Дело № 2-4522/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Шильниковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Е. А., Сергеевой Е. В. к ООО «Жилкомсервис» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Сергеев Е. А., Сергеева Е. В. обратились в суд с иском к ООО «Жилкомсервис» о защите прав потребителей, указывая на следующее.
Истцы являются собственниками квартиры <адрес>. Жилой дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь квартир составляет <данные изъяты> кв.м, общая площадь жилых помещений <данные изъяты> кв.м, общая площадь нежилых помещений <данные изъяты> кв.м., общая площадь жилых и нежилых помещений собственников дома составляет <данные изъяты> кв.м. Многоквартирный жилой дом имеет централизованную систему теплоснабжения, индивидуальный пункт подготовки горячей воды, оборудован всеми приборами учета коммунальных ресурсов как общедомовыми, так и на содержания общего имущества дома. Все жилые и нежилые помещения, принадлежащие собственникам, оборудованы индивидуальными приборами учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды. Ответчик неосновательно обогащался за счет Истцов, что подтверждается следующим: Многоквартирный жилой дом обслуживается Управляющей организацией ООО «Жилкомсервис», которая обогащается за счет предъявления собственникам платы с превышением подлежащей исчислению, в том числе за услуги, работы по управлению домом, коммунальные услуги за отопление, холодное водоснабжение, отвод воды, мероприятия по содержанию и ремонту общего имущества дома. За защитой нарушенных прав Истцы обращались как в органы государственной жилищной инспекции, так и в органы прокуратуры РБ. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и положений ст. 156 ЖК РФ, общим собранием собственников жилья утверждена плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание помещения на 2012 год в размере 21,43 руб./кв.м., на 2016 год в размере 18 руб./кв.м. Ответчиком решение собственников помещений не оспаривалось и не признавалось недействительным, следовательно, подлежит начислению плата за содержание жилого помещения в размере, установленным решением собственников жилья. Более того, довод Ответчика о том, что решение собственников жилья законной силы не имеет ввиду отсутствия регистрации протокола Общего собрания в Государственном комитете РБ по жилищному и строительному надзору, несостоятелен, так как в соответствии со ст. 46 ЖК РФ отсутствие регистрации не является основанием для признания решения недействительным. Таким образом, подлежит перерасчёту необоснованно начисленная плата во II полугодии 2012 - 2017 года и январе, феврале, марте 2018 года на управление помещений и содержание общего имущества дома. Ответчик, согласно части 11 статьи 156 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ обязан уплатить штраф в размере 50 % от суммы превышения начисленной платы за январь, февраль, март месяцы 2018 года. Таким образом, взысканию с ответчика подлежит переплата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание, исходя из следующего расчета: 3,43руб. х 137,7кв.м. х63 месяца = 29755,59руб. Штраф: 3,43х137,7 кв.м. х 3 мес. Х0,5=708,46руб. Кроме того, имело место превышение платы за тепловую энергию на отопление: Истцы обращались за защитой нарушенных прав Федеральную антимонопольную службу. Ответчиком в нарушение решения общего собрания собственников от 25.04.2016г. предъявила к оплате весь 2016 год в размере 21,43 руб./кв.м., в нарушение пункта 7 статьи 156 ЖК РФ предъявила к оплате в 2013, 2014,2015, 2017 годах не утвержденный собственниками тариф 21,43 руб./кв.м. Ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (подп. "ж" п. 31 Правил N 354). Фактически Ответчик исчисляет плату за отопление без учета показаний приборов по необоснованным объемам и тарифам, нарушая статьи 31 е) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не отвечая на запросы собственников совета дома о показаниях приборов учета коммунальный услуг. Ответчиком в нарушение части 68 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) о доведении информации об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг до потребителя в письменном виде не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов предъявила к оплате на I полугодие 2017 года и февраль месяц 2018 года информацию об изменении размера коммунальных услуг на содержание общедомового имущества без письменного уведомления и обоснования, на 2 полугодие 2017 года вообще не информировала об изменении. В результате за тепловую энергию на отопление доли в многоквартирном доме по квартире № начислена плата с превышением от платы, подлежащей начислению, в размере: 25424,25руб. 1343,4 руб. перерасчет за II полугодие 2016года, 6636,73руб. перерасчет за 2017год. За отопление переплата подтверждается следующими расчетом: за 2012год: 229368руб./7093,7кв.м.Х137,7кв.м=2764,56руб.,за 2013год:13076,69/1212,82х394,68 (1212,82-818,14)=4255,46руб., за 2014г. 588213/7093,7х137,7=7089,70руб., за 2015г. 608269/7093,7х137,7=7331,43руб., за 2016год: II полугодие 2016г.: 340,31х1902,23/7093,7х137,7/2=6283,02руб. плюс перерасчет 1343,4руб. Итого:7626,42руб., переплата за 2017г.:580122,56/7093,7х137,7=11261,1руб. плюс перерасчет 6536,73руб. В 2012 году после установки в ноябре 2011 года приборов учета для расчета стоимости горячей воды, Совет дома ежемесячно учитывал показания общедомовых приборов учета всех коммунальных ресурсов с составлением Актов, согласно которым в 2012 году на весь дом потреблено 1140,64 Г кал. тепловой энергии, из них 322,30 Гкал израсходовано на приготовление горячей воды, на отопление израсходовано 818,14 Гкал. Объем потребления тепловой энергии последующие годы принимается равным 818,14 Г кал в связи с неизменным отапливаемым объемом дома. Таким образом, в 2012 году Ответчик неосновательно обогатился за счет собственников дома в размере 229 368 руб. (711,66 руб.*322,30 Гкал). В 2013 году размер излишне начисленной платы за отопление всем собственникам дома составляет 588 213/7093,7*36,7=392 897 руб. В 2014 году предъявлены к оплате объем тепловой энергии ежемесячно в течение года без учета показаний приборов учета на отопление дома. Предъявлено в 2014 году: за I полугодие 15,13 руб./кв.м*6 месяцев/1075,88 руб.=598,55 Гкал., 2 полугодие 21,83 руб./кв.м.*7 093,7*6 мес./ 1552,30 руб.= 598,55 Гкал., всего за год объем 1 197,10 Гкал с превышением на 378,96 Гкал. (1 19710-818,14). Излишне начислена плата всем собственникам дома в размере (1 552,30*378,96)=588 213 руб. В 2015 году предъявлен к оплате объем тепловой энергии без учета показаний приборов учета на отопление дома в размере: I полугодие 21,17 руб./кв.м.*7 093,7 кв.м.*6 месяцев/ 1 552,30 руб./гкал= 580,45 Гкал., II полугодие 24,2 руб./кв.м.*7 093,7 кв.м.*6 мес./ 1 774,31= 580,51 Гкал., всего за год 1 160,96 Гкал с превышением 342,82 Гкал = (1160,96-818,14). Излишне начислена плата всем собственникам дома в размере 1774,31*342,82=608 269 руб. В 2016 году предъявлен к оплате объем тепловой энергии без учета показаний приборов учета на отопление дома в размере: 1 полугодие 24,2 руб./кв.м.*7093,7 кв.м*6 месяцев/1774,31 руб./Гкал = 580,51 Гкал., 2 полугодие 25,83 руб./кв.м.7093,7 кв.м.*6 мес./1902,23=577,94 Гкал, всего за год 1158,45 Гкал с превышением 1158,45-818,14=340,31 Гкал. Излишне начислена плата всем собственникам дома в размере 1902,23*340,31=647 348 руб. плюс перерасчет 138 407,80 рублей. В 2017 году предъявлен к оплате объем тепловой энергии без учета показаний прибора учета на отопление дома в размере: I полугодие 24,8347 руб./кв.м.* 7093,7 кв.м*6 месяцев./1978,32= 555,71 Гкал., II полугодие 25,83 руб./кв.м.*7093,7 кв.м.*6 мес./1978,32=555,71 Гкал., всего за год 1 111,38 Гкал. с превышением 1111,38-818,14=293,24 Гкал. Излишне начислена плата всем собственникам дома в размере 1978,32*239,24= 580 122,53 плюс перерасчет 336747 руб. Излишне начислена плата только за отопление всем собственникам дома в размере 3 481 332 (три миллиона четыреста восемьдесят одна тысяча триста тридцать два) руб. Превышение платы в отношении холодной воды и отвод воды: Плата за холодную воду на содержание общедомового имущества всего дома в 54 превышает плату, подлежащую начислению. При среднегодовом потреблении холодной воды объеме 35 куб.м, согласно общедомовых приборов учета, управляющая организация необоснованно начислила плату за холодную воду и водоотведение исходя из потребления 158,550 куб.м, в месяц, то есть 1902 куб.м, в год. Сумма превышения начисленной платы за холодную воду и отвод воды от cyммы подлежащей начислению за II полугодие 2013-2017 годы составляет во II полугодии 2016 (1902-35) * 41,14 руб./2 = 38 304,19 руб., в 2017 году 1 полугодие 0,38 руб./кв.м. *6579,6 кв.м. (площадь жилых помещений)* 6 месяцев = 15 001,488, 2 полугодие 0,21 руб./кв.м.* 6579,6 * 6 месяцев =8 290,296 руб. Всего в 2017 году начислено 23 291,784 руб., что при среднегодовом тарифе 1 куб.м, воды и отвода, равном 45,135 руб. соответствует потреблению 516 куб.м, при фактическом расходе 35 куб.м., сумма превышения составляет 21 709,935 руб. Итого переплата за холодную воду и отвод воды составляет 271 365 (двести семьдесят одна тысяч триста шестьдесят пять) руб. 175 (сто семьдесят пять) копеек. Размер излишне начисленной платы в отношении квартиры истцов составляет: 271365,175руб./6579,6 кв.м. * 137,7 кв.м= 1 258,08 руб. Таким образом, излишне уплаченная сумма в отношении холодной воды и водоснабжения за 2013-2017 годы составляет 271 365,175 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком ненадлежащим образом осуществлялись функции Управляющей компании. Превышение платы за неоказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома: Ответчиком, были выполнены следующие работы по следующим расценкам: содержание трех лифтов - 332000 руб./год*6= 1 192000 руб.; уменьшение за 6 месяцев не работы одного лифта - 55 000 руб.; вывоз мусора 55000 руб./год *6 лет = 330000 руб.; обслуживание вентиляции и противопожарной системы 107000 руб.*6 = 642000 руб.; опрессовка системы отопления - 330000 руб.; заработная плата технички и дворника - 2 304000 руб.; расходные материалы на уборку помещения - 72000 руб., дезинфекция и дератизация - 12000 руб., замена плитки с заднего входа в дом - 4000 руб., ремонт шлагбаума - 49000 руб. Итого: 5 680 000 рублей. Доход Ответчика на основании начисленной платы собственникам на ремонт дома за 2012-2017 годы составляет: 21,43 руб./м2*7093,7м2*12 м-цев*6 лет=10 945 295 руб. Фактически оказанные услуги на основании отчета руководителя Мишакова А.В. (Протокол общего собрания собственников № от ДД.ММ.ГГГГ) составляют 5 680 000 руб. Таким образом, стоимость фактически оказанных услуг составляет 5 680 000 руб., размер превышения платы по всему дому, составляет 4 965 295 руб., что в перерасчете на 1 кв.м, за 6 лет составляет: 4 965 295/7093,7=700 руб./кв.м. По квартире №, превышение платы за услуги по содержанию и обслуживание общего домового имущества над стоимостью фактически оказанных услуг составляет. 137,7кв.м. х700руб/кв.м=32084руб. Несмотря на предъявление претензий со стороны Истцов, что подтверждается копиями претензий, содержащихся в материалах дела, Ответчиком перерасчеты осуществлены не были. Таким образом, со стороны Истцов претензионный порядок был соблюден. Таким образом, итоговая задолженность Ответчика в результате начисления платы за услуги, работы по управлению домом, предоставление тепловой энергии на отопление дома, обеспечение холодной водой и отвод воды, на осуществление мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества дома с превышением от подлежащей начислению, перед Истцом составляет: 32 084 руб. - превышение платы по обслуживанию над фактической; 8 973,9 руб.- содержание и текущий ремонт общедомового имущества; 708,46 руб. - штраф, 25 424,25 руб. - тепловая энергия; 1 258 руб.- холодная вода и водоснабжение. Итого:68448руб. На основании изложенного, истцы просили взыскать с ООО «Жилкомсервис» в пользу Сергеева Е. А. денежные средства в размере 34224руб., из которых 16042руб. за превышение платы по обслуживанию над фактической; 4486,95руб.- содержание и текущий ремонт общедомового имущества; 354,23руб. - штраф, 12712,125руб. за тепловую энергию; 629руб. за холодную воду и водоснабжение; взыскать с ООО «Жилкомсервис» в пользу Сергеевой Е. В. денежные средства в размере 34224руб., из которых 16042руб. за превышение платы по обслуживанию над фактической; 4486,95руб.- содержание и текущий ремонт общедомового имущества; 354,23руб. - штраф, 12712,125руб. за тепловую энергию; 629руб. за холодную воду и водоснабжение.
Истцы Сергеевы в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены.
Представитель истцов Сергеевых – Синенко Н.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за №, исковые требования поддержал, дополнительно с учетом возражений ответчика показал, что заявление о применении к требованиям о перерасчете по статье «содержание» за период 2012-2017 годы, и январь, февраль, март 2018года, о перерасчете платы за тепловую энергию на отопление за период 2012-2017 годы, о перерасчете платы за холодную воду за период 2013-2017 годы, о перерасчете платы за не оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома за период 2012-2017 годы срока исковой давности полагает необоснованными, поскольку полагает, что срок следует исчислять с момента направления потребителем претензии, что имело место в 2018году, более того, ответ на претензию в адрес Сергеевых не поступил, соответственно о нарушении своего права им стало известно лишь во время обращения в суд, при предоставлении ответчиками документов. Также полагает необоснованными возражения ответчика относительно ничтожности протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. поскольку в установленный законом шестимесячный срок с требования о признании решения, принятого на указанном собрании недействительным ООО «Жилкомсервис» не обращалось, на сегодняшний день данное решение не оспорено.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Жилкомсервис» - Труфанова А.Н., действующая по доверенности от 28.05.2018г. иск не признала и показала, что Ответчик признает протокол№ от ДД.ММ.ГГГГ. годового общего собрания помещений многоквартирного жилого <адрес>, ничтожным, поскольку представленный в адрес Ответчика протокол общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. составлен с грубыми нарушениями требований законодательства, и имеет признаки ничтожности, в виду отсутствия кворума собрания по вопросам повестки дня. Истцами заявлено ко взысканию в разрезе помещений, принадлежащих истцам как неосновательное обогащение: Требование о перерасчете по статье «содержание» за период 2012-2017 годы, и январь, февраль, март 2018года; Требование о перерасчете платы за тепловую энергию на отопление за период 2012-2017 годы; Требование о перерасчете платы за холодную воду за период 2013-2017 годы; Требование о перерасчете платы за не оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома за период 2012-2017 годы. Однако, истцами при обращении в суд с данными требованиями пропущен срок исковой давности о применении которого и его последствии ходатайствует ответчик. По коллективному обращению от ДД.ММ.ГГГГ (зарег. в ГЖИ за № от ДД.ММ.ГГГГ.), Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору проводил проверку, по результатам которой, был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. Также была произведена проверка исполнения выданного предписания№ от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам которой выдан акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. ООО «Жилкомсервис» осуществляет управление и техническое содержание многоквартирного жилого дома (далее по тексту МКД) № по <адрес>. Согласно протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. Действующий в настоящее время и применяемый при расчетах тариф составляет 21,43 руб. Данный тариф утвержден на внеочередном общем собрании собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ. протоке т № от ДД.ММ.ГГГГ.). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В исковом заявлении указано со ссылками на Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017г., что Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления МКД. При этом, Истцами не представлено доказательств того, что ООО «Жилкомсервис» в одностороннем порядке изменило размер утвержденного в установленном порядке тарифа. С 2012 года повышения (изменения) тарифа не производилось. Также не состоятельна ссылка Истцов на необходимость применения Постановления главы Администрации ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы Администрации ГО г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ., так как данные нормативные акты применимы в случаях, когда отсутствует утвержденный в установленном порядке тариф на «содержание». Касательно расчетов платы за содержание помещений МКД № по пр. Октября, они производятся по утвержденному тарифу из расчета 21,43 руб. на площадь помещения. Таким образом, согласованные и утвержденные в 2012 году условие о размере тарифа на оказываемые услуги, в силу действия статьи 162 ЖК РФ, действует и в последующие годы. В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр Утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор. Также данным Приказом определены обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников МКД, в том числе, приложения к протоколу общего собрания. Поступивший в управляющую компанию протокол № от ДД.ММ.ГГГГ., которым закреплен тариф в размере 18 руб. с 1 кв.м, по своей форме похож на протокол встречи собственников. К данному протоколу не приложен обоснованный расчет тарифа в размере 18 руб., не приложен перечень работ, который охватывает данный тариф и периодичность их выполнения. ООО «Жилкомсервис» не признает данный документ как порождающий правовые последствия, т.к. протокол общего собрания не соответствует требованиям Приказа №/пр. Методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв.Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 411/пр, которые содержат пошагово рекомендации по порядку проведения собрания и оформлению принятых решений, для целей признания данных решений легитимными, собственниками помещений МКД № <адрес> не соблюдены. Просила принять во внимание оценку данную Государственным комитетом по доводам коллективного обращения. «Договорные отношения на основании договора управления являются двухсторонними, а, следовательно, решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не может быть принято собственником в одностороннем порядке, без учета предложений управляющей организации и ее согласия с утвержденным размером оплаты. ДД.ММ.ГГГГ. принят ФЗ №176-Фз «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. В Постановлении Пленума ВС РФ № сказано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ. В частности, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Постановлением Правительством Российской Федерации № от 13.08.2006г. Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ). Представленный Истцами «расчет переплаты», в совокупности изложенных обстоятельств и нормативно-правового обоснования, противоречит действующему законодательству. Требование Истцов о проведении перерасчета по статье «содержание» не подлежит удовлетворению. Касательно довода Истцов о превышении платы за тепловую энергию на отопление, а также превышении платы в отношении холодной воды и отвод воды и проведении перерасчета. Тарифы на коммунальные ресурсы утверждаются в порядке, установленным действующим законодательством для субъектов, осуществляющих регулируемые вилы деятельности. К таковым субъектам управляющая организация ООО «Жилкомсервис» не относится. ООО «Жилкомсервис» не имеет возможности влиять на ценообразование на коммунальные услуги «Отопление» «Горячее водоснабжение» и др. Проверок антимонопольными органами в отношении ответчика не проводилось. В иске содержится недостоверная информация. В своей деятельности управляющая организация руководствуется постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Изложенные в иске доводы о неправильном начислении коммунальных услуг были предметом проверки надзорного органа. Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору выявил несоответствия в проведении расчетов, о чем свидетельствует акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и выданное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные в расчетах нарушения устранены (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.). Собственникам помещений МКД № по <адрес> произведен перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам. ООО «Жилкомсервис» не имеет оснований сомневаться в компетенции надзорного органа и в законности выводов по проведенной проверке. Кроме того, по инициативе собственников помещений, ЗАО «Аудиторско-консультационный центр «Содействие» проведена аудиторская проверка по начислениям и расходованием полученных денежных средств от собственников помещений МКД за 2014, 2015, 2016 годы. Нарушений аудиторской организацией не выявлено. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений. Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Решения, принятые общим собранием собственников помещений, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений собственником, по инициативе которого было созвано собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Протоколы общих собраний и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников Помещений в многоквартирном доме.
Установлено, что Истцы Сергеевы являются собственниками (по ? доли) квартиры <адрес>.
Жилой дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Общая площадь квартир составляет <данные изъяты> кв.м, общая площадь жилых помещений <данные изъяты>6 кв.м, общая площадь нежилых помещений <данные изъяты> кв.м., общая площадь жилых и нежилых помещений собственников дома составляет <данные изъяты> кв.м.
Многоквартирный жилой дом имеет централизованную систему теплоснабжения, индивидуальный пункт подготовки горячей воды, оборудован всеми приборами учета коммунальных ресурсов как общедомовыми, так и на содержания общего имущества дома.
Многоквартирный жилой <адрес> обслуживается Управляющей организацией ООО «Жилкомсервис».
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> следует, что на собрании было принято решение об утверждении размера платы на содержание общего имущества дома, включая обслуживание трех лифтов, для жилых и нежилых помещений в размере 21,43руб. с 1 кв.м.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> г. Уфы следует, что на собрании было принято решение об утверждении размера платы на содержание и ремонт общего имущества дома на 2016г. в размере 18руб./кв.м.
На собрании от ДД.ММ.ГГГГ. принимали участие директор ООО «Жилкомсервис» Мишаков А.В. и мастер ООО «Жилкомсервис» Кудакаев Ф.В.
ДД.ММ.ГГГГ. указанный протокол общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. был получен ООО «Жилкомсервис», что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу положений п. 3 ст. 181.4 ГК РФ, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 111 постановления от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" разъяснил, что срок исковой давности для признания ничтожного решения собрания недействительным исчисляется по аналогии с правилами, установленными п. 5 ст. 181.4 ГК РФ (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Отношения между собственниками дома и ответчиком являются договорными и решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не может быть принято собственником в одностороннем порядке, без учета предложений управляющей организации и ее согласия с утвержденным размером оплаты, однако, учитывая тот факт, что принятое решение управляющей компанией в установленные сроки не оспаривалось, суд приходит к выводу, что утвержденный на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ. размер оплаты за содержание в размере 18руб. согласован с управляющей компанией и принят последней.
При этом, возражения относительно ничтожности протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. заявлены за истечение сроков на его обжалование, в связи с чем доводы о нарушении кворума и нарушения прав Управляющей компании рассмотрению не подлежат. При этом, суд полагает возможным разъяснить ответчику его право инициировать общее собрания по вопросу увеличения размера на содержание и ремонт многоквартирного дома.
С учетом изложенного, суд полагает требования истцов в части взыскания переплаты на содержание общего имущества дома на сумму 3,43руб. (21,43руб. -18руб.) подлежат удовлетворению. Однако, поскольку собрание проходило в апреле 2016г. об утверждении размера на содержание 18руб. на 2016г., суд полагает требования, о перерасчете возможны лишь с месяца, следующего после проведения собрания, а именно с мая 2016г., поскольку до апреля 2016г. сбор за содержание по решению собственников составлял 21,43руб.
Таким образом, суд полагает возможным произвести перерасчет платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, исходя из следующего: 3,43руб. х137,7 кв.м. х 23 месяца (с мая 2016г. по март 2018г. включительно)= 10863,15руб.
Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
С учетом изложенного, подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов штраф, исходя из следующего расчета: 3,43руб. х 137,7 к.в. х3 месяца (январь –март2018г.) х 0,5=708,46руб.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
П.2.ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными Полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Изложенные в иске доводы о неправильном начислении коммунальных услуг были предметом проверки надзорного органа.
Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору выявил несоответствия в проведении расчетов, о чем свидетельствует акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и выданное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные в расчетах нарушения устранены, что подтверждено актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственникам помещений МКД № по <адрес> произведен перерасчет (возврат) денежных средств по лицевым счетам.
По инициативе собственников помещений, ЗАО «Аудиторско-консультационный центр «Содействие» проведена аудиторская проверка по начислениям и расходованием полученных денежных средств от собственников помещений МКД за 2014, 2015, 2016 годы. Значительных нарушений аудиторской организацией не выявлено, факт выполнение работ и предоставление услуг подтверждены Отчетами о выполненных работах и услугах.
Заявленные истцами требования о взыскании переплаты за услуги направлены на изменение установленного общим собранием собственников платежей и взносов, что законом не предусмотрено.
Доводы истцов о том, что ответчик не выполнил своих обязательств перед ресурсопредставляющими организациями, и также что ответчиком не представлено доказательств понесенных расходов и выполненных работ, опровергаются представленными по делу доказательствами.
Кроме того, требования истцов о взыскании переплат за 2012 до 29.06.2015г. (дата обращения в суд с исковыми требованиями) удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском срока обращения в суд с указанными требованиями, поскольку на данные правоотношения распространяется срок исковой давности, который составляет 3 года, о пропуске срока и применении последствий пропуска срока было заявлено ответчиком, при этом от истца обоснованных возражений, либо доказательств невозможности своевременного обращения в суд не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис» в пользу Сергеева Е. А. денежные средства в размере 5431,57руб. за превышение платы по обслуживанию над фактической; 354,23руб. – штраф. Всего 5785 (пять тысяч семьсот восемьдесят пять)руб. 80коп.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис» в пользу Сергеевой Е. В. денежные средства в размере 5431,57руб. за превышение платы по обслуживанию над фактической; 354,23руб. – штраф. Всего 5785 (пять тысяч семьсот восемьдесят пять)руб. 80коп.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис» госпошлину в доход местного бюджета в размере 462 (четыреста шестьдесят два)руб. 86коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Т.В. Попенова