РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серикова В.А.
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3600/2019 по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска к Грашиной Елене Владимировне о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Грашиной Е.В. о взыскании недоимки по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 89 583,21 руб., из которых: 36 928 руб. - задолженность по земельному налогу, 120, 02 руб. - пени по земельному налогу, 52 365 руб. – задолженность по налогу на имущество физических лиц, 170,19 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц. В обоснование иска указав, что ответчик имеет на праве собственности недвижимое имущество в отношении которого она обязана платить налоги. Ответчику было направлено налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016-2017 гг. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора, ему было направлено требование № о ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данные требования также оставлены без исполнения. В связи с неуплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности, такой судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, однако впоследствии отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения. На основании изложенного административный истец просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Грашина Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации по месту жительства, причины неявки не сообщила, ходатайства об отложении или о рассмотрении дела в ее отсутствие в суд не поступали.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному ответчику направлены своевременно и не получены административным ответчиком по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 КАС РФ, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении судебного разбирательства
Ознакомившись с административным иском, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что на основании сведений о зарегистрированных объектах недвижимого имущества, в адрес налогоплательщика Грашиной Е.В. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан земельный налог за 2017 год в общей сумме 62 514 руб. за следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>; этим же уведомлением рассчитан на имущество физических лиц за 2016-2017гг. в общей сумме 443 598,65 руб. за следующие объекты: иные строения помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, Молодежный б-р, 2, жилой дом с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, квартира с кадастровым №, расположенная по адресу: <адрес>, иные строение и сооружения, кадастровый №;, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 Налогового кодекса К РФ.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Согласно представленного суду расчета, в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов Грашиной Е.В. налоговым органом начислены пени по налогу на имущество в размере 170,19 руб. и по земельному налогу- 120,02 руб.
Направленное в адрес ответчика требование № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено ответчиком без исполнения.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен.
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Поскольку вышеуказанные требования были оставлены Грашиной Е.В. без исполнения, ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени. Мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, однако, согласно определения от ДД.ММ.ГГГГ, он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения. С рассматриваемым административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в суд 21.06.2019 г., что подтверждается штампом почты на почтовом отправлении, то есть в течении установленного законом шестимесячного срока.
Таким образом, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до шести месяцев с момента, указанного в требовании об уплате налога, а после отмены судебного приказа обратился в суд с административным исковым заявлением в срок до истечения шести месяцев с момента отмены судебного приказа, то есть срок на обращения в суд с заявленными требованиями налоговым органом не пропущен.
Принимая во внимание вышеизложенное и отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате налогов по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ со стороны административного ответчика, суд полагает заявленные налоговым органом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с административного ответчика подлежит взысканию задолженность в общем размере 89 583,21 руб., из которых: 36 928 руб. - задолженность по земельному налогу, 120, 02 руб. - пени по земельному налогу, 52 365 руб. – задолженность по налогу на имущество физических лиц, 170,19 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 2 887,49 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
Иск ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска удовлетворить.
Взыскать с Грашиной Е.В. (зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>) в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска сумму недоимки по требованию № о ДД.ММ.ГГГГ в размере 89 583 рублей 21 копейку, из которых: 36 928 руб. - задолженность по земельному налогу, 120, 02 руб. - пени по земельному налогу, 52 365 руб. – задолженность по налогу на имущество физических лиц, 170,19 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц.
Взыскать с Грашиной Е.В. в доход государства государственную пошлину в доход бюджета г.о. Тольятти размере 2 887 рублей 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: