, окалина, шлаки, остатки старого покрытия, нефтепродукты и т.п.). В результате очистки пескоструйной камеры образуются отходы песка от очистных и пескоструйных устройств. Потоками горячего воздуха от дровяных самодельных печей вентиляторами ВР-80-75 подаются в горизонтальную трубу для достижения эффекта плавления внешней битумно-полимерной изоляции труб и ее последующим снятии механическим способом. В качестве топлива для печи используются дрова. В результате обжига металлических труб образуются отходы отработанных расплавов хлоридов, бария, магния, натрия, калия, а также других производных этих элементов, включая сульфаты, нитраты и гидроксид, окалина, отходы аспирации. Так же в перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу при осуществлении деятельности ответчиком входят железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, фтористые газообразные соединения, фториды неорганические плохо растворимые, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, пыль неорганическая 70-20 % SiO2. В нарушение п.5.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» предприятие, имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не обеспечил проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ данного земельного участка и прилегающей территории установлено, что на нем размещено капитальное здание, установлены печи для обжига труб, а также установлена подъемная техника. Ответчик осуществлял деятельность, сопровождающуюся выбросами в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам исследований содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (по показателям взвешенные вещества, серы диоксид, азота диоксид, углерод оксид) находится на верхней границе предельно допустимых концентраций, но не превышает предельно допустимых концентраций. Согласно ст.52 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. В нарушение требований указанного законодательства ООО «Буздякский трубокомплекс» границы санитарно-защитной зоны не утверждены, проект санитарно-защитной зоны не разработан и не согласован. Указанное так же подтверждается вступившим в законную силу постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, <адрес>х по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Буздякский трубокомплекс» к ответственности в виде штрафа. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит обязать ООО «Буздякский трубокомплекс» (№) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец – заместитель прокурора <адрес> О. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в нем обстоятельствам.
Ответчик – представитель ООО «Буздякский трубокомплекс» Шиц В.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суду пояснил, что требование прокурора об обязании утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны является не обоснованным и противоречащим действующим нормативным документам. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 года, то есть со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 сентября 2010 года № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3). Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 года санитарно-защитные зоны разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется. Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта санитарно-защитные зон попросту нет. П. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается санитарно-защитные зоны, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта. ООО «Буздякский трубокомплекс» исторически находится вблизи населенного пункта. Осуществляет свою деятельность с 2016 года. Установление санитарно-защитные зоны для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта. Исходя из вышеизложенного установление санитарно-защитные зоны для ООО «Буздякский трубокомплекс» является не обязанностью, а правом владельца объекта. Проверкой прокуратуры <адрес> фактов содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест выше предельно-допустимых концентраций не установлено. Тем более не дана оценка вклада предприятия в загрязнение атмосферного воздуха при наличии других источников загрязнения: федеральная трасса М 5, АБЗ. ООО «Буздякский трубокомплекс» разработан проект допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ. На проект выдано санитарно – эпидемиологическое заключение №02.16.01.000.Т.000008.01.18 от 30 января 2018 года, согласно которому выбросы предприятием вредных веществ соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».Предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения № 677р/2018 от 26.02.2018 года на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, <адрес>х Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, пояснил, что ООО «Буздякский трубокомплекс» разработан проект допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, экспертное заключения на проект нормативов № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан». На основании экспертного заключения выдано санитарно- эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Буздякский трубокомплекс» по адресу: <адрес>, который соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; гигиеническим нормативам ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Предельнодопустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». На основании экспертного заключения установлено, что ООО «Буздякский трубокомплекс» занимается ремонтом труб, проводит чистку внутренней и внешней поверхности труб, снятие фасок, сварки и резки. В экспертном заключении указано, что при инвентаризации загрязняющих веществ установлено наличие 3 неорганизованных и 3 организованных источника выброса, выделяющих в атмосферу 11 наименований загрязняющих веществ (Железа оксид, Марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерод(сажа), углерод оксид, фтористые газообразные соединения, фтористые неорганические плохорастворимые соединения, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, пыль неорганическая 70-20% Si02, серы диоксид), таким образом ООО «Буздякский трубокомплекс» является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»: Бенз(а)пирен, относится к 1 классу опасности; Марганец и его соединения относится ко 2 классу опасности; Фтористые газообразные соединения относится ко 2 классу опасности; Фтористые неорганические плохорастворимые соединения относится ко 2 классу опасности; Железа оксид относится к 3 классу опасности; Азота диоксид относится к 3 классу опасности; Азота оксид относится к 3 классу опасности; Углерод(сажа) относится к 3 классу опасности; Взвешенные вещества, относится к 3 классу опасности; пыль неорганическая 70-20% Si02 относится к 3 классу опасности, Углерод оксид относится к 4 классу опасности. Источниками загрязнения окружающей среды являются продукты сгорания топлива в трубчатых печах, продукты сгорания и испарения при нагреве, сжигании оболочки изоляционного материала и остатков нефтешлама внутри труб, использовавшихся ранее в нефтеперекачивающих системах, которые выбрасываются в атмосферу в виде загрязняющих веществ: Железа оксид, Марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерод(сажа), углерод оксид, фтористые газообразные соединения, фтористые неорганические плохорастворимые соединения, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, пыль неорганическая 70-20% Si02, серы диоксид. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Деятельность ООО «Буздякский трубокомплекс» отсутствует в санитарной классификации СанПиН 2.2.1. /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». На основании данных с сайта Публичной кадастровой палаты данное предприятие расположено в черте населенного пункта <адрес>. Непосредственно рядом с границей предприятия находятся жилые дома, школа, детский сад, фельдшерско- акушерский пункт, а также земли сельхозугодий. Площадка предприятия непосредственно граничит: ориентировачноное расстояние от границы предприятия по адресу 452719<адрес> до границы территории школы по адресу 452719<адрес>; ориентировачноное расстояние от границы предприятия по адресу <адрес>, до границы жилой зоны <адрес>, на юг составляет О м., затем придорожное кафе; ориентировачноное расстояние от границы предприятия по адресу <адрес>, до границы жилой зоны <адрес>, на восток составляет <данные изъяты> м.; с запада – пустырь; с севера на расстоянии ориентированно <данные изъяты> м строящийся жилой дом. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно- эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствие с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Исходя из указанного следует, что разработка проекта санитарно-защитной зоны, обоснование границ территории санитарно-защитной зоны (в том числе с учетом проведения и результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта), а так же получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для предприятия ООО «Буздякский трубокомплекс» является обязательной.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах Г. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районе Ш. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Свидетель З. суду пояснила, что она проживает в <адрес> более 45 лет, Общество с ограниченной ответственностью «Буздякский трубокомплекс» расположен в <данные изъяты> метрах от ее дома, просит и за себя и за своих односельчан, чтобы закрыть данное предприятие. У нее ранее никогда не было легочных заболеваний, но в ДД.ММ.ГГГГ у нее начались проблемы <данные изъяты>. Когда начинает идти этот дым, они заходят домой, чтобы не дышать этим воздухом, она очень чувствительна к разным запахам, начинает задыхаться, ей не хватает воздуха. Она вынуждена перейти на <данные изъяты>, боится стать инвалидом, уехать у нее нет возможности. Хочет гулять с детьми и внуками, но у них нет такой возможности, живут как в заточении.
Свидетель Х. суду пояснила, что она проживает в <адрес>, по специальности она химик-биолог, в настоящее время на пенсии. Ей известно о том, что с ДД.ММ.ГГГГ начало свою деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Буздякский трубокомплекс». Из окон ее дома хорошо видно деятельность выше указанного предприятия. Деятельность этого предприятия заключается в очистке металлических труб от нефтехимических и газохимических продуктов, хотя по документам указано ремонт металлоизделий. Метод очистки, которые ей известны - это пескоструй открытым методом и обжиг также открытым методом, то есть вне печей сгорания. Труба лежит на опорах и обжигается, а из сопла этой трубы выходили ранее выхлопы. Но несколько месяцев назад они поставили вертикальную трубу и выхлопы идут сейчас из трубы. И когда дует западный ветер, а он у них преобладающий, то весь дым идет в сторону поселка. У них имеются видеосъемки, которые показывают, что густой и темный дым, идущий из трубы накрывает поселок. К ним и телевидение приезжало, они им предоставляли данные видеосъемки. Выбросы зримые и видимые накрывают весь поселок, слой густого дыма нависает над поселком. Горят не только нефтепродукты, но и их остатки, все производится из полимерных материалов. Продукты горения полимерных материалов имеют специфический запах, он отчетливо чувствуется даже в малейшей концентрации, имеют резкий запах. Все это сигнализирует о повышенной опасности и составляет угрозу для человеческой жизни. Ей неизвестны дозировки концентрации их полимерных материалов, но она знает, что даже наукой не установлено их количество, которое может привести к мутации клеток и раковым заболеваниям. Предприятие работает, а окружающая среда засоряется. Они питаются тем, что выращивают на своем участке, пьют воду и по пищевой цыпочке все идет, повышается концентрация вредных веществ. Предприятие нужно остановить именно на данной стадии, пока опасность не достигла катастрофической ситуации. Пескоструйные работы проходят усиленным методом, компрессоры очень хорошо слышно, идет и шумовой фон. Их работники работают без респираторов, но они не обязаны дышать этим воздухом. Проводились проверки Роспотребнадзором, они приезжали и делали замеры атмосферного воздуха. Они приезжали ДД.ММ.ГГГГ, предприятие в этот день не начинало свою работу, воздух был чистым. Представители Роспотребнадзора возмущались, что они приехали из <адрес> и им необходимо сделать замеры атмосферного воздуха, почему предприятие не начинает работу. Около 11.00 часов открылись ворота предприятия, оттуда выехал трубовоз с 30-35 грязными трубами, ничем не закрепленными, который встал на стоянке кафе «Изумруд». Им разрешили зайти на территорию предприятия, представитель Роспотребнадзора разговаривал с каким-то мужчиной, представителем данного предприятия. Представитель Роспотребнадзора интересовался прибором, который стоял на трубе и нам объяснили, что это фильтр, благодаря которому дым будет чистый и белый. Замер атмосферного воздуха было проводить бесполезно. Представитель Роспотребнадзора сказал, что никогда не видел такого месторасположения предприятия, то есть рядом с населенным пунктом. Затем представитель Роспотребнадзора нашел грязную трубу и попросил поставить ее, трубу начали кочегарить, сначала дым шел желтый, потом бурый, а затем черный, фильтр воздух не очищал, не происходило процесса фильтрации. Потом начали делаться замеры атмосферного воздуха, но не было прежней интенсивности, они не верят этим ПДК. У нее муж является ликвидатором Чернобыльской катастрофы, для него существует опасность для здоровья, превышение даже небольшого радиационного фона. Она сделала запрос в Роспотребнадзор о том, не превышает ли радиационный фон. ДД.ММ.ГГГГ они приехали с врачом-кардиологом, с соответствующими приборами, но до этого работники предприятия вывезли грязный грунт на свалку, засыпали все свежим грунтом, соответственно показатели радиации были неверными. Почвогрунт соответственно будет чистым, а накопившиеся нефтеотходы и радиация были удалены. Врача-кардиолога с приборами не пустили на территорию предприятия, так как не хватало процессуальных документов. Он сделал замеры за территорией предприятия и успокоил нас, что за пределами территории радиации нет.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 года) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
На основании ст. 11 Федерального закона от 3 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Буздякский трубокомплекс» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, поставлен на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа № о вступлении в должность единоличного исполнительного органа от ДД.ММ.ГГГГ, директором ООО «Буздякский трубокомплекс» является В.
Заместителем прокурора <адрес> Республики Башкортостан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по обращению Х. и других жителей <адрес>, с участием представителей Туймазинского подразделения Управления государственного аналитического контроля и филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» проведена проверка исполнения законодательства в сфере норм природоохранного законодательства ответчиком. В ходе которой установлено, что ООО «Буздякский трубокомплекс» не соблюдаются требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления об охране атмосферного воздуха; выброс загрязняющих веществ от стационарного источника осуществляется без специального разрешения; плату за негативное воздействие на окружающую среду за год своевременно не внесена; учет отходов по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, не организован и не ведется, ответственное лицо, за ведение данного учета не установлено; не проведена инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, на оснований которой разрабатываются нормативы выбросов загрязняющих веществ; границы санитарно-защитной не утверждены, санитарно-защитной зоны не разработан и не согласован.
Постановлением по дела об административном правонарушении № начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах Н. от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Буздякский трубокомплекс» В. привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП Российской Федерации, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Заместителем прокурора <адрес> Республики Башкортостан в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по обращению П., проведена проверка исполнения законодательства в сфере норм природоохранного законодательства ответчиком. В ходе которой установлено, что ООО «Буздякский трубокомплекс» не соблюдается требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления, об охране атмосферного воздуха. Выброс загрязняющих веществ от стационарного источника осуществляется без специального разрешения.
ДД.ММ.ГГГГ с 11.08 до 11.28 часов, с 11.45 до 12.05 часов, с 12.50 до 13.10 часов специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах был произведен отбор атмосферного воздуха на границе с жилой зоной по <адрес>, придомовая территории по <адрес>.
Согласно протоколу лабораторных испытаний №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе предельно допустимые нормы концентрации не превышают.
Судом также установлено, что ООО «Буздякский трубокомплекс» разработан проект допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, составлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
На проект выдано санитарно – эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выбросы предприятием вредных веществ соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», Гигиенические нормативы ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
Предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств санитарно-защитной зоны.
Установление санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов происходит в два этапа: на первом разрабатывается проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, на который выдается заключение Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации, на втором этапе устанавливается окончательная санитарно-защитная зона на основании проекта установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны и результатов натурных наблюдений и измерений, что оформляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 61, предусматривалось, что содержащиеся в них требования предъявлялись к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Следовательно, прежняя редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержала прямое указание на то, что требование об установлении вокруг объектов и производств санитарно-защитной зоны распространяется не только на проектируемые и строящиеся, но также на уже действующие промышленные объекты, возведенные (введенные в эксплуатацию) до начала действия положений данных СанПиН.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 сентября 2010 года № 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми из пункта 1.2 исключены слова «и действующих», в связи с этим данный пункт изложен в следующей редакции: «требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».
Из указанного следует, что новая редакция пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отменила обязанность хозяйствующих субъектов по установлению санитарно-защитной зоны вокруг объектов, возведенных (введенных в эксплуатацию) до вступления данных СанПиН в силу.
Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты предписывают учитывать положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 при проектировании и реконструкции объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Между тем, данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что спорный объект, в отношении которого прокурором <адрес> Республики Башкортостан заявлен иск к ООО «Буздякский трубокомплекс», является вновь строящимся или реконструируемым объектом, материалы дела не содержат.
Тот факт, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Буздякский трубокомплекс» является «ремонт металлоизделий», сам по себе не свидетельствует о наличии обязанности ООО «Буздякский трубокомплекс» по установлению санитарно-защитной зоны. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что ответчик осуществляет деятельность в нарушение санитарных правил, требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также не представлены и доказательства, подтверждающие, что ответчик ООО «Буздякский трубокомплекс» осуществляет деятельность, которая негативно воздействует на окружающую среду и здоровье населения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и, исходя из приведенные выше правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц исковых требований, поскольку в данном случае прокурор не доказал факт нарушения ответчиком интересов неопределенного круга лиц в результате отсутствия утвержденных границ санитарно-защитной зоны, разработанного им и согласованного проекта санитарно-защитной зоны и возможность восстановления нарушенных прав этих лиц при удовлетворении его требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Буздякский трубокомплекс», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишиминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах об обязании утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья
Благоварского межрайонного суда
Республики Башкортостан подпись Э.М.Имашева
Решение не вступило в законную силу.