РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 февраля 2013 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Трух Е.В., при секретаре Кузаевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/13 по ФИО2 об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, понуждении устранить нарушение прав и свобод,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что дата Министерством имущественных отношений Самарской области ей отказано в предоставлении в аренду земельного участка под временным металлическим гаражом, площадью 18,0 кв.м., расположенного по адресу: адрес. Отказ министерства содержит ссылку на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от дата о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Заявитель не согласна с заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара и отказом Министерства имущественных отношений Самарской области, поскольку ею осуществляется фактическое использование земельного участка под гараж с 1994 года на основании договоров аренды, на момент написания заявления задолженности по оплате арендной платы не имеется, т.е. ею законно занимается и используется спорный земельный участок и на основании ч. 1 ст. 621 ГК РФ имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. На основании изложенного заявитель просит суд признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата № СП-2/2608-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области №... от дата об отказе ФИО2 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., занимаемого временным металлическим гаражом; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская адрес, площадью 18 кв.м., занимаемого временным металлическим гаражом, на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; обязать министерство имущественных отношений самарской области принять и возобновить рассмотрение заявления ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: адрес занимаемого временным металлическим гаражом.
В судебном заседании заявитель ФИО2 заявленные требования поддержала, приобщила к делу копию кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: адрес адрес, площадью 18 кв.м., на вопрос суда пояснила, что дата при обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении участка в аренду не сообщала о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, т.к. забыла об этом, поскольку постановку на кадастровый учет она осуществляла давно, примерно в 2005 году.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что при обращении с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области ФИО2 не указала, что земельный участок уже поставлен на кадастровый учет, хотя в заявлении имеется специальная строка «кадастровый номер», поскольку при наличии данный сведений обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы земельного участка не направлялось бы, а по заявлению ФИО2 было бы принято совершенное иное решение, полагает в данном случае права ФИО2 не нарушены и она вправе повторно обратиться в министерство с соответствующим заявлением, приложив кадастровый паспорт.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары также не согласилась с заявлением, указав, что утверждение Департаментом схемы расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка явилось бы основанием для постановки его на кадастровый учет, а поскольку участок уже поставлен на кадастровый учет, утверждение департаментом схемы нецелесообразно, в настоящее время права и законные интересы ФИО2 никаким образом не нарушаются, т.к. она вправе обратиться в Министерство имущественных отношений Самарской области с новым заявлением, приложив к нему кадастровый паспорт.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО2 в обоснование своих требований представила копии договоров из которых следует, что дата между администрацией Октябрьского района и ФИО2 заключен договор на право временного пользования земельным участком размером 18 кв.м. на адрес под гараж, сроком до дата, определена плата за пользование данным участком (л.д. 13-14).
Впоследствии комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары с ФИО2 заключен договор на право аренды указанного земельного участка для использования под металлический гараж сроком с дата по дата, определена сумма и сроки выплаты арендной платы (л.д. 15).
дата комитетом по управлению имуществом г. Самары с ФИО2 заключен договор аренды земельного участка №...з сроком действия с дата по дата (л.д. 16-21).
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от дата по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к ФИО2 об истребовании земельного участка и взыскании суммы неосновательного обогащения на ФИО2 возложена обязанность освободить земельный участок, расположенный в адрес, площадью 18 кв.м. от металлического гаража, в удовлетворении иска в части взыскания денежных средств отказано (л.д. 22-23).
Апелляционным определением Самарского областного суда от дата решение Октябрьского районного суда в части удовлетворения иска о возложении на ФИО2 л.А. обязанности освободить земельный участок отменено, постановлено новое решение – в удовлетворении иска в указанной части отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При этом, апелляционным определением установлено, что арендная плата ФИО2 вносилась регулярно за земельный участок с 1994 года, в т.ч. на счет Министерства имущественных отношений по Самарской области со ссылками на ранее заключенные договоры (24).
В судебное заседание ФИО2 также представила копии платежных документов, подтверждающих перечисление в 2012-2013 годах арендных платежей за земельный участок в Министерство имущественных отношений Самарской области (28-35).
В судебном заседании установлено, что дата ФИО2 обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под временным металлическим гаражом, площадью ***,0 кв.м., расположенного по адресу: адрес адрес (л.д. 7).
Уведомлением от дата министерство отказало ФИО2 в предоставлении земельного участка, ссылаясь на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № СП-2/2608-0-1 от дата (л.д. 7-12).
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.Постановлением Правительства Самарской области от дата №... «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области №... от дата утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.4 Порядка после получения необходимой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 дата министерство направило в адрес департамента обращение №... об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, обязательным условием проведения государственного кадастрового учета является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченным органом местного самоуправления. Утверждение схем расположения земельных участок относится к исключительной компетенции таких органов.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ и п. 2.5 и 2.6 Порядка на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка в двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с постановлением Главы г.о.Самара от дата №... Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, земельных участков под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемых под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами), за исключением случаев, установленных в пункте 1.3 указанного Постановления.
Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего процедуру постановки на государственный кадастровый учет (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, заключение об утверждения схемы расположения земельного участка является основанием для последующей постановки заявителем-гражданином земельного участка на кадастровый учёт.
В ответ на вышеуказанное обращение министерства из департамента поступило заключение № СП-2/2608-0-1 от дата о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка, в связи с тем, что согласно карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от дата №..., указанный земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3). Использование земельного участка под один отдельностоящий или встроенный гараж или открытая стоянка для каждых трех жилых единиц на участке многоквартирного дома соответствует разрешенному виду использования, сопутствующему основным видам использования недвижимости в указанной зоне. Согласно п. 9 ст. 3 указанного постановления виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным.
Следовательно, правовое значение заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка состоит в невозможности образования земельного участка, которое определяется исключительно уполномоченными органами местного самоуправления.
Между тем, суд учитывает, что с 2005 года испрашиваемый ФИО2 земельный участок 18 кв.м., расположенный на адрес, поставлен самим заявителем на кадастровый учет.
Со слов ФИО2 установлено, что в связи с давностью события она забыла, что ставила участок на кадастровый учет.
При обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ФИО2 не указала, что земельный участок сформирован, стоит на кадастровом учете, тем самым представила неполную информацию в орган государственной власти, имеющий полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, что повлекло направление министерством в адрес Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращения №... об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, которая в данном случае при наличии кадастрового паспорта земельного участка не требовалась.
При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд считает, что отсутствует какое-либо нарушение прав и свобод ФИО2, поскольку последняя не лишена возможности обратиться в Министерство имущественных отношений с новым заявлением, приобщив к нему кадастровый паспорт земельного участка.
В связи с тем, что отсутствует нарушение прав и свобод заявителя, оснований для удовлетворения её требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 об оспаривании действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, понуждении устранить нарушение прав и свобод - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20.02.2013.
Судья Е.В. Трух