Дело № 2а-1742/2021
10RS0011-01-2021-001963-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.,
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки. Требования мотивированы тем, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на основании обращений граждан, в рамках которой в ходе совместного натурного обследования с Администрацией Петрозаводского городского округа на территории общего пользования Суоярвского парка выявлены 3 места несанкционированного складирования коммунальных и строительных отходов с координатами 61.797317°С.Ш., 34.275113°В.Д., 61.797163°С.Ш., 34.274791 °В.Д., 61.797368°С.Ш., 34.273707°В.Д., а также место захламления коммунальными отходами, имеющее координаты 61.797457°С.Ш., 34.272629°В.Д. Размещение указанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Бикчантаева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращений граждан о наличии несанкционированных свалок в границах Петрозаводского городского округа проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территориях общего пользования Суоярвского парка выявлены несанкционированные складирования коммунальных и строительных отходов с координатами 61.797317°С.Ш., 34.275113°В.Д., 61.797163°С.Ш., 34.274791 °В.Д., 61.797368°С.Ш., 34.273707°В.Д., а также место захламления коммунальными отходами, имеющее координаты 61.797457°С.Ш., 34.272629°В.Д.
Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования территории Петрозаводского городского округа от 25 января 2021 года за подписью начальника управления благоустройства и экологии комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа Дудырина А.В., заместителя начальника отдела организации дорожного движения, транспорта и благоустройства МКУ «Служба заказчика» Борисенко А.Ю..
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 вышеназванного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 №258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Довод Администрации Петрозаводского городского округа о том, что обязанность по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, должна быть возложена на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия судом не принимается.
Осуществление полномочий по предоставлению земельных участков обозначенной категории в порядке Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации не исключает обязанность администрации Петрозаводского городского округа по выполнению функций, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые носят общий характер и во всяком случае требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории городского округа.
Кроме того, согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, с 01.01.2016 года Министерство является уполномоченным органом по осуществлению функции в сфере предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, но полномочиями по пользованию земельными участками, а также их содержанию не наделено.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией.
Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и /или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
Принимая во внимание, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, что означает отсутствие прав на данный земельный участок третьих лиц, обязанность по ликвидации установленных в ходе проверки несанкционированных свалок должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие несанкционированных свалок влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории Петрозаводского городского округа.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать следующие несанкционированные свалки коммунальных и строительных отходов с координатами 61.797317°С.Ш., 34.275113°В.Д., 61.797163°С.Ш., 34.274791 °В.Д., 61.797368°С.Ш., 34.273707°В.Д., а также место захламления коммунальными отходами, имеющее координаты 61.797457°С.Ш., 34.272629°В.Д.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Тарабрина
Мотивированное решение изготовлено 17.02.2021.