Дело № 2-1328/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Иваново 24 июня 2016 года
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Богуславской О. В.
при секретаре Замосковной А. А.
с участием представителя истца ФИО2 – Лапшиной Е. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ивановской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ, ФИО2 предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в том числе жилой № кв.м., относящееся к государственной собственности и закрепленное за Министерством обороны РФ. ФИО2, желая воспользоваться правом на приватизацию указанного жилого помещения, обратился с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимый пакет документов, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Однако в ответ на обращение от Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ни разрешения на приватизацию, ни отказа в удовлетворении заявления им не было получено, что послужило поводом для обращения ФИО2 с иском в суд.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уполномочил представлять свои интересы Лапшину Е. Е.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – Лапшина Е. Е., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Ответчик ФГКУ» Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило возражения на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. Требования, заявленные ФИО2, удовлетворению не подлежат в связи с тем обстоятельством, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, при этом в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия Министерства обороны РФ по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, а также не предусматривает полномочия по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность физических лиц. Статья 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, доказательствами того, что истребуемое истцом жилое помещение не подпадает под указанную категорию жилых помещений, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ» не располагает.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ТУ Росимущества в Ивановской области в судебное заседание о месте и времени которого извещены надлежащим образом, представителей не направили, представили отзывы на исковое заявление в которых указали, что разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Указанная правовая норма одним из условий реализации права граждан на приватизацию жилого помещения определяет занятие этого жилого помещения по договору социального найма.
В ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Верховный Суд РФ в п. 3 постановления Пленума от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судом установлено, что Ивановской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ ФИО2 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., о чем свидетельствует ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно справке МКУ МФЦ в городе Иванове № от ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ состоит ФИО2 (л.д. 9).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47) следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно сообщению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира по адресу <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, не значится (л.д. 11).
В соответствии с ответом, подготовленным ФГКУ» Западное региональное управление жилищного обеспечения» для ФИО2, ФГКУ» Западное региональное управление жилищного обеспечения» не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также не является учреждением, за которым указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения (л.д. 24).
Согласно доводам искового заявления истец обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о разрешении приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.25), однако ответа на обращение не поступило.
Как следует из представленных истцом справки Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 13) ФИО2 право на участие в приватизации не использовал.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на период предоставления спорной квартиры, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставления жилого помещения.
Приказом Министра обороны СССР от 22.04.1965 N 100 введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, согласно которому выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования).
Статьей 101 ЖК РСФСР было установлено, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов; под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Верховным Судом РСФСР в Постановлении Пленума от 26.12.1984 N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем, стороной ответчика в нарушение ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Напротив, из исследованных судом доказательств усматривается, что в установленном законом порядке спорная квартира к числу служебных жилых помещений отнесена не была; на территории закрытого военного городка когда-либо не располагалась согласно сведениям Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р, в редакции от 06.01.2000, фактически имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Поскольку в процессе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 занимает жилое помещение на законных основаниях, спорное жилое помещение предоставлено для постоянного проживания, не является специализированным (служебным или общежитием), у ФИО2 отсутствует возможность заключения договора приватизации жилого помещения во внесудебном порядке, суд приходит к выводу, что ФИО2 имеет право приобрести квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в собственность. Обстоятельств, исключающих возможность приватизации жилого помещения, судом не установлено.
Статьей 235 Гражданского кодекса РФ, посвященной основаниям прекращения права собственности, предусмотрено, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Соответственно, настоящее решение является основанием для прекращения права государственной собственности Российской Федерации и права оперативного управления «Ивановская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
решил:
Иск ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО2, родившимся ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О. В. Богуславская
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2016