№ 2-1655-2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2015 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.,
с участием истца Герасимова В.А., представителя истца Зубовой Л.Е.,
представителя ответчика Шафиковой А.Р.,
при секретаре Кротик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Герасимова В.А. к
Филиалу «Уральский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании»
Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»
о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием, в размере *** руб.
В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали, суду пояснили, что с *** по *** истец работал *** в *** цехе ОАО «СУАЛ-УАЗ». Заключением от *** установлено профессиональное заболевание – профессиональная ***. Причиной возникновения профессионального заболевания явилось длительное и постоянное воздействие в условиях неблагоприятного микроклимата и сочетаний действия фторосодержащих веществ в воздухе рабочей зоны в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы. Вины истца в заболевании не установлено. Моральный вред выражается в страданиях по поводу состояния здоровья, утраты возможности трудиться, заниматься спортом, снижения уровня материального состояния семьи. Истец постоянно испытывает физические боли в суставах, его мучает бессонница, стал снижаться слух. Полагают, что моральный вред может быть возмещен денежной суммой *** руб.
Представитель ответчика исковые требования признала частично. Суду пояснила, что истец работал на предприятии с *** г. по *** г. Актом расследования случая хронического профессионального заболевания от *** истцу установлено профессиональное заболевание. В *** истцу установлена утрата трудоспособности в размере ***% бессрочно. Существующие технологии и оборудование не исключают вредное воздействие на здоровье человека. Для работников с тяжелыми и вредными условиями труда предусмотрены определенные льготы. Закон предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении возраста *** лет при стаже работы во вредных условиях труда *** лет. Истец выработал необходимый стаж в *** г., продолжал работать, что привело к развитию профессионального заболевания. Истец осознанно сделал выбор, зная о возможности возникновения профессионального заболевания, продолжил работу в условиях воздействия вредных факторов. Истцу установлены незначительные временные ограничения, связанные с условиями труда. Истец работает ***. Размер компенсации вреда завышен, должен быть определен судом с учетом всех обстоятельств, требований разумности и справедливости.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (статья 163 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В случае причинения работнику вреда жизни или здоровью, работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами. Виды, объем и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом (статья 184 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (пункт 3 статьи 8) предусмотрено, что возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Ответственность работодателя наступает при наличии общих оснований наступления ответственности:
наличие ущерба (вреда здоровью); подтверждение факта трудового увечья;
причинно-следственная связь между повреждением здоровья и трудовым увечьем;
наличие вины (кроме случаев причинения вреда здоровью источником повышенной опасности).
В судебном заседании установлено наличие указанных оснований для возложения на ответчика обязанности возмещения морального вреда истцу.
Из трудовой книжки (л. д. 13-16), трудового договора (л. д. 30-35) усматривается, что истец с *** по *** и с *** по *** состоял в трудовых отношениях с ответчиком, работал по профессии ***.
Медицинским заключением ФГУН «Екатеринбургский медицинский научный Центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» № от *** (л. д. 12) диагностировано профессиональное заболевание – ***.
Согласно справке МСЭ № от *** (л. д. 11), истцу установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере ***% с *** бессрочно.
В судебном заседании установлено, что возникновение у истца профессионального заболевания произошло вследствие неисполнения ответчиком обязанностей по обеспечению безопасных условий труда.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, объективными доказательствами.
Актом о случае профессионального заболевания № от *** (л. д. 5-10) установлено, что ***.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязанности по созданию благоприятных условий труда.
Таким образом, суд находит, что ответчик обязан возместить истцу причиненный моральный вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» указано, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Профессиональным заболеванием истцу причинен моральный вред, состоящий в претерпевании физических страданий и нравственных переживаниях.
Из общедоступной информации известно, что переизбыток фтора в органах и тканях происходит из-за постоянного контакта с этим элементом, что приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, стоматологическим заболеваниям, поражениям нервной системы и др.
Истец постоянно испытывает боли в локтевых и коленных суставах, скованность в движении, в связи с чем вынужден принимать лекарственные препараты, что привело к снижению качества жизни истца. Истец лишен возможности вести активный образ жизни, заниматься спортом.
Состояние нервной системы сказывается на взаимоотношениях с членами семьи.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд учитывает тяжесть профессионального заболевания, продолжительность работы во вредных условиях труда, степень утраты профессиональной трудоспособности.
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства дела, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
На основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в сумме *** руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Герасимова В.А. к Филиалу «Уральский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании» Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Филиала «Уральский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании» Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» в пользу Герасимова В.А. в счет компенсации морального вреда *** руб.
Взыскать с Филиала «Уральский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании» Открытого акционерного общества «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» в доход местного бюджета МО «город Каменск-Уральский» госпошлину в сумме *** руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 16 сентября 2015 г.
Председательствующий: