УИД 63RS0030-01-2020-001107-79
Производство № 2а-992/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2020 года г.Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
при секретаре Беловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Пряничникову В.В. о взыскании пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обратилась с административным иском к Пряничникову В.В. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 в размере 900,32 руб., пени по земельному налогу за 2016 в размере 49,60 руб., пени по транспортному налогу за 2015 в размере 5745,01 руб., пени по транспортному налогу за 2016 в размере 2309,50 руб., пени по НДФЛ за 2016 в размере 105709,79 руб., пени по НДФЛ за 2017 в размере 2778,84 руб.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Пряничников В.В. являлся налогоплательщиком земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц в связи с наличием объектов налогообложения, а также НДФЛ. Соответственно, у налогоплательщика возникла обязанность уплаты налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога, однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов. В адрес налогоплательщика вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, а также направлены Требования об уплате налога, однако в установленный срок административный ответчик оставил указанные Требования об уплате налога без исполнения, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. 31.05.2019 мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г.Тольятти был вынесен судебный приказ, который определением от 18.09.2019 был отменен, поскольку административный ответчик представил возражения относительно его исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Административный ответчик Пряничников В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
В силу ч. 2 ст. 189 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, поскольку суд не признал их явку обязательной.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что Пряничников В.В. являлся налогоплательщиком земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях ... от 04.09.2016, ... от 21.09.2019 (л.д.14,16).
17.04.2017 Пряничниковым В.В. была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2016 (л.д.23-25).
Решением Межрайонной ФНС № 19 по Самарской области ... от 02.11.2017 по итогам камеральной налоговой проверки на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год Пряничников В.В. был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 210 НК РФ, п. 1. ст. 122 НК РФ (л.д.26-30).
Налоговый орган в административном иске ссылается на неисполнение (несвоевременное исполнение) Пряничниковым В.В., как налогоплательщиком, обязанности по уплате земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц, поэтому ему были направлены требования:
- ... от 27.08.2018 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц в срок до 03.12.2018 (л.д.18),
- ... от 14.11.2018 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, прочие начисления в срок до 04.12.2018 (л.д.41),
- ... от 14.11.2018 о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налога на доходы физических лиц с доходов, полученных ими в соответствии со ст. 228 НК РФ по налоговым нарушениям за 2016 год ..., и на доходы физических лиц с доходов, полученных ими в соответствии со ст. 228 НК РФ (прочие) в срок до 04.12.2018 (л.д.32).
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
31.05.2019 мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти был вынесен судебный приказ о взыскании с Пряничникова В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области недоимки по налогу и пени.
18.09.2019 определением мирового судьи судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г.Тольятти судебный приказ отменен, поскольку Пряничников В.В. возражал относительно его исполнения (л.д.6-7).
20.03.2020 административное исковое заявление поступило в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Сроки обращения к мировому судье и в районный суд налоговым органом соблюдены.
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 26.03.2020, вступившим в законную силу 06.05.2020, по административному делу № 2а-829/2020 административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Пряничникову В.В. о взыскании недоимки по налогам и пени по требованию об уплате налога ... от 20.12.2016 с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.02.2017 оставлены без удовлетворения.
В том числе, решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 26.03.2020 были оставлены без удовлетворения требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки по уплате транспортного налога за 2015 год.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 75 НК Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 57 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации", при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование налогового органа о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 в размере 5745,01 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 26.03.2020 была установлена несвоевременность принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию суммы транспортного налога за 2015 с Пряничникова В.В.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П изложена правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил вышеуказанные налоговые уведомления, решение ... от 02.11.2017 о привлечении Пряничникова В.В. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 210 НК РФ, п. 1. ст. 122 НК РФ, требования ... от 27.08.2018, ... от 14.11.2018, ... от 14.11.2018 административному ответчику Пряничникову В.В. по адресу: .....
Согласно справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 31.03.2020 Пряничников В.В. с 12.07.2013 зарегистрирован по адресу: .... (л.д.58).
Из обстоятельств дела видно, что при подаче налоговой декларации в Межрайонную ИФНС России № 19 по Самарской области 17.04.2017 Пряничников В.В. указал адрес регистрации .... (л.д.23).
Из представленных административным истцом материалов видно также, что Пряничников В.В. произвел отчуждение права на квартиру по адресу: ...., 02.07.2013 (л.д.11).
Изложенное свидетельствует о том, налоговым органом были направлены в адрес налогоплательщика налоговые уведомления, требования об уплате налога и решение о привлечении его к налоговой ответственности не по адресу регистрации при наличии у налоговой инспекции таких сведений о его адресе регистрации как минимум с 17.04.2017.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом в нарушение требований ч. 4 ст. 289 КАС РФ не представлены доказательства извещения налогоплательщика о принятии решения о привлечении его к налоговой ответственности от 02.11.2017, о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (часть 1 статьи 69 НК РФ), тем самым налогоплательщик не был извещен и о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (абзац 1 пункта 4 статьи 69 НК РФ).
Положениями налогового законодательства предусмотрено возложение на налогоплательщика обязанности по выплате пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, о чем налогоплательщик должен быть извещен налоговым органом.
Анализируя изложенное, учитывая отсутствие доказательств надлежащего извещения административного ответчика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 в размере 900,32 руб., пени по земельному налогу за 2016 в размере 49,60 руб., пени по транспортному налогу за 2016 в размере 2309,50 руб., пени по НДФЛ за 2016 в размере 105709,79 руб., пени по НДФЛ за 2017 в размере 2778,84 руб., как меры ответственности за налоговое правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Пряничникову В.В. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 в размере 900,32 руб., пени по земельному налогу за 2016 в размере 49,60 руб., пени по транспортному налогу за 2015 в размере 5745,01 руб., пени по транспортному налогу за 2016 в размере 2309,50 руб., пени по НДФЛ за 2016 в размере 105709,79 руб., пени по НДФЛ за 2017 в размере 2778,84 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Морозова Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 августа 2020 года.
Судья Морозова Ю.А.