Судья – Абраменко С.В. |
Дело № 33-16801/17 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Неказакова В.Я.
судей Гончарова Д.С., Чабан Л.Н.
при секретаре: Зуеве М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бумагиной Е.Д. - Бумагина И.И., представителя Подберезскиной Л.М. - Шленевой М.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Чабан Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обжалуемым решением суд отказал в удовлетворении исковых требований Бумагиной Е.Д., Подберезкиной Л.М., Ежелевой Т.Б., Усенко Г.П., Митина В.М. к ООО «Фея-3» о признании действий по начислению платы на жилищно-коммунальные услуги незаконным и обязании произвести перерасчет.
В апелляционной жалобе представитель Бумагиной Е.Д. - Бумагин И.И., представитель Подберезскиной Л.М. - Шленева М.А. просят решение суда отменить, так как оно принято без учёта всех обстоятельств по делу, с нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Бумагиной Е.Д. - Бумагина И.И., представителя Подберезскиной Л.М. - Шленевой М.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Бумагиной Евгении Дмитриевне, 20.02.1947 г.р. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 100,5 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул.Терская, д.79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №23-23-26/042/2006-337 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2006 23АА 963435.
Согласно квитанции о начислении за коммунальные услуги и за содержание и ремонт за сентябрь 2016 года, начисления оплаты за техобслуживание производится исходя из тарифа 14,07 на 1 кв.м. площади, за вывоз ТБО 5,05 на 1 кв.м., при расчете услуги площадь квартиры соответствует площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права, в раздел коммунальные услуги включены следующие виды услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, горячее водоснабжение ОДН; Задолженность составляет 41 765,84 рублей.
Согласно квитанциям за ноябрь, декабрь, октябрь, сентябрь, апрель, май, июнь, июль, август, март, февраль, январь 2014 года, ноябрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, структура платы включала в себя следующие услуги: подогрев горячей воды, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, освещение МОП, плата за лифт, домофон. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 126,5 кв.м., оплата за тех. Обслуживание начислена исходя из площади 100,5 кв.м.
Согласно квитанциям за май, июнь, апрель, март, февраль, январь 2016 года структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН горячей воды, оплата за лифт, ОДН эл.эн. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 126,5 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена за январь-март исходя из площади 126,5 кв.м., оплачена исходя из площади 100,5 кв.м., за остальные месяцы исходя из площади 126,5 кв.м.
Согласно квитанции за август 2016 года, структура платы включает в себя: техническое обслуживание лифтового оборудования, раздел содержание и ремонт: техобслуживание, вывоз ТБО, уборка лестниц, раздел коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, электроэнергия ОДН, горячее водоснабжение ОДН. Оплата за техобслуживание и за вывоз ТБО начисляется исходя из площади 100,5 кв.м.
Согласно квитанции за июль 2016 года, структура платы включает в себя: раздел содержание и ремонт: техобслуживание, раздел коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, электроэнергия ОДН, горячее водоснабжение ОДН. Оплата за техобслуживание и за вывоз ТБО начисляется исходя из площади 100,5 кв.м.
Согласно квитанциям за 2015 год структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН освещение МОП, оплата за лифт. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 126,5 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена за январь, март, июнь, октябрь, исходя из площади 126,5 кв.м., оплачена исходя из площади 100,5 кв.м., либо не оплачена полностью, за остальные месяцы исходя из площади 100,5 кв.м.
В соответствии с представленным в материалы дела сопроводительным письмом, в адрес Бумагиной Е.Д. направлен договор управления многоквартирным домом, который ей не подписан, при этом приложен протокол разногласий с рядом положений, которые собственник полагает необходимым внести в положения договора.
Согласно письму ОАО «Теплоэнерго», на обращение директора ООО «Фея-3» дан ответ, в соответствии с которым по адресу: г.Анапа, ул.Терская, 79 установлен ИТП, в связи с чем ОАО «Теплоэнерго» выставляет счета за теплоноситель, в свою очередь управляющая организация при распределении платежей должна сначала произвести разноску по горячему водоснабжению (либо по счетчикам, либо по норме), а остаток распределить на отопление исходя из площади.
Подберезкиной Людмиле Михайловне, 20.08.1953 г.р. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 132 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул.Терская, д.79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №23-23-26/106/2007-268 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.12.2007 г. 23АА 602121.
Согласно квитанциям за май, июнь, апрель, март, февраль, январь 2016 года структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН горячей воды, оплата за лифт, ОДН эл.эн. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 159,8 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена за январь-март исходя из площади 159,8 кв.м., оплачена частично.
Согласно квитанциям за 2015 год структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН освещение МОП, оплата за лифт. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 159,8 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 159,8 кв.м., оплачена частично.
Согласно квитанциям за ноябрь, декабрь, октябрь, сентябрь, апрель, май, июнь, июль, август, март, февраль, январь 2014 года, ноябрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, структура платы включала в себя следующие услуги: подогрев горячей воды, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, освещение МОП, плата за лифт, домофон. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 159,8 кв.м., оплата за тех. Обслуживание начислена исходя из площади 159,8 кв.м. Оплачено частично. По состоянию на февраль 2016 года числится задолженность в сумме 135 402 рублей.
Усенко Галине Петровне, 23.09.1951 г.р. на праве собственности принадлежит квартира №34, общей площадью 98,5 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул.Терская, д.79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №23-23-26/035/2006-128 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2006 г. 23АА 805694.
Согласно квитанции за июль 2016 года, структура платы включает в себя: раздел содержание и ремонт: техобслуживание, раздел коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, электроэнергия ОДН, горячее водоснабжение ОДН. Оплата за техобслуживание и за вывоз ТБО начисляется исходя из площади 116,5 кв.м.
Согласно квитанциям за 2015 год структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН освещение МОП, оплата за лифт. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 116,5 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 116,5 кв.м. (за исключением декабря: оплата начсилена исходя из площади 91,6 кв.м.). Оплаты произведены частично, внесены корректировки к квитанции.
Согласно квитанциям за октябрь, сентябрь, август, июнь, июль, 2014 года, структура платы включала в себя следующие услуги: подогрев горячей воды, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, освещение МОП, плата за лифт, домофон. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 116,5 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 116,5 кв.м. Оплачено частично.
Ежелевой Татьяне Борисовне, 03.11.1955 г.р. на праве собственности принадлежит квартира №30, общей площадью 103 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул.Терская, д.79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №23-23-26/096/2008-506 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16.09.2008 г. 23АЕ 264616.
Согласно квитанциям за август, июль, 2014 года, структура платы включала в себя следующие услуги: подогрев горячей воды, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, освещение МОП, плата за лифт, домофон. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 122 кв.м., оплата за тех. Обслуживание начислена исходя из площади 122 кв.м. Оплачено частично.
Согласно квитанциям за 2015 год структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН освещение МОП, оплата за лифт. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 122 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 122 кв.м.
Согласно квитанции за август 2016 года, структура платы включает в себя: техническое обслуживание лифтового оборудования, раздел содержание и ремонт: техобслуживание, вывоз ТБО, уборка лестниц, раздел коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия, электроэнергия ОДН, горячее водоснабжение ОДН. Оплата за техобслуживание и за вывоз ТБО начисляется исходя из площади 122 кв.м.
Митину Владиславу Михайловичу, 21.06.1935 г.р. на праве собственности принадлежит квартира №18, общей площадью 131,3 кв.м., расположенная по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, ул.Терская, д.79, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №23-23-26/033/2006-836 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2006 г. 23АА 973568.
Согласно квитанциям за декабрь 2013 года, февраль, ноябрь, июль, март 2014 года, структура платы включала в себя следующие услуги: подогрев горячей воды, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, освещение МОП, плата за лифт, домофон. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 138,7 кв.м., оплата за тех. Обслуживание начислена исходя из площади 138,7 кв.м.
Согласно квитанциям за 2015 год структура платы включала в себя следующие услуги: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН освещение МОП, оплата за лифт. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 138,7 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 138,7 кв.м.
Согласно квитанциям за май, июнь 2016 года, структура платы включает в себя: горячая вода, холодная вода, канализация, тех.обслуживание, отопление, вывоз мусора, уборка лестниц, долг прошлого периода, ОДН горячей воды, оплата за лифт, ОДН эл.эн.. Оплата за отопление рассчитана исходя из площади 138,7 кв.м., оплата за тех. обслуживание начислена исходя из площади 138,7 кв.м.
Согласно представленному в материалы дела договору снабжения тепловой энергией (население)№ 81-1, заключенному между ООО «Фея-3» и ОАО «Теплоэнерго», Поставщик (ОАО «Теплоэнерго») обязуется поставлять Потребителю (ООО «Фея-3») тепловую энергию на объекты по адресам: в т.ч. г.Анапа, ул.Терская, 79.
В соответствии с п. 3.1. Договора, Цена договора определяется количеством принятой Потребителем тепловой энергии, умноженной на тарифы, утвержденные РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского края.
К указанному договору приложен расчет расхода тепловой энергии за 2015 год.
Согласно представленному в материалы дела договору электроснабжения № 4169 от 01.06.2015 года, заключенному между ООО «Фея-3» и ОАО «НЭСК», Поставщик (ОАО «НЭСК») обязуется поставлять Исполнителю (ООО «Фея-3») электроэнергию на объекты по адресам: в т.ч. г.Анапа, ул.Терская, 79.
Согласно п.3.1 Договора, количество (объем) электрической энергии, принятое Исполнителем, определяется на основании данных, полученных с помощью расчетного прибора учета как разница показаний расчетного прибора учета на конец и начало расчетного периода, умноженная на коэффициент учета при наличии в схеме учета измерительных трансформаторов. Также предусмотрен порядок начисления в случае непредставления соответствующих сведений (п.п. 3.1.1.).
Согласно Приказу РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2015 года № 78/2015-э, на электроэнергию установлен одноставочный тариф с 01.01.2016 г. По 30.06.2016 года в размере 4,12 рублей, с 01.07.2016 г. По 31.12.2016 года в размере 4,28 рублей.
Согласно договору на отпуск и потребление питьевой воды и прием и сброс сточных вод, заключенному между ОАО «Анапа Водоканал» и ООО «Фея-3», Водоканал обязался обеспечить абонента водой в объемах, установленных лимитами в соответствии с Договором в том числе объект по адресу: г.Анапа, ул.Терская, 79.
В соответствии с п. 5.1. Договора, цена ресурса составляет 30,59 рублей за 1 м3 водопотребления, 21,21 рублей за 1 м3 за принятие сточных вод.
Согласно Приказу РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 года № 51/2015-Т, для ОАО «Теплоэнерго» установлены тарифы с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. в размере 1742,15 (компонент на тепловую энергию, руб./Гкал) 1742,15, для ОАО «Анапа Водоканал» 29,67 (компонент на холодную воду, руб./м3); для ОАО «Теплоэнерго» установлены тарифы с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г. в размере 1804,80 (компонент на тепловую энергию, руб./Гкал), для ОАО «Анапа Водоканал» 30,85 (компонент на холодную воду, руб./м3).
Согласно Приказу РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 года № 51/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду», для ОАО «Теплоэнерго» (население) установлены тарифы: с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. в размере 2055,74 (руб./Гкал), с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г. 2129,66 (руб./Гкал).
Согласно Постановлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.09.2016 г. № 3806 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение открытому акционерному обществу «Анапа Водоканал» и утверждении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения открытого акционерного общества «Анапа Водоканал»», с 01.10.2016 г. по 30.06.2017 года тарифы установлены в следующем размере: на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в размере 30,76 р./м3 без НДС, 36,29 р./м3 с НДС, на водоотведение 21,40 без НДС (р./м3), 25,25 с НДС (р./м3).
Согласно Приложению к Решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа № 307 от 31.10.2012 г. об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от вида благоустройства утверждены следующий тарифы: для капитальных домов, имеющих все виды благоустройства, включая лифт и мусоропровод, в месяц на 1 м2 общей площади установлена плата в размере 14,07 рублей. Помимо того отдельной строкой предусмотрена плата за содержание и, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов в размере 3,84 рублей на 1 м2 общей площади, плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 191,29 руб. за 1м3, сбор и вывоз ТБО для населения, проживающего в многоквартирных благоустроенных домах 31,95 чел./мес.
В ходе судебного разбирательства по делу назначена и проведена судебная бухгалтерская экспертиза, выводы которой суд полагает возможным положить в основу принятого решения, поскольку они последовательны, не противоречат друг другу и материалам дела.
Согласно заключению эксперта СОЮЗ «Анапская торгово-промышленная палата», № 033-17 от 14 марта 2017 года, размер тарифа, применяемого ООО «Фея-3» за оказание услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: г.Анапа, ул.Терская, д.79 составляет 14,07 рублей в месяц на 1м2 площади.
Размер платы на 2013 год составлял 12,79 рублей в месяц на 1 м2, с 01.07.2014 г. – 14,07 рублей в месяц на 1 м2, с 01.07.2016 года – 14,07 рублей в месяц на 1 м2.
Экономически обоснованный размер тарифа с учетом перечня оказываемых услуг по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: г.Анапа, ул.Терская, д.79, по данным, предоставленным ООО «Фея-3» составляет 15,49 рублей за 1м2 в месяц.
Судом первой инстанции назначалось обследование квартир 16,18,21,30,34 по адресу: г.Анапа, ул.Терская, д.79 на факт выявления самовольной перепланировки (переустройства) помещений с увеличением жилой и отапливаемой площади квартир.
Согласно акту посещения гражданина от 14.02.2017 г., ответу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.02.2017 г. № 21-403/17-09, на момент выезда собственники указанных помещений доступ не предоставили.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормами жилищного законодательства предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации. Возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), не предусмотрена законом.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Тогда как в силу части 4 данной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 7 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Свои требования истцы основывают на том, что при начислении оплаты оспариваемых услуг в заявленные периоды ответчик неправильно исчислял их размер. При этом истцы исходят из того, что оплата таких услуг как: уборка подъездов, содержание лифта, вывоз и утилизация ТБО, домофон, прочие расходы, должна осуществляться за счет средств, собираемых по строке содержание и ремонт жилья. Также начисление оплаты за горячее водоснабжение и тепловую энергию должны были в спорные периоды осуществляться в ином порядке.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила N 491).
В частности, относительно предмета спора, следует отметить, что пунктом Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя (в числе прочего):
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. "а");
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (пп. "г");
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пп. "д");
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп. "з");
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пп. "к")
В соответствие с пунктом 11(1) Правил N 491, введенным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491). Указанная обязанность возложена на собственников помещений, а не на управляющую организацию.
При этом в отсутствие соответствующих решений собственников об утверждении перечня оказываемых услуг и тарифа на них, на управляющую организацию возлагается обязанность обслуживания многоквартирного дома в соответствии с минимально установленными требованиями.
Как видно из материалов дела, ООО «Фея-3» применяется тариф оплаты управляющей организации за "техническое обслуживание" в размере с августа 2013 года по июль 2014 года 12 рублей 79 копеек с 1 кв.м., а с июля 2014 года по настоящее время 14 руб. 07 коп. за 1 кв. м.
Доводы истцов о том, что в обязательном порядке оспариваемые услуги должны являться частью обязанности управляющей компании по содержанию и текущему ремонту МКД, является верным, но не опровергает выводов суда об отсутствии указанных услуг в перечне услуг, учтенных при формировании тарифа.
То обстоятельство, что в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 491, а также утвержденных во их исполнение Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, оспариваемые услуги являются обязательной составной частью содержания МКД, не означает запрета на определение размера их оплаты исходя из тарифа без включения затрат на конкретные виды услуг.
В данном случае относительно части работ (услуг) по управлению и содержанию МКД применяется тариф, утвержденный Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа для муниципального жилищного фонда. А в части же тех работ и услуг, которые ответчик в безусловном порядке также должен осуществлять в рамках управления и содержания многоквартирного дома, оплата управляющей организацией начислялась в соответствии с утвержденными отраслевыми тарифами и исходя из фактических затрат на соответствующие работы и услуги. Требованиям названных Правил N 491 и ст. 154, 155 ЖК РФ это не противоречит.
Вопреки доводам истцов, исследование материалов дела не позволяет признать, что оплата оспариваемых работ (услуг) ими производилась дважды. Как выше указано, оспариваемые услуги по уборке подъездов, содержанию лифта, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, оплате домофона, оплате технического обслуживания лифта и другие, оплачиваемые по отдельным графам не были предусмотрены в тарифе на содержание и текущий ремонт (техническое обслцуживание), и соответственно оплачивались отдельными строками исходя из фактически предоставленного объема услуг.
Изложенное не позволяет признать обоснованными требования о нарушении в данной части ответчиком прав истцов, как потребителей, а, следовательно,0 отсутствуют основания для взыскания заявленных истцами сумм переплат, неустоек и штрафных санкций.
В части касающейся требований о необоснованном начислении платы исходя из площади, превышающей площадь, указанную в правоустанавливающих документах, суд полагает требования истцов необоснованными, поскольку для проверки доводов ответчика ООО «Фея-3» судом назначено проведение обследования квартир 16,18,21,30,34 по адресу: г.Анапа, ул.Терская, д.79 на факт выявления самовольной перепланировки (переустройства) помещений с увеличением жилой и отапливаемой площади квартир.
Согласно акту посещения гражданина от 14.02.2017 г., ответу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15.02.2017 г. № 21-403/17-09, на момент выезда собственники указанных помещений доступ не предоставили.
Согласно статье 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно статье 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Судом удовлетворено ходатайство ООО «Фея-3» о проведении осмотра ввиду невозможности получения доказательства иным способом, вынесено соответствующее определение, требования которого остались без исполнения ввиду недобросовестного поведения самих истцов, не обеспечивших доступ в жилые помещения.
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал установленным факт увеличения истцами жилой и отапливаемой площади за счет вспомогательных помещений и, соответственно, необоснованными требования об обязании Ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение, за отопление, исходя из площади помещения, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права Истцов, а также производить начисления с октября 2016 года в соответствии с данными площадями.
Также суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования истцов об обязании Ответчика сделать перерасчет платы за отопление в период отопительного сезона 2013-2016 г.г. на основании показаний общедомового прибора учета и, начиная с октября 2016 года, производить начисления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, признании незаконными действий ответчика по начислению платы за горячее водоснабжение с августа 2013 года по октябрь 2016 года на основании показаний общедомового прибора учета (учитывая затраты тепловой энергии на горячее водоснабжение) и показаний индивидуальных приборов учета горячей воды и, начиная с октября 2016 года, производить начисления в соответствии с Постановлением Правительства от 06.05.2011 года № 354
Судом установлено, что плата за отопление и горячее водоснабжение в спорный период начислялась в соответствие с утвержденным тарифом.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на горячую воду и отопление относятся к регулируемым тарифам.
Пунктом 47 указанного Постановления тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае, если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования, исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Таким образом, установление стоимости 1 куб. метра горячей воды не зависит от воли ОАО «Анапа Водоканал», либо управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг, права самостоятельного утверждения тарифа для данной услуги управляющей организацией действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичный порядок государственного регулирования тарифа установлен на тепловую энергию, что также исключает возможность самостоятельного установления тарифов ресурсоснабжающей, либо управляющей организацией.
В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, в соответствии с которым истцы просят обязать управляющую компанию установить размер платы за коммунальную услугу по отоплению и водоснабжению приведен ряд формул для исчисления платы за соответствующую услугу, относимость конкретного вида расчета к соответствующей услуге истцами не указана, в связи с чем суд полагает ненадлежащими заявленные исковые требования.
Кроме того, суд принято во внимание, что в соответствии с представленным ООО «Фея-3» расчетом, применяются те же показатели, исходя из которых Обществом фактически начисляется плата за соответствующие ресурсы, при этом отсутствие ссылки на конкретные составляющие формулы не являются достаточным основанием для признания необоснованными произведенных начислений.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии нарушений прав истцов, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска не допущено.
Законность и обоснованность судебного постановления проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 23 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Бумагиной Е.Д. - Бумагина И.И., представителя Подберезскиной Л.М. - Шленевой М.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: