Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6950/2021 от 15.01.2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

                                      дело № 33а-6950/2020

№ 2а-3089/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2021 года                             город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи             Онохова Ю.В.

судей:                         Морозовой Н.А., Суслова К.К.

при секретаре                         Курской Ю.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Милица Ольги Валерьевны к Администрации муниципального образования город Новороссийск об оспаривании решения органа местного самоуправления,

по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования город Новороссийск, апелляционному представлению Прокурора города Новороссийска Дубовицкого В.В. на решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2020 года которым административный иск Милица О.В. удовлетворен частично: признано незаконным постановление Главы Администрации муниципального образования город Новороссийск от 5 ноября 2019 года № 5461 «Об отмене постановления от 19 июня 2019 года № 2756 «О предоставлении Милице О.В. разрешения на условный вид разрешенного использования «отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): кафе и другие предприятия общественного питания с количеством и осадочных мест до 50, магазины, продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров, административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, банки, отделения банков, загсы, залы для торжественных обрядов» к основному виду разрешенного использования «малоэтажные многоквартирные жилые дома (секционные, галерейные, коридорные)», отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, расположенных в городе Новороссийске, в селе Мысхако», с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,

установила:

Милица О.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования город Новороссийск от 5 ноября 2019 года № 5461 указав, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, расположенные в городе Новороссийске, село Мысхако. 19 июня 2019 года администрацией муниципального образования вынесено постановление № 2756 о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования «отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): кафе и другие предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50, магазины, продовольственных, непродовольственных и смешанных, товаров, административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, банки, отделения банков, загсы, залы для торжественных обрядов» и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> по адресу: город Новороссийск, село Мысхако». В дальнейшем, на сайте администрации муниципального образования она обнаружена информацию об отмене указанного выше постановления во исполнение протеста прокурора города Новороссийска. О поступлении протеста, результатах его рассмотрения она не извещена, в связи с чем обжалуемое постановление администрации муниципального образования считает незаконным, поскольку также не содержит требуемого обоснования, нарушает её имущественные права на пользование и распоряжение принадлежащими ей земельными участками.

По административному делу постановлено указанное выше судебное решение, с которым выражают несогласие Администрация муниципального образования город Новороссийск и Прокурор города Новороссийска, в поданных апелляционной жалобе и апелляционном определении, выражая единую правовую позицию, настаивают на отмене данного судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Относительно доводов апелляционного представления, Милица О.В. представлены возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вышеуказанным требованиям постановленное по делу судебное решение не соответствует в силу следующего.

Как следует из материалов дела Милица О.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> расположенные в городе Новороссийске, село Мысхако, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «малоэтажные многоквартирные жилые дома (секционные, галерейные, коридорные).

Милица О.В. обратилась в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новороссийск с заявлением о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

16 мая 2019 года Главой Администрации муниципального образования город Новороссийск вынесено постановление № 2039 «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления Милице О.В. разрешения на условный вид разрешенного использования «отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): кафе и другие предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50, магазины, продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров, административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, банки, отделения банков, загсы, залы для торжественных обрядов» и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>.

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний и текст постановления о проведении публичных слушаний опубликованы 23 мая 2019 года в печатном издании в газете «Вестник» № 37, оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации с указанием адреса для ознакомления с материалами публичных слушаний и подачи заявок на участие в публичных слушаниях.

29 мая 2019 года проведено собрание участников публичных слушаний по результатам проведения, которым председателем комиссии оформлен и подписан протокол публичных слушаний.

Протокол публичных слушаний и заключение опубликованы 5 июня 2019 года в газете «Вестник» № 40 и размещены на официальном сайте администрации муниципального образования.

19 июня 2019 года Главой Администрации муниципального образования город Новороссийск вынесено постановление № 2756 «О предоставлении Милица О.В. разрешения на условный вид разрешенного использования, для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, которое опубликовано 26 июня 2019 года в печатном издании газете «Вестник» № 47 и размещено на официальном сайте муниципального образования.

16 августа 2019 года Прокурором города Новороссийска принесен протест с требованием об отмене указанного выше постановления, противоречащего действующему законодательству, регулирующему правила землепользования и застройки.

5 ноября 2019 года Главой Администрации муниципального образования город Новороссийск вынесено постановление № 5461 «Об отмене постановления от 19 июня 2019 года № 2756 на основании протеста прокурора города Новороссийска от 16 августа 2019 года (л.д. 16).

Признавая незаконным постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протест прокурора не является для администрации муниципального образования обязательным для исполнения; оспариваемое постановление препятствует возведению объектов недвижимости на принадлежащих Милица О.В. земельных участках, чем нарушает ее права и законные интересы.

Вместе с тем, в основу принятого судебного акта суд первой инстанции указал, что содержащийся в протесте прокурора доводы об отсутствии предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не свидетельствует о незаконности постановления от 19 июня 2019 года, поскольку помимо указанных в нем обстоятельств, законом предусмотрены иные основания для выдачи соответствующего разрешения (пункт 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), что определяет его незаконность и необоснованность.

Судебная коллегия не может согласиться с последним выводом суда нижестоящей инстанции в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли указанные в части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

При этом законодательство о градостроительной деятельности предусматривает возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, устанавливаемых градостроительными регламентами.

В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Частью 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации муниципального образования город Новороссийск от 19 июня 2020 № 2756 Милице О.В. предоставлены разрешения: на условный вид разрешенного использования «отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): кафе и другие предприятия общественного питания с количеством посадочных мест до 50, магазины продовольственных, непродовольственных и смешанных товаров, административные здания, офисы, конторы различных организаций, фирм, банки, отделения банков, загсы, залы для торжественных обрядов» к основному виду разрешенного использования «малоэтажные многоквартирные жилые дома» для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...> <№...> расположенных в городе Новороссийске, в селе Мысхако.

Указанным выше постановлением Милице О.В. также предоставлено разрешение на: отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка - 90%, увеличения максимальной высоты здания на 25 метров, увеличения максимального количества этажей до 7, уменьшения минимального процента озеленения - 10%, а также расположения объекта капитального строительства; отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка - 50%; увеличения максимальной высоты здания 25 метров, увеличения максимального количества этажей до 7, уменьшения минимального процента озеленения - 10%, а также расположения объекта капитального строительства; отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> в части увеличения максимального процента застройки в границах земельного участка на 65 %; увеличения максимальной высоты здания 25 метров, увеличения максимального количества этажей до 7, уменьшения минимального процента озеленения на 10%, а также расположения объекта капитального строительства.

Указанное постановление вынесено органом местного самоуправления в нарушение требований законодательства в сферах градостроительной деятельности и землепользования, что оставлено нижестоящим судом без должного внимания и оценки.

Так, картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 декабря 2014 года № 439, рассматриваемые земельные участки отнесены к территориальной зоне Ж-2 «зона застройки малоэтажными жилыми домами».

Вместе с тем, признавая постановление от 5 ноября 2019 года незаконным нижестоящий суд не принял во внимание, что в нарушении пункта 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией муниципального образования город Новороссийск разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> предоставлено по заявлению Милицы О.В. при отсутствии правовых оснований, возникающих исключительно при наличии неблагоприятных для застройки характеристик или в случае, если размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Установленная статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не может свидетельствовать о безусловном праве лица, осуществляющего строительство или реконструкцию, в том числе выйти за пределы градостроительного регламента.

Соответствующие отклонения допускаются лишь в установленном законом порядке при получении необходимого разрешения, которое, в свою очередь должно содержать мотивированные причины несоблюдения установленных параметров строительства.

Кроме того площади земельных участков, принадлежащих административному истцу многократно превышают установленный градостроительным регламентом минимальный размер земельного участка в рассматриваемой территориальной зоне, неблагоприятные для застройки факторы также отсутствуют, поскольку земельные участки имеют прямоугольную конфигурацию, расположены в равнинной местности, перепады высот отсутствуют.

Фактически указанным разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельные участки истца переведы в иную территориальную зону «зону застройки средне этажными многоквартирными домами» (Ж-3), предусматривающую максимальное количество этажей (8).

Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу предоставлены путем строительства многоквартирных жилых домов большей этажности, с меньшим процентом озеленения, увеличенной площадью застройки в нарушение требований градостроительных регламентов, призванных упорядочить строительство в границах городского округа.

Также, в силу пунктов 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенных требований закона, Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается возможность установления только вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в дополнение к основным и условным видам разрешенного использования.

Таким образом, судом первой инстанции не принято во внимание, что разрешение на условный вид разрешенного использования выдано в нарушение требований градостроительного законодательства, в связи с недопустимостью совместного использования основного и условно разрешенного вида использования земельного участка, поскольку совместное использование видов разрешенного использования земельных участков допускается исключительно в отношении вспомогательных видов разрешенного использования к основным и условно разрешенным видам использования земельных участков.

При этом основные и условные виды разрешенного использования земельных участков являются самостоятельными и не могут быть установлены в дополнение друг к другу.

Кроме того вывод суда первой инстанции о нарушении административным ответчиком порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросу предоставления Милица О.В. рассматриваемых разрешений не может являться основанием для отмены.

Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 16 мая 2020 года № 2039 на 29 мая 2019 года назначены публичные слушания по вопросу предоставления Милице О.В. разрешения на условный вид разрешенного использования и отклонение от предельных параметров разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков.

Частью 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В силу пункта 2.12 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Новороссийск, утвержденного Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 19 июня 2018 года
№ 300, решение (постановление) о назначении публичных слушаний, общественных обсуждений должно быть опубликовано организатором публичных слушаний в печатном средстве массовой информации и размещено на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования город Новороссийск http://admnvrsk.ni/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за десять дней до дня проведения слушаний, если действующим законодательством, Уставом или настоящим Положением применительно к конкретному проекту муниципального правового акта не установлен иной срок опубликования данного решения (постановления).

Вопреки изложенному, органом местного самоуправления в установленном законом порядке не направлялись смежным землепользователям извещения о проведении публичных слушаний, при этом решение о проведении публичных слушаний по заявлению Милицы О.В., назначенных на 29 мая 2019 года, опубликовано на официальном сайте администрации только 27 мая 2020 года, всего за 2 дня до их проведения, в печатном средстве массовой информации за 7 дней.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, в нарушение вышеизложенных требований законодательства, оснований для признания незаконным постановления Главы Администрации муниципального образования город Новороссийск от 5 ноября 2019 года № 5461 не имелось, поскольку разрешение на условный вид разрешенного использования выдано в нарушение требований градостроительного законодательства, в связи с недопустимостью совместного использования основного и условно разрешенного вида использования земельного участка, а также при отсутствии правовых оснований для обращения правообладателя земельных участков за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, возникающих исключительно при наличии неблагоприятных для застройки характеристик.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, что повлияло на исход административного дела, в связи, с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение нижестоящего суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Милица О.В. к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным постановления.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 24 ноября 2020 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Милица Ольги Валерьевны к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования город Новороссийск от 5 ноября 2019 года № 5461, отказать.

Председательствующий                      Ю.В. Онохов

Судьи:                                  Н.А. Морозова

К.К. Суслов

33а-6950/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Милица Ольга Валерьевна
Ответчики
Администрация МО г. Новороссийск
Другие
Прокурор г. Новороссийска
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Онохов Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
15.01.2021Передача дела судье
16.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее