РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу №
23 октября 2012г. г. Самара
Промышленный районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Ланских С.Н.
при секретаре Япрынцевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бузганга Александра Владимировича о признании незаконным решений администрации муниципального района Волжский Самарской области, возложении на администрацию муниципального района Волжский устранить допущенные нарушения,
установил:
Заявитель Бузганг А.В. обратился с указанным заявлением в суд, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в администрацию Волжского района Самарской области заявление о предоставлении бесплатно земельного участка для целей, не связанных со строительством, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, с.Курумоч, в районе <адрес>, участок №-А для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ получено письмо № Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации Волжского района Самарской области (УМИЗО) об оставлении заявления без удовлетворения в связи с несогласованием надлежащим образом плана-схемы расположения испрашиваемого земельного участка. С целью ускорения испрашиваемой им муниципальной услуги он самостоятельно согласовал данную схему с заведующим сектором архитектуры и градостроительства муниципального района Волжский Самарской области Дудко Н.И., которую ДД.ММ.ГГГГ предоставил в УМИЗО. ДД.ММ.ГГГГ УМИЗО администрации Волжского района Самарской области вынесено повторное решение № об оставлении заявления без удовлетворения в связи с тем, что схема расположения участка не согласована с главой сельского поселения Курумоч.
Возможность размещения земельного участка требует дополнительного согласования с главой сельского поседения Курумоч только в случаях, предусмотренных п.2.4 Положения о порядке предоставления на территории муниципального района Волжский Самарской области земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением собрания представителей Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Вблизи испрашиваемого земельного участка отсутствует какие-то бы ни было места общего пользования, объекты социального или культурного назначения, территория не является особо охраняемой, отсутствуют какие-либо особенности рельефа местности. Считает, что требование УМИЗО согласовать схему расположения земельного участка с главой поселения является незаконным.
В силу ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», начиная с ДД.ММ.ГГГГ органы власти (в том числе муниципальные), предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в т.ч. осуществление действий, согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Уполномоченный орган сам принимает меры к получению необходимых сведений, предусмотренных для принятии соответствующего решения в срок, не превышающий срок для утверждения схемы (ст.<адрес> 16-ГД от ДД.ММ.ГГГГ « О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»). Статьей 4 указанного Закона не предусмотрено такое основание для отказа в утверждении схемы, как предоставление ненадлежащим образом согласованной схемы расположение земельного участка.
-2-
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации Волжского района Самарской области №
№ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что специалист УМИЗО направляет запрос (заявку) в организации, выполняющую в соответствии с муниципальным контрактом топографо-геодезические, землеустроительные и кадастровые работы, на подготовку и предоставление схем размещения земельных участков на кадастровой карте (плане), соответствующей территории.
Какие-либо права на испрашиваемый земельный участок не зарегистрированы, он предназначен в соответствии с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Просил признать решения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области незаконными. Обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области устранить допущенные нарушения при подготовке ответа на его заявление, которым нарушены права и интересы заявителя, путем рассмотрения заявления и принятия решения в соответствии с действующим законодательством и основаниям, изложенными в обращении заявителя, в десятидневный срок.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО6, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ по ходатайству заявителя, заявленные требования поддержали и дали пояснения, аналогичные описательной части решения.
Представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО7, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что порядок подготовки схемы испрашиваемого земельного участка определяется уполномоченным органом исполнительной власти. В соответствии с Положением о порядке предоставления на территории муниципального района Волжский Самарской области земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением собрания представителей Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено согласования схемы земельного участка с главой поселения, что заявителем сделано не было. У главы сельского поселения имеются планировки земельных участков, которых нет в УМИЗО, адрес земельного участка присваивается главой сельского поселения.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
-3-
Граждане, желающие получить земельный участок (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), подают заявление в орган государственной власти или орган местного самоуправления ( в пределах их компетенции), предусмотренные ст. 29 ЗК РФ с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, месторасположение и титульного права, на которое претендует приобретатель.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими граждан на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса РФ, или пунктом 9.1 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в адрес главы муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении бесплатно земельного участка, площадью № кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район. с.Курумоч, в районе <адрес>, участок №-а, в целях использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области указанное заявление было оставлено без удовлетворения в связи с тем, что предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане не согласована надлежащим образом, а именно с главой сельского поселения Курумоч.
Согласно п.3 ст. 3 ФЗ № 112-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
П.4 данной нормы Закона установлено, что гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Таким образом, указанными пунктами статьи проводится различие прав граждан на получение земельных участков по критерию места их проживания – в городских либо сельских поселениях.
Согласно п. 10 ст.3 ФЗ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
На основании п. 3 ст. <адрес> «О земле» № ГД от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится: управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В связи с этим управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории Волжского района Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, относится к полномочиям муниципального района Волжский Самарской области
Решением Собрания представителей Волжского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления на территории муниципального района Волжский Самарской области земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством.
-4-
В силу п.2.4 Положения до утверждения схем территориального планирования муниципального района Волжский, генеральных планов поседений муниципального района Волжский, правил землепользования и застройки, а в случае необходимости и после, местоположение и возможность размещения земельного участка согласовывается с главой городского или сельского поседения муниципального района Волжский, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок и отделом архитектуры и градостроительства администрации. В этом случае к заявлению прилагается ходатайство главы городского или сельского поселения с указанием конкретного местоположения (адреса) земельного участка, согласованное с отделом архитектуры и градостроительства, и (или) план-схема испрашиваемого земельного участка, согласованный с главой городского или сельского поселения и отделом архитектуры и градостроительства.
В соответствии с п.2.5 указанного Положения заявитель представляет схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованную с главой городского или сельского поселения и отделом архитектуры и градостроительства, при необходимости с УМИЗО, а также акт согласования местоположения границ земельного участка. Схема расположения утверждается постановлением главы муниципального района Волжский Самарской области в месячный срок после предоставления заявителем информации, указанной в п.2.5 Положения. ( п.2.6).
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Принять решение по существу заявления Бузганга А.В. УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области не представляется возможным, поскольку местоположение испрашиваемого участка, согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствуют нормам земельного законодательства, схема расположения земельного участка с главой сельского поселения не согласована, акт согласования границ земельного участка, подписанный главой сельского поселения, отсутствует.
В соответствии с Законом Самарской области «О земле» администрация муниципального района Волжский распоряжается земельными участками, находящимися на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, и при принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность руководствуется как Законом Самарской области «О земле», так и нормативными правовыми актами муниципального образования, в частности Решением собрания представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответы УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области об оставлении без удовлетворения заявления Бузганга А.В. о предоставлении земельного участка является обоснованным, при таких обстоятельствах не усматривается нарушение каких-либо прав заявителями действиями администрации муниципального района Волжский Самарской области.
В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Бузганга ФИО9 о признании незаконными решений Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области, возложении на администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанности устранить допущенные нарушения при подготовке ответа путем рассмотрения заявления и принятия решения в соответствии с действующим законодательством и основаниям, изложенными в обращении заявителя, отказать.
-5-
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г.Самары.
Решение в окончательной форме составлено 31 октября 2012 года.
Председательствующий подпись С.Н. Ланских
**