Дело №2-3301/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2016 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широковой А.С. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к назначению пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Широкова А.С. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что с момента смерти ее отца К* С.Н. * года она получала пенсию по случаю потери кормильца. В 2010 году она поступила в Димитровградский механико-технологический техникум молочной промышленности на очное отделение. Обучалась до июня 2013 года. С июля 2013 года выплаты прекратились, поскольку она закончила обучение. 20 сентября 2013 года она была зачислена в Московский государственный университет технологий и управления К.Г.Разумовского на очную форму обучения. Кроме того, она стала работать продавцом. Она не знала, что работая, она не теряла права на получение указанной пенсии. 15 июля 2016 года, являясь учащейся указанного университета, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей указанного вида пенсии, однако в этом ей было отказано. Считает указанный отказ незаконным, в связи с чем просила восстановить ее в праве на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях» за период с сентября 2013 года по июль 2016 года.
В судебном заседании истец Широкова А.С. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила о его удовлетворении.
Представитель ответчика Попова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец обратилась за назначением указанной пенсии после окончания обучения в университете по очной форме. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Судом установлено, что Широкова А.С. (до брака К*), * года рождения, приходится дочерью К* С.Н., умершему * года. Указанное обстоятельство подтверждается представленными копиями свидетельств о рождении, о смерти, о браке.
Из пояснений сторон следует, что Широкова А.С. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца с 09 августа 1996 года до совершеннолетия. После достижения ею совершеннолетия, 07 ноября 2012 года Широкова А.С. обратилась к ответчику с заявлением о продлении выплаты пенсии в связи с обучением ей в среднем специальном учреждении по очной форме обучения. Указанная пенсия ей выплачивалась до 30 июня 2013 года.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2016 года Широкова А.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Димитровграду с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается ранее дня обращения за страховой пенсией - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Из представленной суду выписки из приказа от 18 июля 2016 года №5883, изданного Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» Широкова А.С. отчислена в связи с получением образования с 30 июня 2016 года.
В соответствии со ст.61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе, в связи с получением образования (завершением обучения).
Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, учитывая изложенное, суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что статус обучающегося лица прекращается с даты, указанной в приказе об отчислении из учреждения образования и не зависит от даты издания приказа об отчислении.
Поскольку на момент обращения за назначением пенсии по случаю потери кормильца 15 июля 2016 года Широкова А.С. достигла совершеннолетия и утратила статус обучающегося по очной форме обучения, управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) обоснованно отказало ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Широковой А.С. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к назначению пенсии по случаю потери кормильца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 19 сентября 2016 года.
Судья О.П. Кочергаева