РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Габсабировой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3896/2023 по административному иску ФИО3 к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г. Самары Вдовенко Н.П., ГУФССП по Самарской области, врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., Министерству финансов Российской Федерации, ФССП России, ОСП Октябрьского района г. Самары о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, взыскания компенсации морального вреда, с участием заинтересованного лица Сковикова Андрея Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
дата (ШПИ №...) ФИО3 (административный истец) обратилась в суд с административным иском по делу № 2а-3896/2023 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО2, дата ФИО2 перечислил на счет ОСП Октябрьского района г. Самары денежную сумму в размере 13108 руб., однако денежные средства на счет административного истца не поступили. дата врио начальника ОСП Октябрьского района г.Самары на личном приеме пояснила административному истцу, что с дата сотрудник, специалист-эксперт по ведению депозитного счёта который выполняет данный перевод, отсутствуют по причине болезни. Административный истец полагает, что права взыскателя нарушены, поскольку несовершеннолетний ребенок имеет право на получение алиментов в установленный законом срок.
дата (ШПИ №...) ФИО3 (административный истец) обратилась в суд с административным иском по делу № 2а-3895/2023 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об определении задолженности по алиментам в отношении должника ФИО2, определив задолженность за период с дата по дата в размере 5074 руб. дата должник ФИО2 перечислил на счет ОСП адрес денежную сумму в размере 5074 руб., однако денежные средства на счет административного истца не поступили. дата врио начальника ОСП Октябрьского района г.Самары на личном приеме пояснила административному истцу, что с дата сотрудник, специалист-эксперт по ведению депозитного счёта который выполняет данный перевод, отсутствуют по причине болезни. Административный истец полагает, что права взыскателя нарушены, поскольку несовершеннолетний ребенок имеет право на получение алиментов в установленный законом срок.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 13.07.2023 постановлено: «Административные дела № 2а-3896/2023 по административному иску ФИО3 к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г. Самары Вдовенко Н.П., ГУФССП по Самарской области, врио начальника отделения старшему судебному приставу ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., Министерству финансов Российской Федерации, ФССП России, ОСП Октябрьского района г. Самары о признании незаконным бездействия, взыскания компенсации морального вреда и № 2а-3895/2023 по административному иску ФИО3 к ГУФССП по Самарской области, врио начальника отделения старшему судебному приставу ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., Министерству финансов Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, взыскания компенсации морального вреда объеденить в одно производство и объединенному административному делу присвоить № 2а-3896/2023».
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просил суд признать бездействие ГУ ФССП по Самарской области, выразившееся в неперечислении ФИО3, как взыскателю денежных средств с депозитного счета ОСП Октябрьского района г. Самары в течении 5-ти банковских дней денежной суммы в размере 13108 руб. на дату дата – незаконным; взыскать с ГУФССП по Самарской области моральный вред в размере 100 000 руб.; с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; также просил суд признать бездействие ГУФССП по Самарской области, выразившееся в неперечислении ФИО3, как взыскателю денежных средств с депозитного счета ОСП Октябрьского района г. Самары в течении 5-ти банковских дней денежной суммы в размере 5074 руб. на дату дата – незаконным; взыскать с ГУФССП по Самарской области моральный вред в размере 100 000 руб.; взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Вдовенко Н.П., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляева Е.В., ОСП Октябрьского района г. Самары, ФССП России.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административных ответчиков ФССП России и ГУ ФССП России по Самарской области - Мымрина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения вышеуказанных требований административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (№...), об отложении судебного разбирательства не просила.
В судебное заседание представители административных ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, ОСП Октябрьского района г. Самары, административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самары Вдовенко Н.П., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляева Е.В., заинтересованное лицо Сковиков А.Г. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (ШПИ №..., согласно журналам корреспонденции от дата), об отложении судебного разбирательства не просили.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав явившееся лицо, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, материалами дела подтверждено, дата Красноглинским районным судом г. Самары выдан исполнительный лист ФС №... по гражданскому делу №... от дата Красноглинского районного суда г. Самары по иску ФИО3 к ФИО2 об изменении размера алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, которым постановлено взыскать с ФИО2 в пользу ФИО3 алименты на содержание ФИО1, дата года рождения, в твердой денежной сумме 13108 рублей, что составляет 100 % величины прожиточного минимума в Самарской области для детей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2022 года № 1198, ежемесячно, начиная со дня вступления решения в законную силу, то есть с дата и до достижения ребенком совершеннолетия.
дата административный истец обратилась с заявлением в ОСП Октябрьского района г. Самары о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа ФС №... в отношении ФИО2, в заявлении ФИО3 указала место работы должника - филиал ООО «Газпром трансгаз Самара».
дата судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №... в отношении ФИО2, предмет исполнения - алименты на содержание ребенка ФИО1, дата года рождения, в твердой денежной сумме 13108 рублей, что составляет 100 % величины прожиточного минимума в Самарской области для детей, ежемесячно, взыскатель - ФИО3.
Согласно п. 2 указанного постановления, требование по исполнительному документы подлежит немедленному исполнению – в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
дата судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №... вынесено постановление об определении задолженности по алиментам, которым постановлено: определить должнику ФИО2 задолженность по алиментам за период с дата по дата на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на дата в размере 5074 руб.
дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств в размере 5074 руб. поступивших от ФИО2, которым постановлено: произвести распределение денежных средств по ИП №...; перечислить средства в счет погашения долга взыскателю ФИО3 5074 руб.
дата судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №... вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которым постановлено: определить должнику ФИО2 задолженность по алиментам за период с дата по 05.05.2023 на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 05.05.2023 в размере 13108 руб., указанным постановлением установлено: частичная оплата за период с дата по дата составила 5074 руб.
дата судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств в размере 13108 руб. поступивших от ФИО2, которым постановлено: произвести распределение денежных средств по ИП №...; перечислить средства в счет погашения долга взыскателю ФИО3 13108 руб.
Согласно письму (отзыву) представителя ГУФССП по Самарской области от дата, дата и дата на депозитный счет ОСП Октябрьского района г. Самары поступили денежные средства от должника в размере 5074 руб. и 13108 руб. соответственно, которые дата и дата распределены взыскателю.
Согласно справке на дата о движении денежных средств по депозитному счету по ИП №... должник ФИО2 перечислил на счет ОСП Октябрьского района г. Самары – дата - 5074 руб., дата - 13108 руб., всего - 18182 руб., дата платежным поручением №... перечислено взыскателю 5074 руб., находится на депозитном счете – 13108 руб., таким образом, судом установлено, что денежные средства поступившие на депозитный счет ОСП Октябрьского района г. Самары дата в размере 5074 руб. перечислены взыскателю - дата, доказательств своевременного перечисления денежных средств взыскателю в размере 13108 руб. административным ответчиком не представлено.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по ИП №... на дата усматривается, что должник, ФИО2, самостоятельно перечислил денежные средства на счет ОСП Октябрьского района г. Самары, дата – в размере 5074 руб., дата – в размере 13108 руб.
Согласно материалам дела, дата ФИО2 принят на работу в Управление по эксплуатации зданий и сооружений филиала ООО «Газпром трансгаз Самара» слесарем по ремонту и обслуживанию систем вентиляции, работает по настоящее время.
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляева Е.В. - исполняющая обязанности старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары в период с 06.04.2023 г. по 09.08.2023 г.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Согласно п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с п. 3 ст. 113 Семейного кодекса размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Согласно п. 4 ст. 113 Семейного кодекса размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (далее по тексту - ФЗ «О судебных приставах») в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. Судебный пристав-исполнитель имеет право совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов (часть 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве).
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 13 ФЗ «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 6.6 ФЗ «О судебных приставах» органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав: в том числе, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом подразделению территориального органа принудительного исполнения.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии п. 1, п. 2, п. 7, п. 8, п. 11, п. 17 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В силу ч. 1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с п.п. «а» п. 1 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 г. № 1908 (далее по тексту - Перечня) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) форме, в том числе: с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки.
Согласно части 1 статьи 110 Закона об исполнительном производстве перечисление (выдача) денежных средств осуществляется в порядке очередности в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Приказом ФССП России от 2 июля 2021 года N 356 утвержден Порядок перечисления денежных средств с лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее по тексту – Порядок).
Согласно пунктам 4 - 6 данного Порядка перечисление денежных средств с депозитного счета производится на основании распоряжения о совершении казначейского платежа в электронной форме в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет.
В пункте 15 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Согласно пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности).
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца в части признания незаконным бездействия врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., выразившегося в непринятии в установленный законом срок мер по своевременному перечислению денежных средств в рамках исполнительного производства №...-ИП в пользу ФИО3 (алименты на содержание ФИО1, дата года рождения) в сумме 13108 рублей; признания незаконным бездействия врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., выразившегося в непринятии в установленный законом срок мер по своевременному перечислению денежных средств в рамках исполнительного производства №...-ИП в пользу ФИО3 (алименты на содержание ФИО1, дата года рождения) в сумме 5074 рублей, поскольку согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от дата и постановлению судебного пристава-исполнителя от дата постановлено: произвести распределение денежных средств по ИП №...; перечислить средства в счет погашения долга взыскателю ФИО3 - 5074 руб. и 13108 руб. соответственно. При этом, денежные средства в сумме 5074 рублей, поступившие на счет административного ответчика – дата административный ответчик обязан был перечеслить на счет взыскателя – не позднее дата, денежные средства в сумме 13108 руб. поступившие на счет административного ответчика –дата административный ответчик обязан был перечеслить на счет взыскателя – не позднее дата Однако, доказательств по своевременному перечислению денежных средств (в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счет подразделения судебных приставов) в рамках исполнительного производства №...-ИП врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В. не представлено. При этом исполнительное производство №... в отношении ФИО2, возбуждено дата, предметом исполнения являются алименты на содержание ребенка ФИО1, дата года рождения, в твердой денежной сумме в размере 13108 рублей, требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению. Кроме того, старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов, является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом в подразделении территориального органа принудительного исполнения.
Таким образом, судом установлено бездействие врио начальника отделения старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В. выразившееся в неперечислении, в предусмотренные ст. 110 Закона «Об исполнительном производстве» сроки, перечисленных должником денежных средств. Указанное не отвечает задачам и принципам исполнительного производства, является незаконным, нарушает права и законные интересы взыскателя.
Требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 80 и 81 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ). Иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России.
Закон об исполнительном производстве не содержит прямого указания на взыскание морального вреда при защите прав взыскателя, должника и других лиц путем применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
Вопреки доводам административного истца несвоевременное перечисление денежных средств в рамках вышеуказанного исполнительного производства, само по себе не свидетельствует о причинении вреда, поскольку указанный факт не является основанием для компенсации морального вреда, так как не свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав административного истца.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., выразившееся в непринятии в установленный ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок, мер по своевременному перечислению денежных средств в рамках исполнительного производства №...-ИП в пользу ФИО3 в размере 13108 рублей.
Признать незаконным бездействие врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Жиляевой Е.В., выразившееся в непринятии в установленный ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок, мер по своевременному перечислению денежных средств в рамках исполнительного производства №...-ИП в пользу ФИО3 в размере 5074 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований административного иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2023 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна
Судья -
Секретарь –