Решение
Именем Российской Федерации
03 апреля 2018 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре при секретаре Жаруне А.Р.,
с участием представителя истца Васильченко Е.М.,
представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Гогусевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафикова В.Ф. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,
установил:
Шафиков В.Ф. обратился в суд с указанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, мотивируя свои требования следующим.
Шафиков В.Ф. является уволенным из рядов Вооруженных Сил РФ с выслугой 27 лет, был принят на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Шафиков В.Ф. обратился к ответчику с заявлением о единовременной денежной выплате на приобретение или строительство жилого помещения. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предложено взять именное свидетельство на сумму 990000 рублей. Истец, с указанной суммой выплаты не согласен, полагает ее необоснованно заниженной, рассчитанной без учета индексов-дефляторов, устанавливаемых министерством экономического развития РФ по виду экономической деятельности «Строительство». Норматив предоставления площади жилого помещения для расчета выплаты размера выплаты для одиноко проживающего гражданина установлен 33 кв.м. Согласно справке Саратовстат, среднерыночная цена 1 кв.м по Саратовской области составляет 40745 рублей. Таким образом, размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья должен составлять 1344585 рублей. Просит суд обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выплатить Шафикову В.Ф. единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1344585 рублей.
Истец Шафиков В.Ф., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Гогусева А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, в иске просила отказать. Пояснила, что согласно информации администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с заявлением Шафиковым В.Ф. была изменена форма предоставления жилого помещения с предоставления жилого помещения в собственность бесплатно на форму обеспечения жилым помещением – единовременная денежная выплата (социальная выплата) на приобретение или строительство жилого помещения. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес Шафикова В.Ф. были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ № и №, согласно которым Шафикову В.Ф. было сообщено, что на его имя подготовлено и оформлено именное свидетельство, удостоверяющее право на получение единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) серии УВС № на сумму 990000 рублей. Указанная в письме информация также была доведена до доверенного лица Шафикова В.Ф. – Васильченко Е.М. по средствам телефонной связи. Согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Васильченко Е.М., полномочиями на получение именного свидетельства в министерстве за Шафикова В.Ф. доверенное лицо не наделено, в связи, с чем выдать именное свидетельство серии УВС № не представилось возможным. Шафикову В.Ф. в соответствии с действующим законодательством сумма единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения была рассчитана по следующей формуле: 990000 руб. = (1 чел. х 33 кв.м.) х 30000 рублей, где: 1 чел. - состав семьи, состоящей на жилищном учете; 33 кв. м - норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина согласно п. 16 Правил; 30000 рублей - средняя рыночная стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, на 1 квартал 2018 год для Саратовской области. Таким образом, права и законные интересы Шафикова В.Ф. со стороны министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не нарушены.
В судебное заседание представитель третьего лица министерства финансов Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статьей 72 Конституции РФ, ст. 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2).
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
предоставление жилого помещения по договору социального найма;
предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частью 2 названной нормы - Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 01 июля 2011 года №330-П «Вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» утверждено Положение, устанавливающее порядок формирования уполномоченным органом исполнительной власти области сводного списка граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - сводный список), на основании списков, представленных органами местного самоуправления области (по согласованию).
Согласно пункту 3 Положения, на основании сводного списка и с учетом объема субвенции, предоставленной из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение осуществления переданных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями, на соответствующий финансовый год уполномоченный орган проводит работу по обеспечению граждан жилыми помещениями в соответствии с выбранной ими формой.
Сводный список формируется уполномоченным органом на основании представленных органами местного самоуправления (по согласованию) списков по форме согласно приложению к настоящему Положению. Список формируется в электронном виде в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в сводном списке в алфавитном порядке. Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, которые имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в сводный список в первоочередном порядке согласно дате постановки указанного гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в сводном списке в алфавитном порядке (пункт 5).
Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, включенные в сводный список, исключаются из него в случае: подачи ими заявления об исключении из сводного списка; утраты оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством (пункт 6).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что Шафиков В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы в запас, имеет календарную выслугу 26 лет 11 месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ истец Шафиков В.Ф. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилья в Энгельсском муниципальном районе.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Энгельского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15), уведомлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ Шафиков В.Ф. направил в адрес администрации Энгельсского муниципального района заявление об изменении формы предоставления социальной поддержки с предоставления жилого помещения в собственность бесплатно на форму обеспечения жилым помещением – единовременная денежная выплата (социальная выплата) на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 20).
Согласно сообщению комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, администрацией в уполномоченный орган в области жилищных отношений направлен уточненный сводный список, в связи с поступившим от Шафикова В.Ф. заявлением об изменении меры социальой поддержки (л.д. 21).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес Шафикова В.Ф. были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ № и №, в которых Шафикову В.Ф. сообщено, что на его имя подготовлено и оформлено именное свидетельство, удостоверяющее право на получение единовременной денежной выплаты (социальной выплаты) серии УВС № на сумму 990000 рублей (л.д. 45-48).
До настоящего времени указанное именное свидетельство истцом не получено, по причинам, не зависящим от ответчика.
Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В обоснование исковых требований истец ссылается на неверный расчет выплаты, произведенный без учета индекса-дефлятора.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с частью 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Законом в собственность бесплатно, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 указанной статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего гражданина - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Исходя из изложенного, с учетом положений пунктов 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ, норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно, на одного человека составляет 18 - 36 кв.м.
Согласно части 4 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 303 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
В соответствии с пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв.м.
В соответствии с пунктом 13 Правил, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2018 года. Для Саратовской области установлена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 30000 рублей (л.д. 49-52).
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что Шафикову В.Ф. в соответствии с действующим законодательством сумма единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения была рассчитана по следующей формуле: 990000 рублей = (1 чел. х 33 кв.м.) х 30000 рублей, где: 1 чел. - состав семьи, состоящей на жилищном учете; 33 кв.м. - норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина согласно п. 16 Правил; 30000 рублей - средняя рыночная стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, на 1 квартал 2018 год для Саратовской области.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу об отсутствии нарушении прав Шафикова В.Ф. при определении суммы единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку данный расчет соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылку представителя истца на письмо Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение доводов о неверном расчете суммы единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд признает несостоятельной, основанной на его неверном толковании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку в материалы дела не представлено доказательств нарушения его прав действиями ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шафикова В.Ф. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2018 года.
Судья Е.В. Яремчук