ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-23/2017 (3а-202/2016)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2017 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Борковской А.Б.,
с участием представителя административных истцов Исаева Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аряженникова С.Я., Пряженниковой М.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
15 декабря 2016 года Пряженников С.Я., Пряженникова М.А., посредством представителя по доверенности Исаева Р.А., обратились в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – <наименование объекта> с кадастровым номером №, площадью <площадь> кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 10 апреля 2015 года.
В обоснование требований представитель административных истцов Исаев Р.А. указал, что объект капитального строительства – <наименование объекта> с кадастровым номером № принадлежит административным истцам на праве общей совместной собственности. Кадастровая стоимость объекта недвижимости на вышеуказанную дату определена в размере <сумма> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке № от <Дата> в размере <сумма> рублей. Данное обстоятельство нарушает права административных истцов, поскольку ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей, уплачиваемых ими за указанный земельный участок.
Административные истцы Пряженников С.Я., Пряженникова М.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Представитель административных истцов Исаев Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).
Объектом налогообложения согласно указанной нормы признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно части 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На основании закрепленного в статье 403 НК РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года № 1081-ЗЗК «О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» единой датой начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определено 1 января 2015 года.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 указанного закона).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, физическое лицо – собственник объекта недвижимости вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости – <наименование объекта> с кадастровым номером № площадью <площадь> кв.м, назначение - нежилое, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Пряженникову С.Я., Пряженниковой М.А. на праве общей совместной собственности (свидетельство государственной регистрации права от <Дата> № – л.д. 16, выписка из Единого государтсвенного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <Дата> № – л.д. 17).
Сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 26 ноября 2011 года.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 октября 2012 года № 458 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена по состоянию на 10 апреля 2015 года в размере <сумма> рублей.
Сведения о данном размере кадастровой стоимости 10 апреля 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 сентября 2016 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет № от <Дата>, составленный оценщиком Л.., являющимся членом Экспертного совета Некомерческого партнерства Саморегулируемой организации Оценщиков «Экспертный совет»» (регистрационный № от <Дата> вреестре членов СРОО). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – <наименование страховщика>, период действия договора – с <Дата> по <Дата> (страховой полис №).
В отчете приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объекта оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
При установлении рыночной стоимости здания кондитерского цеха оценщиком в качестве наиболее приемлемого избран доходный подход. представляющий собой согласно положениям пункта 15 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
При реализации указанного подхода оценщик установил средние рыночные арендные ставки для производственных, торговых и офисных площадей, что дало возможность определить необходимые рыночные величины, используемые в доходном подходе.
При этом, отказываясь от применения затратного подхода, оценщик сослался на наличие у объекта ряда нетипичных особенностей, появившихся после проведения реконструкции, на сложность определения накопленного износа, на многофункциональность здания, на отсутствие сведений о стоимости прогнозируемых доходов, а также на то обстоятельство, то при расчете рыночной стоимости затратным подходом стоимость объекта определяется исходя из строительного объема оцениваемого объекта, а не из площадей, аккумулирующих прибыль, что является основным параметром, характеризующим объект. Основанием для отказа от применения сравнительного подхода оценщик указал отсутствие на рынке недвижимости г. Читы объектов, сопоставимых с оцениваемым.
На основании примененной методики итоговая величина с учетом округления рыночной стоимости объекта недвижимости - <наименование объекта> с кадастровым номером №, площадью <площадь> кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 10 апреля 2015 года определена в размере <сумма> рублей.
Также, административными истцами в материалы дела представлено положительное экспертное заключение № от <Дата> на отчет об оценке № от <Дата> эксперта Б. (регистрационный № от <Дата> согласно реестру членов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Экспертный совет»), согласно которому вышеназванный отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности НП «СРОО «Экспертный совет»». Рыночная стоимость объекта оценки в размере <сумма> рублей подтверждена.
В ходе судебного разбирательства представителями административных ответчиков, заинтересованных лиц каких-либо возражений относительно возможности принятия указанного отчета об оценке в качестве доказательства заявленной в иске административным истцом величины рыночной стоимости земельного участка, не высказано. Ходатайство о назначении судебной экспертизы участвующими в деле лицами не заявлялось.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости – <наименование объекта> с кадастровым номером №, площадью 1 746,2 кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости – <сумма> рублей.
Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До обращения в суд административные истцы в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю не обращались.
С учетом изложенного, рыночная стоимость объекта недвижимости – кондитерского цеха с кадастровым номером №, в размере <сумма> рублей подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 10 апреля 2015 года. Данная кадастровая стоимость подлежит использованию на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Исходя из изложенного и с учетом того, что основанием для пересмотра кадастровой стоимости по настоящему административному делу явилось установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, направленное на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагающее опровержение достоверности кадастровой стоимости и разрешения спора о праве административного истца, судебные расходы подлежат отнесению на счет административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Аряженникова С.Я., Пряженниковой М.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – <наименование объекта> с кадастровым номером №, площадью <площадь> кв.м, назначение - нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, Железнодорожный административный район, <адрес> а, в размере, равном его рыночной стоимости – <сумма> рублей, по состоянию на 10 апреля 2015 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 15 декабря 2016 года.
Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.
Судья (подпись) Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 23.01.2017.
<данные изъяты>
Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-23/2017 (3а-202/2016), находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.