Решение по делу № 2-1222/2021 ~ М-1527/2021 от 24.08.2021

УИД 58RS0017-01-2021-003492-59

№ 2-1222/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 года г. Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

при секретаре Белоглазовой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО23. обратился в суд с иском к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного, указав, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 20.30 часов около <адрес> в <адрес> безнадзорная собака укусила ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данному факту ФИО9 обратились за медицинской помощью в ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная детская больница», где им была оказана медицинская помощь, их госпитализировали в хирургическое отделение с диагнозами: у ФИО2 – укушенные раны бедер, у ФИО3 – укушенная рана правого бедра, голени. По данному факту ОМВД России по Кузнецкому району проведена проверка в порядке ст.144, 145 УПК РФ.

От укуса собаки несовершеннолетние ФИО3 и ФИО24. испытали сильный болевой и эмоциональный шок.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имелись повреждения: раны бедер, данные раны указаны в медицинских документах как укушенные, то есть, принимая во внимание обстоятельства происшествия, могли быть причинены от воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью, чем могли быть зубы животного, возможно в пределах нескольких часов до момента поступления в больницу, повлекли краткосрочное расстройство здоровья, поэтому квалифицируется как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, согласно п.8.1 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными Министерством здравоохранения и специального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н».

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имелись повреждения: раны правого бедра и голени, данные раны указаны в медицинских документах как «укушенные», то есть принимая во внимание обстоятельства происшествия, могли быть причинены от воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью, чем могли быть зубы животного, возможно в пределах нескольких часов до момента поступления в больницу, повлекли краткосрочное расстройство здоровья, поэтому квалифицируется как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, согласно п.8.1 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными Министерством здравоохранения и специального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н».

Собственник безнадзорного животного, укусившего несовершеннолетних ФИО12 и ФИО13. установлен не был.

Ссылаясь на положения Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными полномочиями РФ, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области», ст.ст.137, 151, 210, 230, 231, 1064, 1069, 1099 ГК РФ, просит взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области в лице казны муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу законного представителя Молевой Ю.Р. в результате укуса безнадзорного животного в размере 30000 рублей.

Взыскать с администрации Кузнецкого района Пензенской области в лице казны муниципального образования Кузнецкого района Пензенской области компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу законного представителя Молевой Ю.Р. в результате укуса безнадзорного животного в размере 30000 рублей.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Финансовое управление Кузнецкого района Пензенской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыжекнвоа Т.Н., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО2 и З.А. – Молева Ю.Р. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 30 минут её дети ФИО2 и ФИО3 гуляли вместе с другими детьми на улице недалеко от <адрес> в <адрес>, она в это время находилась во дворе на огороде, услышала крики детей, выбежала и увидела, что ФИО2 на руках несет его одноклассник, а младшего ФИО3 ведет соседский мальчик, дети плакали. После объяснений детей выяснилось, что ФИО2 и ФИО3 покусала неизвестная собака, они были все в крови. Она находилась в шоковом состоянии и не смогла вызвать скорую помощь сама. До приезда бригады скорой помощи дети плакали от боли. Потом их отвезли в больницу на машине бригады скорой помощи, оказали медицинскую помощь. У ФИО3 были рваные раны правого бедра и голени, наложили швы. У ФИО2 - рваные раны бедер и ему тоже наложили швы. После происшествия дети очень плохо спали, по ночам вздрагивали от испуга, не могут самостоятельно ходить в школу и из школы, до настоящего времени при виде собак пугаются. Просила удовлетворить иск.

Допрошенный в судебном заседании несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в присутствии законного представителя Молевой Ю.Р. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ гулял на улице с младшим братом ФИО3 и другими детьми недалеко от дома. Рядом бегала собака, которая накинулась на ФИО3 и укусила его. Брат стал кричать. Он (ФИО2) пытался её отогнать, но она набросилась и на него, начала кусать за ноги. Собака была им незнакома. Сосед Курамов отогнал собаку и их с братом повели домой, а потом отвезли на машине бригады скорой помощи в больницу, где они прошли лечение. Было очень страшно и они с братом плакали. После укусов очень болели ноги, он долго не мог ходить. Он испытывал боль при уколах, неприятные ощущения при зашивании ран. На теле остались шрамы. После произошедшего очень плохо спали с братом. До сих пор боятся собак. В школу и из школы ходят в сопровождении мамы и на улицу выходят с осторожностью.

Представитель ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области Зубарева О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что вина органа местного самоуправления не установлена. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесены к государственным полномочиям. Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 Управление ветеринарии Пензенской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Орган государственной власти Пензенской области с момента принятия закона №498-ФЗ и определения уполномоченного органа с 29.03.2019 знал об изменившемся порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев с 01.01.2020, однако ни в тот период, ни до настоящего времени не предпринял действий по анализу возможности исполнения полномочий по обращению с животными без владельцев по новым правилам. Передача полномочий, указанных в ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО, органам местного самуправления не освобождает орган государственной власти от ответственности за эти полномочия, так как в соответствии с п.3.1.22 Положения об Управлении ветеринарии по Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 26.03.2012 №204-пП, в редакции от 12.10.2020, действующей на момент причинения вреда, уполномоченный орган обеспечивает на территории Пензенской области проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно Федеральному закону №498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливает деятельность по обращению с животными без владельцев, как вопрос местного значения или как право органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района.

Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» часть государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передана органам местного самоуправления муниципальных районов и округов, в том числе Кузнецкому району Пензенской области (ст.4-9 закона Пензенской области 1176-ЗПО). Указанные полномочия переданы органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 №858-пП «О реализации отдельных полномочий в области обращения с животными на территории Пензенской области» (вместе с «Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормами содержания животных на территории Пензенской области») установлено, что отлов животных без владельцев осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Согласно Закону Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО (Приложение 19 к Закону Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам Государственной власти Пензенской области»), субвенции на исполнение полномочий, переданных органам местного самоуправления ст.9-4, рассчитываются исходя из расчетной и средней стоимости. Для исполнения переданных полномочий администрацией Кузнецкого района Пензенской области регулярно объявляются аукционы на заключение контракта на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно: 23.04.2020, 03.06.2020, 11.09.2020, 24.02.2021, 29.03.2021, 22.04.2021, 07.06.2021, 08.07.2021, 12.08.2021, но все они признаны не состоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок. Иных способов исполнения переданных государственных полномочий у администрации Кузнецкого района Пензенской области не имеется, так как законом Пензенской области органам местного самоуправления не передавались полномочия по созданию специализированных учреждений по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, а также полномочия по созданию приютов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных Законом Пензенской области №1176-ЗПО отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Также, Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 N 858-пП (ред. от 18.02.2021, действовавшей на момент причинения вреда) «О реализации отдельных полномочий в области обращения с животными на территории Пензенской области» (вместе с «Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормами содержания животных в них на территории Пензенской области») установлено, что нахождение отловленных животных без владельцев в автотранспортном средстве для транспортировки животных без владельцев не должно превышать трех часов, и все отловленные животные без владельцев в день отлова подлежат немедленной транспортировке в приют (пп. 2.10., 2.11.). Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается (ч.5 ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ). На территории Пензенской области в настоящий момент нет приютов для животных, что является причиной отсутствия заявок на проведенные аукционы. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ст. 21 федерального закона 131-ФЗ). В соответствии со ст. 18 закона Пензенской области 1176-ЗПО, контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется путем: запросов необходимой информации, документов и объяснений у органов местного самоуправления по исполнению переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий; рассмотрения и анализа предоставляемой отчетности; заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления о ходе осуществления отдельных государственных полномочий; проведения проверок и ревизий деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц по осуществлению отдельных государственных полномочий и целевому использованию материальных ресурсов и финансовых средств.

Письмами администрации Кузнецкого района Пензенской области от 15.07.2020 №2203, от 14.08.2020 №2570, от 29.10.2020 №3480, от 18.11.2020 №3740 в адрес Управления ветеринарии Пензенской области были направлены отчеты о том, что предоставленные субвенции не освоены ввиду отсутствия заявок во время проведения аукционов в 2020 году по причине отсутствия желающих на участие в аукционах – отсутствие условий, удовлетворяющих требованиям ФЗ от 27.12.2018 №498-ФЗ и Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 №858-пП. Считают, что Управлением ветеринарии Пензенской области не была в должной мере проанализирована представленная информация, не приняты меры по обеспечению органа местного самоуправления достаточными материальными и финансовыми ресурсами на исполнение переданных полномочий.

В соответствии с ч.2 ст.15.1 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в ч.1 настоящей статьи в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Данное полномочие является правом органа местного самоуправления, но не является обязанностью, и в силу абз.3 ч.5 ст.20 ФЗ №131-ФЗ осуществляется при наличии возможности. Вместе с тем, ч.3 ст.136 БК РФ устанавливает, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Дотационность бюджета Кузнецкого района превышает 80%. Ежегодно администрация Кузнецкого района заключает с Министерством финансов Пензенской области соглашения, на основании которых берет на себя обязательство по неустановлению и неисполнению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Пензенской области к полномочиям органов местного самоуправления. Считает, что органы местного самоуправления Кузнецкого района не имеют права на исполнение государственных полномочий, не переданных им федеральными законами либо законом субъекта РФ.

Также считает несостоятельной ссылку на ст.230-231 ГК РФ, поскольку отсутствуют доказательства того, что собака, укусившая несовершеннолетних Молевых, была обнаружена ранее, чем за 6 месяцев до нападения животным на несовершеннолетних, информации такой в орган местного самоуправления и полицию не поступала, поэтому муниципальная собственность на безнадзорную собаку не возникла.

Кроме того, считает, что администрация Кузнецкого района Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, а надлежащим ответчиком считает Управление ветеринарии Пензенской области, как орган, согласно Постановлению Правительства Пензенской области, определенный уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, который обязан контролировать осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, осуществлять анализ представленной отчетности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Управления ветеринарии Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и отзыв на иск, в котором указывает, что на момент причинения вреда несовершеннолетним ФИО2 и ФИО14. укусами безнадзорного животного ДД.ММ.ГГГГ полномочия органов местного самоуправления по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определенные Законом Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО, не прекращались, следовательно, ответственность на Управление ветеринарии Пензенской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых в виде субвенций муниципальным образованиям, не может быть возложена. Разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Финансового управления Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем компенсации морального вреда.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 20 часов 30 минут возле <адрес> неизвестная собака укусила несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В результате чего ФИО2 получил укушенные раны бедер, ФИО3 – укушенные раны правого бедра и голени. По данному факту Молева Ю.Р. с сыновьями ФИО15 и ФИО16. обратились в ГБУЗ «Кузнецкая межрайонная детская больница», где дети были госпитализированы в хирургическое отделение. Впоследствии прошли стационарное лечение и курсы антирабических прививок.

Данные обстоятельства подтверждены постановлением УУП ОМВД России по Кузнецкому району об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из историй болезни ФИО2 и ФИО3, стационарными картами и .

В рамках материала проверки по факту обращения за медицинской помощью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведены медицинские экспертизы. Согласно заключению эксперта ГБУЗ «ОБСМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по материалу проверки КУСП , на момент поступления в больницу ДД.ММ.ГГГГ в 22 ч. 15 мин. у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имелись повреждения: раны бедер, данные раны указаны в медицинских документах как укушенные, то есть, принимая во внимание обстоятельства происшествия, могли быть причинены от воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью, чем могли быть зубы животного, возможно в пределах нескольких часов до момента поступления в больницу, повлекли краткосрочное расстройство здоровья, поэтому квалифицируется как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, согласно п.8.1 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными Министерством здравоохранения и специального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н».

Согласно заключению эксперта ГБУЗ «ОБСМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ на момент поступления в больницу ДД.ММ.ГГГГ в 22 ч. 15 мин. у ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имелись повреждения: раны правого бедра и голени, данные раны указаны в медицинских документах как «укушенные», то есть, принимая во внимание обстоятельства происшествия, могли быть причинены от воздействия тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью, чем могли быть зубы животного, возможно в пределах нескольких часов до момента поступления в больницу, повлекли краткосрочное расстройство здоровья, поэтому квалифицируется как повреждения, причинившие легкий вред здоровью, согласно п.8.1 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утвержденными Министерством здравоохранения и специального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н».

Суд доверяет вышеуказанным заключениям эксперта, поскольку они выполнены лицом, обладающим необходимыми квалификацией и опытом работы, сторонами по делу не оспорено, ходатайств о назначении по настоящему гражданскому делу судебно-медицинской экспертизы не заявлено.

Сторонами факт причинения несовершеннолетним ФИО2 и ФИО17. повреждений в виде укусов безнадзорной собакой, собственник которой не установлен, не оспаривался.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что в результате нападения безнадзорной собаки несовершеннолетние ФИО2 и ФИО18 получили легкий вред здоровью, испытали физические и нравственные страдания, в связи с чем, в пользу законного представителя несовершеннолетних потерпевших подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

Определяя лицо, ответственное в данном случае за причинение морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия по реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев отнесены к государственным полномочиям.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе, следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев:

1) прием сообщений о нахождении животных без владельцев, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных (далее - приют), прием сведений об объеме выполненных работ по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и немедленной передаче в приюты, от лиц, осуществляющих отлов животных без владельцев;

2) содержание животных без владельцев в приютах, в том числе проведение осмотра и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинация таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизация поступивших в приюты животных без владельцев;

3) учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

4) размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

5) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи;

6) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев, в том числе размещение сведений в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

7) эвтаназия содержащихся в приютах животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утилизация умерших и (или) подвергнутых эвтаназии в приютах животных без владельцев.

Согласно ст.20 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Постановлением Правительства Пензенской области от 30.12.2019 N 858-пП (ред. от 18.02.2021) "О реализации отдельных полномочий в области обращения с животными на территории Пензенской области" утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных, нормы содержания животных в них на территории Пензенской области.

В целях осуществления отлова, учета животных без владельцев, а также организации содержания таких животных органы местного самоуправления заключают в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальные контракты (гражданско-правовые договоры) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на муниципальные образования в установленном законом порядке, путем заключения договоров на осуществление отлова безнадзорных животных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ответственным за исполнение этих функций является в данном случае администрация Кузнецкого района Пензенской области.

В связи с чем, суд считает, что администрацией Кузнецкого района проявлено бездействие в организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Обладая сведениями об отсутствии заявок на участие в электронных аукционах, проведенных администрацией Кузнецкого района Пензенской области 23.04.2020, 03.06.2020, 11.09.2020, 24.02.2021, 29.03.2021, 22.04.2021, 07.06.2021, 08.07.2021, 12.08.2021 на заключение контракта на проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при этом обладая информацией о причинах отсутствия таких заявок, а именно недостаточности денежных средств, выделяемых на проведение таких мероприятий, отсутствие питомников для содержания безнадзорных животных, администрация своевременно не приняла меры для совместного разрешения указанных вопросов, не представив в Управление Ветеринарии Пензенской области расчеты действительной стоимости проведения необходимых мероприятий. Также ответчиком не проведена работа по выяснению наличия в соседних регионах, а также на территории г.Пензы мест в питомниках для размещения безнадзорных животных, установленных на территории Кузнецкого района Пензенской области.

Суд учитывает, что наличие причин, на которые ссылается ответчик – администрация Кузнецкого района Пензенской области, в части отсутствия надлежащего финансирования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, не должно сказываться на качестве и безопасности жизни граждан на территории Кузнецкого района Пензенской области и не освобождает ответчика от возмещения ущерба, причиненного безнадзорными животными.

Довод возражений представителя ответчика о том, что в данном случае надлежащим ответчиком является Управление Ветеринарии Пензенской области, суд считает не состоятельным по следующим основаниям.

Управление ветеринарии Пензенской области является главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенций муниципальным образованиям.

Управление ветеринарии Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 №189-пП «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Пензенской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пензенской области и от 26.03.2012 №204-пП «Об утверждении Положения об Управлении ветеринарии Пензенской области» является уполномоченным органом исполнительной власти по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пензенской области, в том числе:

устанавливает порядок проведения мониторинга по определению количества животных без владельцев,

определяет нормативы средней стоимости единиц услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации», переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области.

Тогда, как сами полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, указанные в ст.9-4 Закона Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области.

На момент причинения вреда несовершеннолетним ФИО2 и ФИО3 укусами безнадзорного животного ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определенные Законом Пензенской области от 22.12.2006 №1176-ЗПО, не прекращались.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, степень и характер причиненных несовершеннолетним потерпевшим физических и нравственных страданий, возраст потерпевших, период прохождения лечения, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации Кузнецкого района Пензенской области за счет средств казны муниципального образования денежную компенсацию морального вреда в размере по 30000 рублей каждому ребенку.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к администрации Кузнецкого района Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорного животного подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с тем, что истец освобожден в силу требований законодательства РФ от уплаты государственной пошлины при подаче данного искового заявления, исковые требования удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 29.10.2021.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29.10.2021.

░░░░░:

2-1222/2021 ~ М-1527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области
Молев Захар Александрович
Молев Макар Александрович
Ответчики
Администрация Кузнецкого района Пензенской области
Другие
Управление Ветеринарии Пензенской области
Молева Юлия Рашидовна
Финансовое управление МО Кузнецкого района Пензенской области
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Королева Е.А.
Дело на сайте суда
kuznetsky--pnz.sudrf.ru
24.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Подготовка дела (собеседование)
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее