Дело № 2-152/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Бойцова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бойцова С.Б. к АМО «Беломорский муниципальный район», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о расторжении договора аренды земельного участка, предоставлении земельного участка во временное владение и пользование по договору аренды,
установил:
Бойцов С.Б. обратился в суд с иском к АМО «Беломорский муниципальный район» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в АМО «Беломорский муниципальный район» (далее – Администрация) по вопросу предоставления в аренду земельного участка общей площадью 100 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №, т.к. стало известно, что бывший арендатор К.В.А. умер, а его мать К.Т.Г. отказалась от аренды земельного участка. Администрация направила данное заявление в Министерство имущественных и земельных отношений (далее – Министерство). С Министерства поступил ответ, в котором указано об отсутствии правовых оснований для предоставления ему земельного участка в аренду. Ему стало известно о том, что мать арендатора в ДД.ММ.ГГГГ написала отказ от права аренды земельного участка. Кроме того, ему также известно, что в наследство после смерти К.В.А. никто из близких родственников не вступал, срок принятия наследства истек, следовательно в связи со смертью арендатора договор аренды прекратил свою силу. Истец просил расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка общей площадью 100,00 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, заключенный между АМО «Беломорский муниципальный район» и К.В.А., в связи со смертью арендатора. В связи с отсутствием ограничений предоставить ему земельный участок во временное владение и пользование по договору аренды для размещения индивидуального лодочного гаража.
В судебном заседании истец Бойцов С.Б. исковое заявление поддержал, по доводам изложенным в нем, дополнительно пояснил, что договор аренды земельного участка, который он просит расторгнуть, не нарушает его права и законные интересы.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно ранее представленному ходатайству и отзыву на исковое заявление, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя, относительно заявленных требований истца не возражает против удовлетворения иска и оставляют удовлетворение заявленного требования на усмотрение суда. Кроме того указывают, что в соответствии с действующим законодательством и перераспределением полномочий, Администрация перенаправила для рассмотрения в ГКУ «Управление земельными ресурсами» заявления К.Т.Г. и Бойцова С.Б.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленным возражениям на исковое заявление просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Относительно требований истца поясняет, что согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № имеет статус актуальные, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, на указанный участок зарегистрировано ограничение виде аренды за номером №, арендатором является К.В.А. Формирование данного земельного участка и постановка на кадастровый учет происходила до вступления в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК. Министерством не принималось решений о предоставлении данного земельного участка заинтересованным лицам на каком-либо виде права. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило заявление К.Т.Г. о расторжении договора аренды земельного участка в связи со смертью арендатора, которой был дан ответ, согласно которому К.Т.Г. не является стороной по договору аренды земельного участка, в связи с чем не наделена правом требовать расторжения такого договора до получения свидетельства о праве на наследство. Однако К.Т.Г. повторно в Министерство не обратилась с заявлением о расторжении договора. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства обратился Бойцов С.Б. с заявлением, поступившим в АМО «Беломорский муниципальный район», по вопросу предоставления земельного участка в связи с отказом от аренды К.Т.Г. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Бойцову С.Б. Министерством был дан ответ. В ЕГРН отсутствуют сведения об объектах капитального строительства, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка. В силу положений пп.9 п.2 ст.39.6, ст.39.20 ЗК РФ у Министерства отсутствовали основания для заключения с истцом нового договора аренды. Кроме того, спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта (Белое море), в связи с чем в соответствии с действующим законодательством не может быть предметом аукциона. Согласно Правилам землепользования и застройки Беломорского городского поселения в данной территориальной зоне вид разрешенного использования «для размещения индивидуального лодочного гаража» не предусмотрен.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
При этом согласно п.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с п.2 ст.617 ГК РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. При этом, Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
На основании п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из материалов дела следует, что на основании постановления АМО "Беломорский муниципальный район" № от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к договору аренды, К.В.А. на праве аренды предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для размещения индивидуального лодочного гаража, сроком на 10 лет.
В соответствии с условиями заключенного договора аренды земельного участка в случаях прекращения деятельности (смерти) Арендатора, его правопреемник должен направить Арендодателю письменное уведомление об этом, заявку на переоформление документов, удостоверяющих право на земельный участок, или заявить об отказе.
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ К.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса Беломорского нотариального округа от 23.04.2020 следует, что наследственное дело гр.К.В.А., не заводилось, завещание от его имени не удостоверялось.Как следует из выписки из ЕГРН от 06.04.2020 № К.В.А. на праве аренды предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для размещения индивидуального лодочного гаража, срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) в адрес Министерства обратилась К.Т.Г. с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в связи со смертью арендатора. В ответ на данное заявление Министерством было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с разъяснением К.Т.Г., что поскольку она не является стороной по договору аренды, она не наделена правом требовать расторжения такого договора. После получения свидетельства о праве на наследство в отношении арендуемого земельного участка рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по РК для регистрации перехода права собственности и обязанностей по Договору. После внесения сведений в ЕГРН, она вправе повторно обратиться в адрес Министерства с заявлением о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из отзыва Министерства земельных и имущественных отношений, выписки из ЕГРН, К.Т.Г. повторно в адрес Министерства не обращалась, регистрацию перехода права собственности и обязанностей по Договору аренды не произвела. Таким образом на момент рассмотрения дела в суде, стороной договора аренды является К.В.А., в связи с чем в иске Бойцову С.Б. о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, следует отказать.
Относительно требований истца о предоставлении ему спорного земельного участка во временное владение и пользование по договору аренды для размещения индивидуального лодочного гаража, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Также в соответствии с п.7 ч.8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Как следует из Правил землепользования и застройки Беломорского городского поселения (далее – Правила), утвержденных Решением Совета Беломорское городское поселение ХLII сессии II созыва от 25.04.2013 №150, земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах береговой полосы водного объекта (Белое море), в территориальной зоне «Р(В)-Зона рекреационного назначения отдыха у воды».
В пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее Гр.К РФ) указано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц (в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования).
Согласно ч.ч. 6, 8 ст.6 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с п.18 ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если является земельным участок общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны устанавливаются градостроительными регламентами, которые согласно п.2 ст.30 ГрК РФ входят в состав правил землепользования и застройки.
Исходя из ч.2 ст.85 ЗК РФ, следует, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, направленным Бойцову С.Б. по результатам рассмотрения заявления, Министерством было сообщено о том, что предоставление земельного участка в аренду для целей размещения индивидуального лодочного гаража возможно исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов, в порядке установленном ст.39.11 ЗК РФ. Одновременно было разъяснено о невозможности организации аукциона в отношении спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.3, пп.7,п п.18 п.8 ст.39.11 ЗК РФ. Нахождение земельного участка в аренде иного лица является одним из оснований для отказа в организации аукциона, и даже в случае расторжения договора аренды земельного участка не исключает иных оснований для отказа в организации аукциона в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что испрашиваемый истцом в аренду для размещения индивидуального лодочного гаража земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположен в пределах береговой полосы водного объекта (Белое море), в территориальной зоне «Р(В)-Зона рекреационного назначения отдыха у воды», в пределах которых, установлено ограничение на предоставление земельных участков в аренду физическим лицам.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, а также приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Бойцова С.Б. отказать.
Решение может быть обжаловано через Беломорский районный суд Республики Карелия в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме вынесено 08.07.2020 года.