РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 декабря 2019 г. г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Бордина С.Н.,
с участием административного истца Борисова А.Н., его представителя Иванова Е.В., а также представителя административных ответчиков - начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и начальника 2 отдела этого же учреждения - Сергачевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Балдиной М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело № по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Борисова Александра Николаевича, оспаривающего действия начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом во включении в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Борисов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье»), связанное с невключением его в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы, и возложить обязанность на названное должностное лицо включить его в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
В обоснование требований истец в судебном заседании пояснил, что с <дата> по настоящее время проходит военную службу по контракту в воинских частях, расположенных в <адрес>, при этом, в данных населенных пунктах он жилого помещения, равно как и прав на пользование таковым, не имеет.
<дата> Борисов А.Н. обратился в жилищный орган с заявлением о включении его в список нуждающихся в служебном жилом помещении с составом семьи 5 человек. <дата> за № ему направлено уведомление об отсутствии оснований к пересмотру ранее принятого решения от <дата> №, поскольку каких-либо новых обстоятельств наличия у Борисова А.Н. права нахождения на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, по мнению ответчика, не усматривалось.
Данный отказ истец полагает незаконным, несмотря на то, что ранее он был зарегистрирован в <адрес> в квартире своей матери и бабушки, затем тети, а в 2009 году продал принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещении в этом поселке, поскольку на его территории у него и членов его семьи своего жилья в настоящее время не имеется.
Представитель административного истца Иванов Е.В. в судебном заседании поддержал требования Борисова А.Н., пояснив, что указанные им обстоятельства свидетельствуют о необеспеченности его жильем по месту прохождения службы.
Представитель административных ответчиков Сергачева А.А., возражая против заявленных требований, пояснила, что поскольку Борисов А.Н. является уроженцем <адрес>, в семнадцатилетнем возрасте был зарегистрирован по месту жительства матери – собственника жилого помещения, был вселен в жилое помещение в качестве члена его семьи, то является обеспеченным жилым помещением по месту прохождения военной службы. В <дата> в период прохождения военной службы по контракту в <адрес> он произвел действия, связанные со снятием с регистрационного учета по указанному месту жительства, а в <дата> продал принадлежавшее ему на праве собственности жилое помещение.
Поскольку Борисов А.Н. к новому месту службы не прибывал, а сведений, подтверждающих утрату права пользования жилыми помещениями, им не представлено, каких-либо законных оснований для предоставления ему служебного жилого помещения не имеется.
Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, в своем письменном заявлении просил рассмотреть административное исковое заявление без его участия и отказать в его удовлетворении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, а также исследовавпредставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу абз.1п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одно из таких препятствий установлено ч.2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Обязанность командования по предоставлению военнослужащему и членам его семьи служебного жилого помещения только в случае их необеспеченности жильем по месту военной службы военнослужащего вытекает и из смысла абз.2 п. 1 ст. 15 вышеназванного Федерального закона, который устанавливает обязанность по обеспечению прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия, что не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа приведенных норм следует, что право на обеспечение служебным жильем имеют военнослужащие, которые не обеспечены жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от <дата> <адрес> усматривается, что матери административного истца на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 38,5 кв.м., расположенная в <адрес>.
Согласно выписке из послужного списка, Борисов А.Н. с <дата> проходил военную службу по контракту в <адрес>, а с <дата> по настоящее время проходит военную службу в войсковой части № в <адрес>.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> № усматривается, что <дата> на основании договора купли-продажи от <дата> Борисовым А.Н. приобретено в собственность жилое помещение площадью 30,3 кв.м по адресу: <адрес>, право собственности на которое прекращено <дата>.
Согласно записям в паспорте, истец в период с <дата> по <дата> по месту жительства был зарегистрирован в <адрес>, с <дата> по <дата> - при войсковой части № в <адрес> а с <дата> по настоящее время – при войсковой части в <адрес>
Поскольку с <дата> Борисов А.Н., будучи несовершеннолетним, был зарегистрирован по месту жительства матери, следовательно, был вселен в жилое помещение в качестве члена ее семьи, то в силу ч.2ст.31 ЖК РФ имел право пользования жилым помещением как член семьи его собственника, то есть был обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы в <адрес>.
Как следует из решения начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> №, подтвержденного ответом от <дата> за №, Борисову А.Н. отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения, в связи с наличием у него права пользования жилым помещением, находящимся в <адрес>, куда он был вселен в качестве члена семьи собственника еще в несовершеннолетнем возрасте.
Отказ Борисова А.Н. от права пользования данным жилым помещением является в силу ч.1ст.10 Гражданского кодекса РФ заведомо недобросовестным осуществлением прав, поскольку каких-либо препятствий для проживания в этом жилом помещении ему не создавалось.
Согласно ч.1ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход законам с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Из изложенного следует, что истец, поступивший на военную службу по контракту <дата>, имел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, по месту прохождения военной службы. <дата> истец снялся с регистрационного учета по адресу указанной квартиры. Кроме того, уже в период прохождения военной службы им было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес> в собственность, которое было им продана в 2009 году.
<дата> Борисов А.Н. обратился во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Данные действия истца, по мнению суда, свидетельствуют о злоупотреблении им своим правом на обеспечение жилым помещением по месту прохождения службы, в связи с чем, он не вправе претендовать на предоставление служебного жилья.
При таких обстоятельствах военный суд считает, что оснований для признания незаконным решения начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> об отказе во включении Борисова А.Н. в список нуждающихся в получении служебного жилого помещения по его обращению от <дата> не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № <иные данные> Борисова Александра Николаевича об оспаривании действий начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме 12 декабря 2019 года.
Председательствующий С.Н. Бордин