Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2918/2015 ~ М-3016/2015 от 23.06.2015

Дело № 2-2918/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 02 июля 2015 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе

судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Савиновой И.О.,

с участием:

заявителя Киреевой Т. В.,

представителя заявителя Куканова О. Ю., действующего на основании доверенности от 22 апреля 2015 г.,

органа, чье решение обжалуется Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Клыковой М. Д., действующей на основании доверенности № 156-д от 16 декабря 2014 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киреевой Т. В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. №Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой,

установил:

Киреева Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 года №Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой.

В обоснование заявления указано, что 04 февраля 2015 г. Куканов О.Ю. действующий по доверенности за Кирееву Т.В., обратился с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое (магазин), с последующей перепланировкой помещения.

К заявлению были приложены: свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; проект перепланировки жилого дома под магазин; технический паспорт; технический план.

Жилой дом имеет общую площадь 62,1 кв.м, земельный участок под жилым домом имеет общую площадь 2 000 кв.м и принадлежит Киреевой Т.В. на праве собственности.

Письмом Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. за №Пр-1855, Куканову О.Ю., действующему по доверенности за Кирееву Т.В., было отказано в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое (магазин) с последующей перепланировкой помещения.

Основанием для отказа явилось то, что земельный участок, где находится жилой дом, расположен в зоне Ж 4.2 ст. 49.7. «Индивидуальная жилая застройка усадебного типа с содержанием крупного рогатого скота и птицы», где в основных и вспомогательных видах разрешенного использования размещение объектов торговли не предусмотрено.

Заявитель считает данный отказ Администрации городского округа Саранск незаконным, необоснованным.

Основывая свои требования на положениях статей 23, 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд:

- признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. за № Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,

01 июля 2015 г. от представителя заявителя Куканова О.Ю. поступило заявление об уточнении предмета заявления, в котором заявитель просит:

- признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. за № Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение, с последующей перепланировкой;

- обязать Администрацию городского округа Саранск устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нежилое помещение, с последующей перепланировкой.

В судебное заседание заявитель Киреева Т.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежаще судебной повесткой.

При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя Куканов О.Ю. заявление поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить его в полном объеме.

В судебном заседании представитель органа, чье решение обжалуется Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Клыкова М.Д. против удовлетворения заявления возразила по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.

Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что жилой дом общей площадь 62,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит заявителю Киреевой Т.В. на праве собственности.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права от 30 августа 2013 г. (л.д. 7), копией технического паспорта на жилой дом (л.д. 9-17).

Из заявления следует, что 04 февраля 2015 г. Куканов О.Ю., действующий по доверенности за Кирееву Т.В., обратился заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое (магазин), с последующей перепланировкой помещения. К заявлению были приложены: свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; проект перепланировки жилого дома под магазин; технический паспорт; технический план.

Из копии письма от 17 марта 2015 г. за исх №Пр-1855 за подписью заместителя главы Администрации городского округа Саранск – директора департамента перспективного развития ФИО1, заявителю сообщено, что согласно Правилами землепользования и застройки п. Озерный, п. Пушкино, п. Добровольный, с. Макаровка, р.п. Луховка, с. Куликовка, с. Горяйновка, д. Танеевка, с. Грибоедово, д. Ивановка, с. Напольная Тавла, с. Зыково, с. Монастырское, д. Полянки как частей городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2010 г. № 613, земельный участок, где находится принадлежащий заявителю на праве собственности жилой дом, расположен в зоне Ж4.2. ст. 49.7 «Индивидуальная жилая застройка усадебного типа с содержанием крупного рогатого скота и птицы», где в основных и вспомогательных видах разрешенного использования размещения объектов торговли не предусмотрено. Исходя из градостроительного регламента данной территориальной зоны размещение объектов повседневного обслуживания населения, компенсирующих их недостаток на прилегающих городских территориях (объекты торгово-бытового назначения, аптечные киоски и т.д.), возможно в границах общественной зоны. Учитывая изложенное, удовлетворить просьбу о переводе жилого дома по улице <адрес> в нежилой (магазин) не представляется возможным.

В соответствии со статьей 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК Российской Федерации могут быть оспорены решения, действия (бездействие) в том числе:

- органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

С учетом изложенного, а также исходя из положений, предусмотренных частью 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие их действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным действием (бездействием) прав и законных интересов граждан.

В соответствии с частям 1, 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением взаимодействии представляет:

1)      заявление о переводе помещения;

2)      правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3)      план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4)      поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства
(или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии с частью 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Часть 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое.

Согласно части 3 пункта 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02 декабря 2013 г. 13ГА 819801 Киреевой Т.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (часть 1 и часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки п. Озерный, п. Пушкино, п. Добровольный, с. Макаровка, р.п. Луховка, с. Куликовка, с. Горяйновка, д. Танеевка, с. Грибоедово, д. Ивановка, с. Напольная Тавла, с. Зыково, с. Монастырское, д. Полянки как частей городского округа Саранск, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2010 г. № 613, земельный участок с кадастровым номером 13:23:1205001:331, площадью 2000 кв. м. расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности заявителю, располагается в границах территориальной зоны Ж4.2. «Индивидуальная жилая застройка усадебного типа с содержанием крупного рогатого скота и птицы».

Данная зона предназначена для проживания в сочетании с ведением ограниченного личного подсобного хозяйства (ЛПХ с содержанием крупного рогатого скота и птицы).

Основные виды разрешенного использования:

-              размещение 1 - 2-квартирных жилых домов с участками;

-              дома с приложением труда - дом фермера, ветеринара (с содержанием животных).

Вспомогательные виды разрешенного использования:

-              многоквартирные дома от 2-х до 4-х этажей без приквартирных участков;

-              хозяйственные постройки для содержания скота.

В границах участка разрешается:

-              садоводство, цветоводство, огородничество;

-              индивидуальная трудовая деятельность в пределах участка при доме, без применения пожароопасных или санитарно вредных материалов и веществ.

Размещение объектов повседневного обслуживания населения, компенсирующих их недостаток на прилегающих городских территориях (ДОУ, общеобразовательные школы, объекты торгов о-бытового назначения, спортивно-досуговые комплексы, амбулаторно - поликлинические учреждения, аптечные киоски, опорные пункты охраны порядка, отделения банков и связи, жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы) допускается исключительно в границах общественной зоны.

Принадлежащий заявителю Киреевой Т.В. на праве собственности земельный участок в границы общественной зоны не входит.

Действующее земельное и градостроительное законодательство не предусматривают возможности произвольного изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.

Из положений статей 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

В силу статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Подавая заявление в порядке статей 22 и 23 Жилищного кодекса Российской Федерации о переводе жилого дома площадью 62,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение (магазин с услугами общественного питания), Киреева Т.В. одновременно фактически поставила вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 2 000 кв. М. с кадастровым номером 13:23:1205001:331.

Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, следует из содержания статей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 7, 85, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Если правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает использовать возведенный на нем объект для целей, отличных от первоначальных (то есть для целей, для которых земельный участок не приобретался), то для этого подлежит изменению целевое назначение земельного участка и его разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.

Поскольку представленный Киреевой Т.В. проект переустройства и (или) перепланировки переводимого жилого помещения в нежилое не включал в себя документов, обосновывающих возможность использования земельного участка под размещение магазина с услугами общественного питания в соответствии с градостроительным регламентом и с соблюдением требований технических регламентов, подготовленных, в том числе, в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, Администрация городского округа Саранск, 17 марта 2015 г. приняла законное решение, изложенное в письме за № Пр-1855 об отказе заявителю в переводе жилого дома в нежилое помещение (магазин).

Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Признав отказ Администрации городского округа Саранск в переводе жилого помещения в нежилое, суд не усматривает оснований для возложения на орган, чье решение обжалуется обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления Киреевой Т. В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. №Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении заявления Киреевой Т. В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск от 17 марта 2015 г. №Пр-1855, в разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, с последующей перепланировкой, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

    

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

Мотивированное решение принято 06 июля 2015 г.

Судья - О.Н. Ионова

1версия для печати

2-2918/2015 ~ М-3016/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киреева Татьяна Васильевна
Другие
Куканов Олег Юрьевич
Администрация городского округа Саранск
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Ионова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
23.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2015Передача материалов судье
24.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2015Подготовка дела (собеседование)
29.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2015Судебное заседание
06.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2015Дело оформлено
14.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее