РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря2019года г.Межгорье РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Ишимовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варфоломеева В. Ю., представителя Мигранова А. С., Ретунского Ю. М. – Филонича А.В. к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье (далее МУП ЖКХ г.Межгорье) о защите трудовых прав,
установил:Варфоломеев В.Ю. и представитель Мигранова А.С., Ретунского Ю.М. – Филонич А.В. обратились в суд с иском к МУП ЖКХ г. Межгорье о защите трудовых прав обратились в суд с иском к МУП ЖКХ г. Межгорье о защите трудовых прав. Просят признать за ними право на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет их заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г., взыскать в их пользу компенсацию морального ущерба в размере 5 000 рублей каждому. Свои требования мотивировав тем, что они работают в МУП ЖКХ г. Межгорье по трудовым договорам. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152,ПостановлениюЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561, им к заработной плате установлен районный коэффициент 1,7, как для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 данные льготы, были сохранены. С учетом того, что МУП ЖКХ г.Межгорье является муниципальной организацией, на работников Предприятия распространяются льготы в сфере оплаты труда, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 №561 «О строительстве Байкало-амурской магистрали», Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 №487-152, Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 №687, а именно: к заработной плате установлен коэффициент 1,7, специальный коэффициент 1,25 - к должностным окладам и тарифным ставкам, а также северная надбавка в размере от 10 % до 50 % в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на предприятиях и организациях ЗАТО Межгорье. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения", минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 г. составляет 9489 руб. в месяц. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 г. составляет 11163 руб. в месяц. Таким образом, начисленная им заработная плата за норму рабочего времени в размере не ниже минимального размера оплаты труда с последующим начислением районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна составлять с января 2018г. не менее 9489+9489*1.7+9489/100*50=20875,8 руб., с мая 2018г. не менее 11163+11163*1,7+11163/100*50=24558,60 руб. Фактически начисленная им заработная плата в период с января 2018 г. с учетом отработанного времени и нормы рабочего времени за месяц меньше вышеуказанных сумм, т.к. ответчик МУП ЖКХ начисляет районный коэффициент 1,7 и процентную надбавку 50 % на фактический заработок без его предварительного доведения до минимального размера оплаты труда. Считают действующий порядок начисления заработной платы незаконным, т.к. районный коэффициент 1,7 и процентная надбавка 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом. Оценивают моральный вред, причиненный им нарушением трудовых прав, в размере 5000 руб. каждому.
Истцы Варфоломеев В.Ю., Мигранов А.С. и Ретунский Ю.М. и их представитель – Филонич А.В. в судебное заседание не явились, при этом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания были извещены судом своевременно. Истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных истцов и их представителя.
Представитель ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье – Козак У.А., действующая по доверенности, в суд не явилась, при этом о месте и времени судебного заседания была заблаговременно извещена. В своем ходатайстве просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В связи с чем, суд, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье – Козак У.А.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в письменном отзыве представитель ответчика Козак У.А. иск полностью не признала и просила в иске отказать, указав, что МУП ЖКХ г.Межгорье ... издал приказ №..., в соответствии с которым с ... начисление зарплаты производится не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1.7 и процентной надбавки 10-50% за стаж работы в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также о начислении и выплате работникам предприятия и лицам работавшим в период с ... разницы между полученной за период работы заработной платы и заработной платой, подлежащей выплате в установленном постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П порядке по мере поступления денежных средств от выручки на предприятии, то есть право истцов на получение заработной платы в указанном порядке к моменту обращения в суд установлено, спор между истцами и ответчиком отсутствует. Признание права, как способа защиты права, в данной ситуации не требуется. Также просит отказать истцам в удовлетворении требований о взыскании морального вреда, т.к. спора не имеется между сторонами, истцы не представили доказательств степени физических и нравственных страданий и в чем они выражаются. Просит применить срок исковой давности за обращением истцов в суд, установленный ст. 392 ТК РФ по требованию о произведении перерасчета, считать срок для произведения перерасчета с ..., а не с января 2018 г., т.к. истцы обратились в суд с иском ....
Представители третьих лиц: Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее их извещение о дате, месте и времени судебного заседания. Причина неявки неизвестна.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и неявившихся представителей третьих лиц.
Изучив доводы иска, отзыва на иск, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий груда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений ст.ст. 15, 16, 56 и 57 Трудового кодекса РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 133 названного Кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года указано, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" и пунктами 1 и 2 приложения 9 к названному постановлению к заработной плате работников БАМа был введен районный коэффициент 1,7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО "Межгорье"), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1974 года N 561. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г.Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017г. N 38-П, в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях. Оклад может быть ниже МРОТ, только если месячная зарплата без учета районного коэффициента и надбавки будет не ниже этого размера.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье:
Варфоломеев В.Ю. работает с ... по настоящее время в должности ....
Мигранов А.С. работает с ... по настоящее время в должности ....
Ретунский Ю.М. работает с ... по настоящее время в должности ....
По условиям заключенных с истцами трудовых договоров истцы приняты на работу в Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, которое является их основным и непосредственным местом работы, расположенным в городе Межгорье.
Из материалов дела следует, что ответчик, заключая с истцами трудовые договоры, указал составные части заработной платы истца Варфоломеева В.Ю. - должностной оклад в месяц, в трудовых договорах истцов Мигранова А.С. и Ретунского Ю.М. составные части зарплаты не указаны.
Согласно п. 2.9 Положения об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ г.Межгорье, утвержденному приказом директора МУП ЖКХ от ... №... в случае, если заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за месяц, ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), то ему производится доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ рассчитывается без учета районных коэффициентов.
Согласно подпункту 5.9 (указан как 5.19) раздела 5 (оплата труда) коллективного договора МУП ЖКХ г. Межгорье работникам МУП ЖКХ выплачиваются процентные надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера г. Межгорье: 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.
Приказом МУП ЖКХ от ... №... утверждено Положение об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ в новой редакции, согласно подп. 5.7, 5.7.1, 5.7.2 п. 5 Положения работникам предприятия в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ... №... и Указом Президента РФ от ... №... выплачиваются: районный коэффициент – 1,7; процентная надбавка «северные» - от 10% до 50%. Согласно п. 5.13. заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за месяц, без учета районного коэффициента, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В случае если заработная плата работника отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда за месяц ниже минимального размера оплаты труда, то ему производится доплата до минимального размера оплаты труда.
Согласно п. 5.8 раздела 5, районный коэффициент и процентная надбавка «северные» начисляются на все виды заработка: оклад (тарифная ставка), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (в том числе на все виды премий).
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус закрытого административно-территориального образования.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защита, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
То есть, в отношении лиц, проживающих на территории и работающих на предприятиях ЗАТО г. Межгорье, действуют специальные нормы.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 года № 1492 на ЗАТО Межгорье, распространено действие Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 года № 655 (к редакции от 30.12.2012 года).
Пунктом 29 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, предусмотрено, что на территории закрытого образования действуют зарегистрированные в установленном порядке организации - юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1.7 и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно п.п. «а» п.20 приложения №2 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), независимо от ведомственной принадлежности были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №561, в том числе: централизованно установлены районный коэффициент 1,7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, равный 1.25; применяемая процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 8 июля 1995 года № 687 «О преобразовании строящегося на территории Республики Башкортостан специального объекта в закрытое административно-территориальное образование - г. Межгорье» за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Указанные нормативные акты, равно как и Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687, направлены на регулирование трудовых правоотношений. На момент рассмотрения спора указанные нормативные правовые акты являются действующими и подлежат применению.
Согласно статье 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы являются работниками МУП ЖКХ г. Межгорье, проживают и работают на территории ЗАТО г. Межгорье, и на них распространяется централизованно установленный районный коэффициент 1.7; специальный коэффициент к окладам и тарифным ставкам, районный 1.25, и процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненный к районам Крайнего Севера (10% за каждый год работы, но не более 50%).
Поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. № 561 и от 19 июня 1978 г. № 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых не только на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта (то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента РФ от 8 июля 1995 г. № 687 эта льгота сохранена, то при наличии Постановления Правительства и Указа Президента в отношении установления районного коэффициента 1.7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье, и льгот, как на лиц работающих и проживающих в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, на истцов распространяется действие приведенного выше специального законодательства.
Приведенное выше специальное законодательство прямо определяет включение в состав заработной платы, подлежащей выплате работникам, проживающим и работающим на территории ЗАТО г.Межгорье занятым в непроизводственной отрасли районного коэффициента 1.7. специального коэффициента 1,25 и надбавки 50% работающим и проживающим в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.
Истцы указанным требованиям отвечают, поскольку проживают и работают на территорий ЗАТО г.Межгорье, имеют необходимый стаж работы в такой местности для начисления им соответствующих надбавок, что подтверждено представленными суду копиями трудовых книжек, трудовыми договорами. Это обстоятельство по существу не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, на основании приказа МУП ЖКХ от ... №..., для работников Предприятия установлен минимальный размер оплаты труда, соответствующий минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации. Бухгалтерии с ... производить начисление заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении норм труда с последующим начислением на нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 10-50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Бухгалтерии производить начисление и выплату работникам предприятия и лицам, работавшим на предприятии в период с ..., разницу между полученной за период работы заработной платой и заработной платой, подлежащей выплате в установленном Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П порядке по мере поступления денежных средств от выручки на предприятие.
Однако, проанализировав расчетные листки заработной платы, представленные истцами, учитывая вышеуказанный приказ МУП ЖКХ от ... №..., положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от ... N 38-П, согласно которому в зарплату, равную МРОТ, не включаются районный коэффициент и надбавка за работу в особых климатических условиях, суд приходит к выводу о том, что с января 2018 года и по апрель 2019 г. ответчиком районный коэффициент 1.7 и надбавка за работу в особых климатических условиях – 50% включался в заработную плату истцов, равную МРОТ, тогда как указанное является нарушением действующего законодательства.
Исходя из положений ч. 1 ст. 56, ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истцов Варфоломеева В.Ю., Мигранова А.С. и Ретунского Ю.М. о признании за ними права на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 %, не подлежащими удовлетворению, поскольку в данном случае признание такого права истцов ответчиком не нарушено, признано им еще до обращения истцов в суд соответствующим приказом МУП ЖКХ от ... №....
Вместе с тем, суд находит требования истцов об обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы истцов путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г. подлежащими удовлетворению, поскольку как следует из представленных суду истцами расчетных листков истцам на момент рассмотрения дела не произведен перерасчет с января 2018 года по апрель 2019 г.. При этом доводы представителя ответчика о том, что перерасчет будет производиться с января 2018 г. по мере поступления денежных средств МУП ЖКХ г. Межгорье суд не может принять во внимание, ибо истцы имеют такое право уже с января 2018 года. А тот факт, что у Предприятия не имеется денежных средств на выплату перерасчета не может повлиять на вынесение законного решения об отказе в удовлетворении исковых требований по данному мотиву.
При этом, суд считает, что доводы представителя ответчика о применении срока давности для обращения истцов в суд, а именно, о необходимости перерасчета за период с ..., а не с января 2018 г. являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом исходя из совокупности всех обстоятельств, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за защитой нарушенного трудового права.
Как видно из материалов дела, а также из письменного отзыва представителя ответчика Козак У.А., на основании приказа МУП ЖКХ от ... №..., для работников Предприятия установлен минимальный размер оплаты труда, соответствующий минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации. Бухгалтерии с ... производить начисление заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении норм труда с последующим начислением на нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 10-50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Бухгалтерии производить начисление и выплату работникам предприятия и лицам, работавшим на предприятии в период с ..., разницу между полученной за период работы заработной платой и заработной платой, подлежащей выплате в установленном Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П порядке по мере поступления денежных средств от выручки на предприятие.
При таких обстоятельствах, ответчик признал за своими работниками, в том числе и за истцами их право на получение заработной платы с перерасчетом с ..., которая до обращения истцов в суд и на момент рассмотрения настоящего дела, истцам не выплачена. Таким образом, ответчик признал перед истцами в письменной форме свою обязанность по выплате заработной платы, что в соответствии со ст. 206 ГК РФ означает, что срок истцами по требованию о перерасчете заработной платы с января 2018 г., не пропущен.
В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу ст. ст. 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, выразившийся в незаконном лишении возможности получить заработную плату и гарантированные законодательством Российской Федерации льготы и компенсации при начислении заработной платы с января 2018 г., и учитывая, что иск удовлетворен частично, суд полагает, что с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 руб. каждому истцу, с учетом принципа, разумности и справедливости. Размер определяется судом с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и степени нарушения трудовых прав истцов, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истцов и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ цена иска по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из каждого требования в отдельности.
Поскольку каждым из истцов было заявлено по три самостоятельных исковых требования неимущественного характера, то по правилам ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ по каждому требованию цена иска определяется отдельно, с учетом ст. 98 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты, которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд приходит к выводу об определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 900 рублей, поскольку требования предъявлены к одному ответчику по одним и тем же основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Варфоломеева В. Ю. и представителя Мигранова А. С., Ретунского Ю. М. – Филонича А.В. к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье (далее МУП ЖКХ г.Межгорье) о защите трудовых прав, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы Варфоломеева В. Ю., Мигранова А. С., Ретунского Ю. М. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50 % за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с января 2018 г..
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье в пользу Варфоломеева В. Ю., Мигранова А. С., Ретунского Ю. М. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей каждому.
В остальной части иска, отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 года.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова