Дело №33-1614/2015 Судья: Ендовицкая Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2015 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Макешиной Н.Л.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Алхимовой Маргариты Вячеславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Алхимовой Маргариты Вячеславовны удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности Алхимовой Маргарите Вячеславовне периоды: работы в должности учителя начальных классов средней школы № г. Таллинна Эстонской Республики с <дата> нахождения на курсах повышения квалификации <дата>
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости Алхимовой Маргарите Вячеславовне с <дата>.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Алхимовой Маргариты Вячеславовны возврат уплаченной государственной пошлины в размере <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Алхимовой М.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Алхимова Маргарита Вячеславовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ – УПФ РФ) в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что 13.11.2014г. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации <дата> возложении обязанности назначить выплату пенсии с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
С учетом уточненных требований просила включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы в должности учителя начальных классов средней школы № № <...> с <дата>, нахождения на курсах повышения квалификации <дата> обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости с <дата>.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводятся доводы о том, что период работы истца в Таллиннской средней школе № не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, поскольку это противоречит международному договору между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г.
Указывается на то, что у суда не было законных оснований для включения в льготный стаж истца периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, т.к. это не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.
Имеется ссылка на отсутствие правовых оснований для установления пенсии Алхимовой М.В. с 12.02.2014г., поскольку право на пенсию у истицы может возникнуть лишь с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В силу ст.7 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применявшегося на территории Российской Федерации до 01.01.2015г., право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп.19 п.1 и абз.1 п.2 ст.27 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, <дата>г. Алхимова М.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет. Ранее истица дважды обращалась в ГУ –УПФ РФ в г.Орле и Орловской области по тому же вопросу, первый раз – 12.02.2014г.
Письмом исх. № от <дата> ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в стаж Алхимовой М.В. на соответствующих видах работ зачтено 24 года 9 месяцев 6 дней. При этом Алхимовой М.В. было отказано во включении в стаж для назначения льготной пенсии периода работы в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> поскольку период работы учителем начальных классов в Эстонской Республике может быть засчитан только как общий трудовой стаж в соответствии с п. 6 международного Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, периоды нахождения на курсах повышения квалификации согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
При разрешении спора судом установлено, что Алхимова М.В. <дата>. была назначена на должность учителя начальных классов 26 средней школы г. Таллинна, <дата> уволена по собственному желанию. При этом 1<дата>. Алхимова М.В. назначена учителем русского языка в Карповскую среднюю школу.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
<дата> между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011г.
В силу ст. 5 указанного акта при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (п. 1).
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Договора от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 9 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при ' оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 N 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона N 173-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Закона N 173-ФЗ, признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной зашиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В силу п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период работы с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Так, из п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610, следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п.26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено, что истица за указанные периоды работы в должности учителя Алхимовой М.В. находилась на курсах повышения квалификации <дата>
Учитывая, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец занималась педагогической деятельностью, суд пришел к правильному выводу о том, что они подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку для учителей повышение квалификации является обязательным условием для работы, а истец направлялась на курсы в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд.
Установив, что спорные периоды и периоды работы, добровольно включенные пенсионным органом в специальный стаж истца, Алхимова М.В. имеет достаточный стаж осуществления педагогической деятельности, необходимый для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд правомерно, с учетом положений ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», возложил на ответчика обязанность по назначению ей трудовой пенсии с 12.02.2014г.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности включения судом спорных периодов в специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости, являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 12 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Дело №33-1614/2015 Судья: Ендовицкая Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2015 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей: Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.
при секретаре Макешиной Н.Л.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Алхимовой Маргариты Вячеславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Алхимовой Маргариты Вячеславовны удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности Алхимовой Маргарите Вячеславовне периоды: работы в должности учителя начальных классов средней школы № г. Таллинна Эстонской Республики с <дата> нахождения на курсах повышения квалификации <дата>
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости Алхимовой Маргарите Вячеславовне с <дата>.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Алхимовой Маргариты Вячеславовны возврат уплаченной государственной пошлины в размере <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Алхимовой М.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Алхимова Маргарита Вячеславовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ – УПФ РФ) в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что 13.11.2014г. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периода работы в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации <дата> возложении обязанности назначить выплату пенсии с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
С учетом уточненных требований просила включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы в должности учителя начальных классов средней школы № № <...> с <дата>, нахождения на курсах повышения квалификации <дата> обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости с <дата>.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводятся доводы о том, что период работы истца в Таллиннской средней школе № не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, поскольку это противоречит международному договору между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г.
Указывается на то, что у суда не было законных оснований для включения в льготный стаж истца периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации, т.к. это не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.
Имеется ссылка на отсутствие правовых оснований для установления пенсии Алхимовой М.В. с 12.02.2014г., поскольку право на пенсию у истицы может возникнуть лишь с даты вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В силу ст.7 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применявшегося на территории Российской Федерации до 01.01.2015г., право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп.19 п.1 и абз.1 п.2 ст.27 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, <дата>г. Алхимова М.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет. Ранее истица дважды обращалась в ГУ –УПФ РФ в г.Орле и Орловской области по тому же вопросу, первый раз – 12.02.2014г.
Письмом исх. № от <дата> ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в стаж Алхимовой М.В. на соответствующих видах работ зачтено 24 года 9 месяцев 6 дней. При этом Алхимовой М.В. было отказано во включении в стаж для назначения льготной пенсии периода работы в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> поскольку период работы учителем начальных классов в Эстонской Республике может быть засчитан только как общий трудовой стаж в соответствии с п. 6 международного Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, периоды нахождения на курсах повышения квалификации согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ.
При разрешении спора судом установлено, что Алхимова М.В. <дата>. была назначена на должность учителя начальных классов 26 средней школы г. Таллинна, <дата> уволена по собственному желанию. При этом 1<дата>. Алхимова М.В. назначена учителем русского языка в Карповскую среднюю школу.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
<дата> между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011г.
В силу ст. 5 указанного акта при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (п. 1).
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Договора от 14.07.2011 каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 9 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при ' оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 N 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона N 173-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Закона N 173-ФЗ, признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной зашиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В силу п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период работы с 01.09.1989г. по 31.08.1990г. в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Так, из п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610, следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п.26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено, что истица за указанные периоды работы в должности учителя Алхимовой М.В. находилась на курсах повышения квалификации <дата>
Учитывая, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец занималась педагогической деятельностью, суд пришел к правильному выводу о том, что они подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку для учителей повышение квалификации является обязательным условием для работы, а истец направлялась на курсы в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и с произведением соответствующих отчислений в пенсионный фонд.
Установив, что спорные периоды и периоды работы, добровольно включенные пенсионным органом в специальный стаж истца, Алхимова М.В. имеет достаточный стаж осуществления педагогической деятельности, необходимый для назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности досрочно в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд правомерно, с учетом положений ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», возложил на ответчика обязанность по назначению ей трудовой пенсии с 12.02.2014г.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности включения судом спорных периодов в специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости, являются несостоятельными, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 12 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи: