Дело № 2а-124/2019
Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года гор. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Лукашову Сергею Васильевичу о взыскании обязательных платежей,
у с т а н о в и л:
17 декабря 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК в порядке ст. 286 КАС РФ обратилась в суд с названным административным иском к Лукашову С.В., мотивируя требования тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, так как за ним зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, кадастровый №. Лукашов С.В. также является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как за ним зарегистрировано недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; квартира, расположенная по адресу: <адрес>. За период 2015, 2016 годы Лукашову С.В. начислена недоимка по земельному налогу в размере 2668 рублей, пени - 11 рублей 46 копеек; за 2014-2016 годы начислена недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 388 рублей, пени - 01 рубль 28 копеек. Лукашову С.В. по месту жительства были направлены налоговые уведомления № от 05 августа 2016 года и № от 09 сентября 2017 года о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц. В срок, установленный законодательством, и в полном объеме оплата налогов от налогоплательщика не поступила. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате указанных налогов, в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщику по месту жительства были направлены требования об уплате налогов и пени. Межрайонная ИФНС России № 1 по РК просит суд взыскать с Лукашова С.В. задолженность по указанным выше налогам и пени в общей сумме 3068 рублей 74 копейки.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Административный ответчик Лукашов С.В. в судебном заседании участия не принимал, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе на 18 февраля 2019 года в 10 часов 00 минут, по последнему известному месту жительства.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 года), лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению. Отказ в силу личного волеизъявления от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении и явки в судебное заседание является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6 КАС РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в гор. Риме 04 ноября 1950 года), суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Изучив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, материалы приказного производства №, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Частью 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Частями 1-5 ст. 75 НК РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Лукашов С.В. является собственником:
- жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с 22 мая 2015 года;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, с 22 мая 2015 года.
Кроме того, Лукашов С.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> м2, кадастровый номер №.
Указанные выше обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
13 марта 2016 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РК по месту жительства налогоплательщика Лукашова С.В. направлено налоговое уведомление № от 05 августа 2016 года о необходимости в срок до 01 декабря 2016 года произвести оплату земельного налога за 2015 год в сумме 983 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 82 рублей.
Факт направления указанного налогового уведомления подтверждается списком № почтовых отправлений.
17 сентября 2017 года Межрайонной ИФНС России № 1 по РК по месту жительства налогоплательщика Лукашова С.В. направлено налоговое уведомление № от 09 сентября 2017 года о необходимости в срок до 01 декабря 2017 года произвести оплату земельного налога за 2016 год в размере 1685 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы в сумме 388 рублей.
Факт направления налогоплательщику указанного налогового уведомления подтверждается списком № почтовых отправлений.
В связи с неполной уплатой Лукашовым С.В. земельного налога за 2015 год Межрайонной ИФНС России № 1 по РК по месту жительства налогоплательщика направлено требование № об уплате недоимки по указанному налогу в сумме 983 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 05 рублей 90 копеек.
Требование направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 27 декабря 2016 года согласно списку № заказных писем и в силу ч. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 03 января 2017 года.
В связи с неполной уплатой Лукашовым С.В. налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы, земельного налога за 2016 год Межрайонной ИФНС России № 1 по РК по месту жительства налогоплательщика направлено требование № об уплате недоимки по указанным налогам в сумме 2073 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 01 рубля 28 копеек.
Данное требование направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 21 января 2018 года согласно списку № заказных писем и в силу ч. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 28 января 2018 года.
Поскольку налогоплательщиком не были выполнены требования об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени, то 29 мая 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Лукашова С.В. задолженности по налоговым платежам.
01 июня 2018 года мировым судьей судебного участка № 2 гор. Костомукша РК вынесен судебный приказ № о взыскании с Лукашова С.В. задолженности по уплате земельного налога в сумме 2668 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 11 рублей 46 копеек, по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 388 рублей и пени в сумме 01 рубля 28 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша РК от 15 июня 2018 года судебный приказ № отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд считает, что административным истцом был соблюден досудебный порядок предъявления задолженности к уплате.
До настоящего момента недоимки по земельному налогу за 2015-2016 годы и по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 годы Лукашовым С.В. не оплачены.
В силу п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 408 КАС РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствие со ст. 85 НК РФ.
Сведений о наличии у административного ответчика льгот по уплате налога на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджет городских округов не представлено.
Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Данная норма введена Федеральным законом от 23 июня 2013 г. № 248-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2014 года.
С учетом данной нормы права, размер налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы, составляет 388 рублей, исходя из следующего расчета:
- за 2014 год:
- по жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № рублей (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 08 (количество месяцев владения)= 09 рублей;
- по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № рублей (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 08 (количество месяцев владения)= 73 рубля;
- за 2015 год:
- по жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № рублей (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения)= 16 рублей;
- по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № рубля (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения)= 126 рублей;
- за 2016 год:
- по жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № рубля (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения)= 18 рублей;
- по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № рублей (инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве) х 0,10% (ставка) / 12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения)= 146 рублей;
- итого, 388 рублей: 09 рублей + 73 рубля + 16 рублей + 126 рублей + 18 рублей + 146 рублей.
Указанная сумма налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно представленному административным истцом расчету, пени по налогу на имущество физических лиц составляют:
- за 2014 год:
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 09 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 03 копейки;
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 73 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 24 копейки;
- за 2015 год:
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 16 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 05 копеек;
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 126 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 42 копейки;
- за 2016 год:
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 18 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 06 копеек;
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 146 рублей х 8,25% х 1/300 = 00 рублей 48 копеек;
- итого, 01 рубль 28 копеек: 03 копейки + 24 копейки + 05 копеек + 42 копейки + 06 копеек + 48 копеек.
Сумма земельного налога:
- за 2015 год составляет: 842654 рубля (стоимость земельного участка) х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка) /12 (количество месяцев в году) х 07 (количество месяцев владения) = 983 рубля;
- за 2016 год составляет: 842654 рубля (стоимость земельного участка) х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка) /12 (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения) = 1685 рублей;
- итого, 2668 рублей: 983 рубля + 1685 рублей.
Указанная сумма земельного налога за 2015-2016 годы подлежит взысканию с административного ответчика.
Поскольку в нарушение п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 КАС РФ, административным истцом не представлен обоснованный расчет пени за несвоевременную уплату земельного налога на сумму 11 рублей 46 копеек, то с административного ответчика подлежат взысканию пени в сумме 08 рублей 80 копеек, исходя из следующего расчета:
- за 2015 год:
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 983 рублей х 8,25% х 1/300 = 03 рубля 24 копейки;
- за 2016 год:
- с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года = 12 дней х 1685 рублей х 8,25% х 1/300 = 05 рублей 56 копеек;
- итого, 08 рублей 80 копеек: 03 рубля 24 копейки + 05 рублей 56 копеек.
Поскольку в нарушение п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 и ч. 4 ст. 288 КАС РФ, административным истцом не представлен обоснованный расчет пени за несвоевременную уплату земельного налога на сумму 11 рублей 46 копеек, то с административного ответчика подлежат взысканию пени в сумме 08 рублей 80 копеек.
Административным ответчиком доказательств оплаты налогов и пени в каком-либо размере или в иные сроки не представлено.
Основания полагать обязанность по уплате налогов прекращенной в соответствии со ст. 44 НК РФ у суда отсутствуют.
Оснований для уменьшения сумм, подлежащих взысканию, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного суд находит административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по РК о взыскании земельного налога за 2015-2016 годы в сумме 2668 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 08 рублей 80 копеек, налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы в размере 388 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 01 рубля 28 копеек, подлежащими удовлетворению.
Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая специальный характер норм ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ по отношению к ч. 1 ст. 114 КАС РФ, исходя из объема подлежащих удовлетворению административных исковых требований, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Карелия удовлетворить частично.
Взыскать с Лукашова Сергея Васильевича, <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия, денежные средства в сумме 3066 (трех тысяч шестидесяти шести) рублей 08 копеек, в том числе:
- 2668 (две тысячи шестьсот шестьдесят восемь) рублей - земельный налог за 2015-2016 годы;
- 08 (восемь) рублей 80 копеек - пени за несвоевременную оплату земельного налога;
- 388 (триста восемьдесят восемь) рублей - налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы;
- 01 (один) рубль 28 копеек - пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Лукашова Сергея Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев